Поиск по творчеству и критике
Cлово "1928"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Библиография
Входимость: 14. Размер: 75кб.
2. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 6. Гений в психоневрологическом диспансере
Входимость: 14. Размер: 65кб.
3. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Чудаков А. П.: Ранние работы В. В. Виноградова о поэтике русской литературы
Входимость: 7. Размер: 75кб.
4. Переверзев В.: Гоголь Н. В. (Большая советская энциклопедия. - 1-е изд. - 1930 г.)
Входимость: 5. Размер: 53кб.
5. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 3. Толстой и зарождение психотерапии в России
Входимость: 5. Размер: 132кб.
6. Мордовченко Н. И.: Гоголь и журналистика, 1835 - 1836 гг.
Входимость: 4. Размер: 120кб.
7. Барбе д'Оревильи: Николай Гоголь
Входимость: 4. Размер: 81кб.
8. Анненков П.В. - Н.В. Гоголь в Риме летом 1841 года. Страница 5
Входимость: 4. Размер: 52кб.
9. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 6. "Мертвые души". Часть 1
Входимость: 3. Размер: 31кб.
10. Берлинер Г. О.: Чернышевский и Гоголь
Входимость: 3. Размер: 153кб.
11. Манн Ю. В.: Гоголь Н. (Краткая литературная энциклопедия. - 1964 г.)
Входимость: 2. Размер: 31кб.
12. Тынянов Ю. Н.: Достоевский и Гоголь - к теории пародии
Входимость: 2. Размер: 125кб.
13. Виноградов И. А.: Повесть Н. В. Гоголя "Вий" - Из истории интерпретаций
Входимость: 2. Размер: 46кб.
14. Гиппиус В.: Проблематика и композиция "Ревизора"
Входимость: 2. Размер: 109кб.
15. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 4. Декаденты, революционеры и душевное здоровье нации
Входимость: 2. Размер: 93кб.
16. Переверзев В.: Гоголь (Литературная энциклопедия. - 1929 г.)
Входимость: 2. Размер: 28кб.
17. Виноградов В. В.: Язык Гоголя. Примечания
Входимость: 2. Размер: 60кб.
18. Гиппиус В. В.: Творческий путь Гоголя. Драматургия
Входимость: 1. Размер: 44кб.
19. Гоголь Н. В. - Погодину М. П., 10 мая 1836 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
20. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 6. "Мертвые души". Часть 7
Входимость: 1. Размер: 34кб.
21. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 5. Драматургия. Часть 5
Входимость: 1. Размер: 95кб.
22. Вересаев В.: Гоголь в жизни. V. "Ревизор"
Входимость: 1. Размер: 65кб.
23. Гоголь Н. В. - Соболевскому С. А., 17 апреля 1836 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
24. Игорь Золотусский. Гоголь. Краткая библиография
Входимость: 1. Размер: 4кб.
25. Вересаев В.: Гоголь в жизни. II. Детство и школа
Входимость: 1. Размер: 170кб.
26. Гоголь Н. В. - Анненкову П. В., 10 февраля н. ст. 1844 г.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
27. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Введение
Входимость: 1. Размер: 42кб.
28. Вересаев В.: Гоголь в жизни. VII. В России
Входимость: 1. Размер: 127кб.
29. Назаревский А. А.: Из архива Головни
Входимость: 1. Размер: 125кб.
30. Машинский С.: Гоголь и "Дело о вольнодумстве"
Входимость: 1. Размер: 118кб.
31. Сергиевский И.: Предисловие. Гоголь в неизданной переписке современников (1833 - 1853 гг.)
Входимость: 1. Размер: 22кб.
32. Гоголь Н. В. - Погодину М. П., 18 января 1836 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
33. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава II. "Миргород". Часть 3
Входимость: 1. Размер: 204кб.
34. Нечаенко Д. А.: О современной трактовке сновидений художника Пискарева в повести Н. В. Гоголя "Невский проспект"
Входимость: 1. Размер: 32кб.
