Поиск по творчеству и критике
Cлово "1915"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Данилов С. С.: Гоголь в инсценировках
Входимость: 8. Размер: 103кб.
2. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Библиография
Входимость: 5. Размер: 75кб.
3. Даты жизни Гоголя, 1848—1852 гг.
Входимость: 4. Размер: 72кб.
4. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Гоголь и натуральная школа
Входимость: 4. Размер: 136кб.
5. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Этюды о стиле Гоголя. Примечания
Входимость: 4. Размер: 58кб.
6. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Часть вторая. Глава вторая
Входимость: 3. Размер: 42кб.
7. Виноградов В. В.: О языке ранней прозы Гоголя. Примечания
Входимость: 2. Размер: 16кб.
8. Спасский Николай: Проклятие Гоголя. Глава 18
Входимость: 2. Размер: 33кб.
9. Канц Кюхельгартен: Идиллия в картинах
Входимость: 2. Размер: 69кб.
10. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава II. "Миргород". Часть 3
Входимость: 2. Размер: 204кб.
11. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 2. Достоевский: от эпилепсии к прогенерации
Входимость: 2. Размер: 105кб.
12. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 1. Гоголь, моралисты и психиатры
Входимость: 2. Размер: 99кб.
13. Алексеев М. П.: Драма Гоголя из англо-саксонской истории
Входимость: 2. Размер: 114кб.
14. Коростин А., Стернин Г.: Герои Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века
Входимость: 2. Размер: 165кб.
15. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава четвертая. История. Критика. Повести. Часть 4
Входимость: 2. Размер: 38кб.
16. Черневич М. Н.: Гоголь и гоголевские образы в сочинениях В. И. Ленина
Входимость: 1. Размер: 40кб.
17. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Эволюция русского натурализма. Гоголь и Достоевский. Из биографии одного "неистового" произведения
Входимость: 1. Размер: 48кб.
18. Гоголь Н. В. - Пушкину А. С., 21 августа 1831 г.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
19. Вересаев В.: Гоголь в жизни. III. Первые годы в Петербурге. Служба. Начало литературной деятельности
Входимость: 1. Размер: 183кб.
20. Ерофеев Виктор: Розанов против Гоголя
Входимость: 1. Размер: 86кб.
21. Манн Ю. В.: Гоголь Н. (Краткая литературная энциклопедия. - 1964 г.)
Входимость: 1. Размер: 31кб.
22. Гиппиус В.: Гоголь. IV. История
Входимость: 1. Размер: 40кб.
23. Гиппиус В.: Гоголь. Список сокращений
Входимость: 1. Размер: 4кб.
24. Григорьев А. Ф.: Достоевский и школа сентиментального натурализма
Входимость: 1. Размер: 21кб.
25. Крылов Н. И. - Погодину М. П., 28 марта 1841 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
26. Анненкова Е. И.: Абрамцево и творческие маршруты Н. В. Гоголя
Входимость: 1. Размер: 28кб.
27. Вересаев В.: Гоголь в жизни. V. "Ревизор"
Входимость: 1. Размер: 65кб.
28. Переверзев В.: Гоголь Н. В. (Большая советская энциклопедия. - 1-е изд. - 1930 г.)
Входимость: 1. Размер: 53кб.
29. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 3. Толстой и зарождение психотерапии в России
Входимость: 1. Размер: 132кб.
30. Пушкин A.С. - Письмо к издателю "Литературных прибавлений к Русскому инвалиду", Вечера на хуторе близ Диканьки. Изд. второе. (Рецензия)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
31. Аксаков С. Т. - Аксакову И. С., 10 января 1850 г.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
32. Гиппиус В.: Гоголь. III. Эстетика
Входимость: 1. Размер: 46кб.
33. Аксакова В. С. - Карташевской М. Г., 20 августа 1849 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
34. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (Большая советская энциклопедия. - 2-е изд. - 1952 г.)
Входимость: 1. Размер: 51кб.
35. Алексеев М. П.: Томас Мур и русские писатели XIX века
Входимость: 1. Размер: 132кб.
36. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 16 апреля 1831 г.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
37. Анри Труайя: Николай Гоголь. Часть I. Глава IV. Деятельность
Входимость: 1. Размер: 56кб.
38. Ходасевич В. Ф.: Памяти Гоголя
Входимость: 1. Размер: 18кб.