35. Смирнова-Россет А. О.: Воспоминания о H. В. Гоголе
Входимость: 1. Размер: 124кб.
36. Дурылин С. Н.: "Дело" об имуществе Гоголя
Входимость: 1. Размер: 46кб.
37. Гоголь Н. В. - Вигелю Ф. Ф., около 9 мая н. ст. 1847 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
38. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 1. Юношеские годы. "Ганц Кюхельгартен"
Входимость: 1. Размер: 77кб.
39. Белый А.: Мастерство Гоголя. Глава вторая. Изобразительность и звук в "Страшной мести"
Входимость: 1. Размер: 20кб.
40. Гоголь Н. В. - Соболевскому С. А., до 13 мая н. ст. 1847 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
41. Мацапура В. И.: Полтавский "след" в украинских повестях Н. В. Гоголя (о влиянии В. А. Гоголя и И. П. Котляревского на творчество писателя)
Входимость: 1. Размер: 22кб.
42. Вересаев В.: Гоголь в жизни. XIII. В России
Входимость: 1. Размер: 204кб.
43. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Поэтическая декларация Лермонтова ("Журналист, читатель и писатель")
Входимость: 1. Размер: 34кб.
44. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Часть вторая. Глава шестая
Входимость: 1. Размер: 77кб.
45. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 21 апреля 1826 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
46. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 3. "Миргород". Часть 1
Входимость: 1. Размер: 34кб.
47. А. Воронский. Гоголь. Школа
Входимость: 1. Размер: 32кб.
48. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Часть первая. Глава шестая
Входимость: 1. Размер: 29кб.
49. Десницкий В. А.: Задачи изучения жизни и творчества Гоголя.
Входимость: 1. Размер: 83кб.
50. Манн Ю. В.: Гоголь Н. В. (Русские писатели. - 1989 г.)
Входимость: 1. Размер: 71кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Библиография
Входимость: 14. Размер: 75кб.
Часть текста: — Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. СПб, 1896–1916. Архивные материалы Архив Российской академии наук. Фонд 450 (Акад. Н. К. Кольцов). Архив русской эмиграции при Московском культурном фонде. Дело доктора медицины М. П. Полосина. Музей истории медицины Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. Фонд Архива Психиатрической клиники (ОФ 523/132). Фонд П. Б. Ганнушкина. Общественный музей Преображенской больницы. Фонд 103. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2299. Н. Е. Осипов. On. 1. Ед. хр. 1. Л. 7 (Осипов Н. Е. Достоевский и психиатры); Ед. хр. 14. Л. 42 (Осипов Н. Е. Толстой и медицина); Ед. хр. 19. Л. 17–26 (Осипов Н. Е. Анализ романа гр. Л. Н. Толстого «Семейное счастье»); Ед. хр. 21. Л. 6, 9 (Осипов Н. Е. Анализ повести гр. Л. Н. Толстого «Детство»); Ед. хр. 26. Л. 14 (Осипов Н. Е. Новый подход к Достоевскому); Ед. хр. 42. JI. 40 (Письмо A. JI. Бёма Осипову); Ед. хр. 44. JI. 2 (Письмо М. О. Вульфа Н. Е. Осипову, 1927 г.); Ед. хр. 47. Л. 1 (Письмо Е. А. Ляцкого Н. Е....
2. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 6. Гений в психоневрологическом диспансере
Входимость: 14. Размер: 65кб.