39. Гоголь в русской критике (сборник). Белинский В. Г.: Письмо к Гоголю
Входимость: 1. Размер: 28кб.
40. Переверзев В.: Гоголь (Литературная энциклопедия. - 1929 г.)
Входимость: 1. Размер: 28кб.
41. Дядька в затруднительном положении (Джиованни Жиро, перевод)
Входимость: 1. Размер: 104кб.
42. Манн Ю. В.: Гоголь Н. В. (Русские писатели. - 1989 г.)
Входимость: 1. Размер: 71кб.
43. Михед П. В.: Рим в творческом сознании Гоголя
Входимость: 1. Размер: 38кб.
44. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 4. Повести. Часть 2
Входимость: 1. Размер: 39кб.
45. Виноградов В. В.: О языке ранней прозы Гоголя. Глава 3
Входимость: 1. Размер: 14кб.
46. Завьялова Е.: "Мусорная парадигма" в "Мёртвых душах" Н. В. Гоголя
Входимость: 1. Размер: 29кб.
47. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 5. Здоровье и болезнь Пушкина
Входимость: 1. Размер: 41кб.
48. Лонгинов М.Н. - Воспоминание о Гоголе
Входимость: 1. Размер: 16кб.
49. Смирнова А. О. - Гоголю Н. В., 18 декабря 1844 г.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
50. Гоголь Н. В. - Пушкину А. С., 16 августа 1831 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Данилов С. С.: Гоголь в инсценировках
Входимость: 8. Размер: 103кб.
Часть текста: инсценировок, а сплошь и рядом даже без всякой специальной литературной обработки гоголевского текста. В Ленинградской театральной библиотеке им. А. В. Луначарского сохранился цензурный экземпляр инсценировки „Майской ночи“, сделанной путем сокращения текста повести непосредственно в ее печатном издании. 2 Анонимный автор инсценировки не удосужился даже выписать диалоги повести. Не менее характерен другой пример. Не один любительский спектакль разыгрывал „Разговор двух дам“, не одно актерское поколение училось мастерству сценического диалога на этих страницах поэмы Гоголя, а между тем, как правило, в этих случаях пользовались непосредственно текстом „Мертвых душ“. Несмотря на это, нашему учету всё же поддается настолько большое количество пьес „по Гоголю“, что на основе их возможно проследить и самые принципы сюжетного отбора произведений Гоголя для театра на различных этапах его развития и те проблемы художественного стиля, которые попутно разрешались театром в каждый данный период. Но не только для истории театра существенно изучение инсценировок Гоголя. Инсценировка эпического произведения — факт столь же значительный в области театра, как и в области литературы. И литературное изучение гоголевского наследства также может почерпнуть здесь новый материал для исследовательских наблюдений, хотя бы уже по одному тому, что инсценировка неизбежно устанавливала новый угол зрения на всё повествовательное...
2. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Библиография
Входимость: 5. Размер: 75кб.
Часть текста: И. М. Сеченова. Фонд Архива Психиатрической клиники (ОФ 523/132). Фонд П. Б. Ганнушкина. Общественный музей Преображенской больницы. Фонд 103. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2299. Н. Е. Осипов. On. 1. Ед. хр. 1. Л. 7 (Осипов Н. Е. Достоевский и психиатры); Ед. хр. 14. Л. 42 (Осипов Н. Е. Толстой и медицина); Ед. хр. 19. Л. 17–26 (Осипов Н. Е. Анализ романа гр. Л. Н. Толстого «Семейное счастье»); Ед. хр. 21. Л. 6, 9 (Осипов Н. Е. Анализ повести гр. Л. Н. Толстого «Детство»); Ед. хр. 26. Л. 14 (Осипов Н. Е. Новый подход к Достоевскому); Ед. хр. 42. JI. 40 (Письмо A. JI. Бёма Осипову); Ед. хр. 44. JI. 2 (Письмо М. О. Вульфа Н. Е. Осипову, 1927 г.); Ед. хр. 47. Л. 1 (Письмо Е. А. Ляцкого Н. Е. Осипову); Ед. хр. 88 (Письмо редактора журнала «Современные записки» В. А. Руднева М. П. Полосину, 21.10.1927). Центральный государственный архив истории и архитектуры г. Москвы (ЦГИАМ). Ф. 363. On. 1. Ед. хр. 70. Л. 185 (Объявление о санатории Н. Н. Баженова и О. Мари в Шуази-ле Руа). Ф. 363. Оп. 2. Ед. хр. 3097. Л. 10 (Свидетельство о политической благонадежности Н. Е. Осипова). Цитируемые источники на русском языке Автократов П. М. Призрение, лечение и эвакуация душевнобольных во время Русско-японской войны в 1904–1905 гг. // ОП. 1906. № 10. С. 665–668. Аменицкий Д. А. По поводу «Болезни Достоевского». Введение к статье Т. Е. Сегалова // Научное слово. 1929. Nq 4....
3. Даты жизни Гоголя, 1848—1852 гг.
Входимость: 4. Размер: 72кб.
Часть текста: из Мальты сообщает А. П. Толстому о революционном движении в Сицилии: «Дела короля совершенно плохи: Мессина, Катания — всё восстало ... » Упоминает о перенесенных страданиях от морской болезни. Письмо № 6. 23 января н. ст. Гоголь из Мальты пишет А. М. Вьельгорской, что из Неаполя его «выгнали раньше», чем он полагал, «разные политические смуты ... » Письмо № 7. 27 января н. ст. Отъезд Гоголя из Мальты. Письмо № 10. Середина февраля. Гоголь в Иерусалиме, куда он вместе со своим школьным товарищем, русским генеральным консулом в Сирии и Палестине К. М. Базили, прибыл «через Сидон и древний Тир и Акру ... » Письма №№ 11—16; «Записки», II, стр. 165. 16 февраля. Хвалебный отзыв Гоголя о работе К. М. Базили «Сирия и Палестина». Письмо № 11. 29 февраля. Цензурное разрешение № 3 журнала «Современник» за 1848 г., содержащего вторую статью Белинского «Взгляд на русскую литературу 1847 года» с одобрительным отзывом о трех «письмах» Н. Ф. Павлова, посвященных разбору «Выбранных мест из переписки с друзьями» и с ответом на выпады Шевырева в № 1 «Москвитянина». 18 марта. Гоголь в Бейруте ожидает парохода, чтобы ехать в...
4. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Гоголь и натуральная школа
Входимость: 4. Размер: 136кб.
Часть текста: которое почти даже не начато. В нее, как в большой спутанный клубок, вплелось множество побочных проблем. Некоторые из них уходят далеко за пределы творчества Гоголя, имея общий теоретико-литературный интерес. Прикрепление этих принципиальных вопросов историко-литературного построения (например, о взимоотношении романтического и реалистического стилей, о сущности реализма в русской литературе и т. п.) к изучению Гоголя произошло давно, еще в 40—50-х гг. XIX в. (Белинский, Чернышевский). Это невыгодно отразилось на исследовании гоголевской поэтики: неопределенные терминологические клейма облепили гоголевский стиль и заслоняли мозаическую сложность его структуры. Лишь робко, как второстепенная линия подхода к художеству Гоголя, с начала текущего века намечается путь непосредственного изучения гоголевской поэтики и стилистики. От книги проф. Мандельштама о характере гоголевского стиля легко окинуть беглым взором расчищенные этапы этого пути по трем направлениям: стиля, композиции и сюжетологии. Труд проф. Мандельштама ценен выборкой материала и освещением отдельных вопросов (о роли иностранных речений в стиле Гоголя, о тенденциях языковых переработок, о повторяющихся стилистических формулах и т. п.). Вместе с тем он помогает осознать некоторое стилистическое ядро, которое неизменно присутствует у Гоголя в стилевых построениях как речей персонажей его произведений, так и «сказов» подставных повествователей. Это своеобразный конгломерат стилистических тенденций, по которому узнаются выборки из сочинений Гоголя, чью бы речь они ни воспроизводили — рассказчика или его героев. В исследовании форм ...
5. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Этюды о стиле Гоголя. Примечания
Входимость: 4. Размер: 58кб.
Часть текста: 10 февраля г. в Секции художественной словесности ГИИИ Виноградов по материалам подготовленной книги сделал доклад «Пародии на стиль Гоголя» («Поэтика», Вып. I. Л., 1926, стр. 156; ГИИИ, 1927, стр. 48; ЛГАЛИ, ф. 3289, оп. 1, ед. хр. 153). Книга выросла на волне интереса к проблеме пародии в русской филологической науке 20-х годов. Эта проблема осознавалась в качестве одной из важнейших как в эволюционном рассмотрении литературы (пародия — один из главных движущих факторов в литературной борьбе в понимании раннего Тынянова, изучение роли пародии в истории античной и средневековой культуры, в частности народного театра в работах О. Фрейденберг и П. Богатырева), так и в плане философии и эстетики слова (М. Бахтин). Как явствует из протокола обсуждения доклада в ГИИИ, Б. В. Казанский «указал на существенные различия в той и другой пародии и находил нужным углубить их сравнение со стилем Гоголя на основе общего анализа пародических приемов. В. В. Виноградов возразил на это, что не считал этого нужным, так как пародирование гоголевского стиля в обоих случаях достаточно ясно» (ЛГАЛИ, ф. 3289, оп. 1, ед. хр. 67, л. 135). В статье об истории пародии Н. Кравцов писал о виноградовском анализе стиля «Отрывка из гумористическо-шутливой повести»: «Виноградов дает прекрасный и полный анализ отношения стиля Рудого Панька и стиля пародии < ... > В пародии, в параллель повести Гоголя, сказ организуется постоянным прерыванием сюжетной линии, побочными эпизодами; нагромождение деталей, широкая ассоциация, разбивающая основную линию, отступления — образуют канву пародии». ( Н. Кравцов . К истории русской пародии. — В кн....
6. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Часть вторая. Глава вторая
Входимость: 3. Размер: 42кб.
Часть текста: его деятели Шафарик и Колар и внимание Гоголя к их трудам. Замысел исторической трагедии о запорожцах. Возвращение Гоголя в Россию. 1 Выехав из России в июне 1836 года, Гоголь через Германию проехал в Швейцарию. Здесь он предполагал "усесться на месте и заняться делом", ради которого покинул Россию,- писать "Мертвые души". Действительно, в Веве он принялся за работу, и дело, как писал он Жуковскому, пошло хорошо: "Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись" (АН, т. XI, стр. 73). Однако вскоре Гоголю в Веве стало страшно скучно, и он решил переехать в Италию. Но там свирепствовала холера, и он с А. С. Данилевским, нежинским товарищем, перебрался из Швейцарии в Париж. Столица Франции сперва понравилась Гоголю: "Париж не так дурен, как я воображал",- писал он Жуковскому (АН, т. XI, стр. 74). В Париже он продолжал писать. "Мертвые души",- сообщал он Жуковскому,- текут живо, свежее и бодрее, чем в Веве" (АН, т. XI, стр. 74). Очень скоро Гоголь разочаровался в Париже и до конца жизни сохранил резко отрицательное отношение к этому городу. Вот что после почти трехмесячного в нем пребывания писал он своему другу Прокоповичу в Петербург: "Париж город хорош для того, кто именно едет для Парижа, чтобы погрузиться во всю его...
7. Виноградов В. В.: О языке ранней прозы Гоголя. Примечания
Входимость: 2. Размер: 16кб.
Часть текста: и в “Майской ночи” (и “Сорочинской ярмарке”. — Ред .), неодинаков». С этим связано и последовательное отождествление стилистических позиций Фомы Григорьевича и Рудого Панька (собирателя чужих историй, включившего в свою книгу рассказы не только дьячка, но и “горохового панича”), и отказ от дифференцированного подхода к оценкам “Вечеров ... ” Н. А. Полевым и А. Я. Стороженко, и значимое отсутствие обсуждения стилей “Страшной мести” или “Ивана Федоровича Шпоньки и его тетушки”, отнюдь не тождественных сказовой манере Фомы Григорьевича, и игнорирование того факта, что “доля” Фомы Григорьевича во второй части “Вечеров ... ” по сравнению с первой сокращается. Стиль Фомы Григорьевича изначально признается магистральным направлением будущего творчества Гоголя, а в перспективе — и всей русской реалистической прозы (ср. статью “Язык Гоголя и его значение в истории русского языка” в наст. изд.). Подобная тенденция была обусловлена как изначальным преимущественным вниманием Виноградова к слогу “диканькских златоустов”, сказавшемся уже в “Этюдах о стиле Гоголя”, так и общелитературоведческой ситуацией начала 1950-х годов, не располагавшей к объективному анализу романтических тенденций в творчестве Гоголя. Виноградов сознательно не говорит о стилистическом конфликте внутри “Вечеров ... ”, объявляя стиль “горохового панича” (т. е. “Майской ночи” и “Сорочинской ярмарки”), по сути дела, творческой неудачей. В этом плане его...
8. Спасский Николай: Проклятие Гоголя. Глава 18
Входимость: 2. Размер: 33кб.
Часть текста: с группой посетителей. Он обожал римские соборы, построенные на фундаменте древних базилик. У него вызывали благоговение Сан-Джованни ин Латерано и Санта-Мария Маджоре. А Сан-Паоло, наверное, самый красивый, не задевал. Он стал каким-то искусственным после реставрации. Огромные соборы особенно поражали на закате солнца. Прямоугольное и пропорциональное пространство не давило, прошитое нежными лучами. Потолок был настолько высок, что человеческий взгляд не поспевал за ним. Даже под открытым небом мы не устремляем взгляд так высоко. Где-то Гремин прочитал, что гармония света в подобных конструкциях родственна музыке. Лучи перекрещиваются, как рапиры в руках опытных фехтовальщиков. И, конечно, отовсюду капало золото. Золота было столько – на кассетном потолке, на парусах, на куполе, на колоннах, на карнизах, золотые статуи, оклады, дарохранительницы, – что оно струилось в мягком солнечном свете. Это было прекрасно, но это было страшно. Ты чувствовал свою ничтожность. Ведь Бог, помимо всего прочего, это власть. А золото – тоже бытие власти. Гремин неплохо знал Сан-Джованни. И когда затылочным зрением почувствовал, что за ним никто не следит, он аккуратно запрыгнул в нишу за статуей напротив четвертой капеллы. По левую сторону от главного нефа. Он ждал отца Федора. Он не...
9. Канц Кюхельгартен: Идиллия в картинах
Входимость: 2. Размер: 69кб.
Часть текста: в ней такие ж. Всё движется в серебряной воде: Синеет свод, и волны облак ходят, И лес живой вот только не шумит. На берегу далеко вшедшем в море, Под тенью лип, стоит уютный домик Пастора. В нем давно старик живет. Ветшает он, и старенькая кровля Посунулась; труба вся почернела; И лепится давно цветистый мох Уж по стенам; и окна искосились; Но как-то мило в нем, и ни за что Старик его б не отдал. Вот та липа, Где отдыхать он любит, тож дряхлеет. Зато вкруг ней зеленые прилавки Из дерну свежего. В дуплистых норах Ее гнездятся птички, старый дом И сад веселой песнью оглашая. Пастор всю ночь не спал, да пред рассветом Уж вышел спать на чистый воздух; И дремлет он под липой в старых креслах, И ветерок ему свежит лицо, И белые взвевает волоса. Но кто прекрасная подходит? Как утро свежее, горит И на него глаза наводит? Очаровательно стоит? Взгляните же, как мило будит Ее лилейная рука, Его касаяся слегка, И возвратиться в мир наш нудит. И вот в полглаза он глядит, И вот спросонья говорит: „О дивный, дивный посетитель! Ты навестил мою обитель!...
10. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава II. "Миргород". Часть 3
Входимость: 2. Размер: 204кб.
Часть текста: противопоставленную действительности пошлого человека, а как глубоко заложенное в этом же пошлом человеке зерно всего прекрасного. И в самой дурной общественной среде он увидел человека прекрасным – несмотря на его подчинение пошлому злу. Двоение человека (открытое Пушкиным противоречие между возможностями, заложенными в человеке, и реализацией их) Гоголь обернул еще более открыто и отчетливо не против человека, а против общества, уклада жизни, искажающего человека. В «Старосветских помещиках» и реальное зло и реальное благо, – ибо Гоголь мыслил категориями морали более, чем категориями историческими и социальными, при всей гражданственности направления его мысли, – показано как противоречие внутри единого образа, образа его героев, двух старичков, и их жизни и смерти. Затем то же самое противоречие высокого и низменного, благородного и пошлого, притом с тем же осмыслением этого противоречия как столкновения высокого предназначения человека с его искажением в гнусных общественных условиях, Гоголь раскрывает в «Миргороде» развернуто, в противопоставлении и сопоставлении обеих стихий жизни в двух отдельных повестях: «Тарас Бульба» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». То, что было дано слитно, в сплетении противоречивых черт блага и зла в «Старосветских помещиках», разделилось и противопоставилось в этих двух крупных повестях, образовавших главный, основной художественно-идейный костяк всей книги. Высокое, героическое и прекрасное...