Часть текста: будет новое возрождение гениального творчества. Г. В. Сегалин 1 Послереволюционная Россия стала лабораторией, в которой опытным путем проверялись самые смелые из когда-либо существовавших утопий. Все затвердевшие формы социального мышления подвергались переплавке; дошло и до пересмотра человеческой природы. Мысль о создании Нового человека не придумана большевиками: идея обновления, возрождения, преображения человечества существовала в древних мифологиях и в мировых религиях. Но лишь в послереволюционной России эту идею задумали воплотить в массовом масштабе и с привлечением самого последнего арсенала науки и техники. Московский институт мозга, Центральный институт труда, Государственный институт психоанализа и другие были основаны с этой целью уже в самом начале 1920-х годов. Они возникли не как частные или чисто учебные учреждения, а как государственные организации с солидными штатами, масштабными планами и четкой целью — преобразования человека. Появление в этом ряду проекта еще одного института — гения или гениальности — не должно нас удивлять. Мысль о гении как о высшем достижении человечества, идеале и цели его развития была высказана еще в эпоху романтизма и подхвачена Ницше. Она была близка и «ницшеанским марксистам» — так в предреволюционный период называли будущих главных идеологов «нового советского человека» Максима Горького, А. В. Луначарского, А. А. Богданова 2 . Как и любую сверхценность, гения нужно было беречь: он был редким, и тем драгоценнее, чем уязвимей. Мысль о том, что...
3. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Чудаков А. П.: Ранние работы В. В. Виноградова о поэтике русской литературы
Входимость: 7. Размер: 75кб.
Часть текста: Виноградов родился в 1895 г. в Рязани. Среднее образование он получил в Рязанской духовной семинарии, давшей ему основательную подготовку в области церковно-славянского языка и литературы, что немало способствовало пробуждению в нем интереса к филологии. После окончания семинарии он приезжает в Петроград и продолжает образование одновременно в двух учебных заведениях. «Высшее образование, — писал он в автобиографии, датированной 25 октября 1924 г., — получил в Историко-филологическом и Археологическом институтах. Конференцией Историко-филологического института был оставлен в нем для подготовки к профессорскому званию по кафедре истории русского языка и народной словесности с 1918 г., но через год, по предложению А. А. Шахматова и Н. М. Каринского, был выбран на ту же должность при Петроградском университете. Советом Археологического института удостоен золотой медали за сочинение «Об языке и орфографии «Жития Саввы» по пергаменной рукописи XIII в.»1 и вслед по окончании этого института единогласно избран ассистентом по кафедре славяно-русской палеографии. С 1919 г. состоял преподавателем I (бывш. Женского) педагогического института по истории русского языка и по методике его преподавания. В 1920 г. выбран профессором Археологического института по кафедре истории русского языка. С 1921 г. состою преподавателем Петроградского (ныне Ленинградского) государственного университета»2. Но главная ...
4. Переверзев В.: Гоголь Н. В. (Большая советская энциклопедия. - 1-е изд. - 1930 г.)
Входимость: 5. Размер: 53кб.
Часть текста: чертами. С одной стороны, поместное дворянство продолжало еще вести сытую и бездельную жизнь, обеспеченную ему указом Екатерины II. С другой — оно ощущало уже близкую гибель своего благосостояния, близкий крах натурального крепостного хозяйства: неуклонно развивающиеся новые формы денежно-менового хозяйства властно разрушали прежние крепостные отношения, делали их не только политически, но и экономически ненужными. Изобилие «плодов земных» уже не спасало помещичьи гнезда от неизбежного разорения. Переполнение рынка натуральными продуктами и обесценение их все сильнее и сильнее било по крепостному хозяйству. Всех помещиков начинает сильно донимать безденежье, а деньги становятся все необходимее и необходимее — то на внесение государственных повинностей, то на неотложные расходы по хозяйству — а доставать их бывает буквально неоткуда. Эту сторону усадебной жизни Г. впоследствии сам великолепно охарактеризовал в письме к Дмитриеву: «Чего бы казалось недоставало этому краю? Полное, роскошное лето. Хлеба, фруктов, всего растительного — гибель. А народ беден, имения разорены и недоимки неоплатны... Начинают понимать, что пора приниматься за мануфактуры и фабрики; но капиталов нет, счастливая мысль дремлет, наконец, умирает, а они (помещики. В. П. ) рыскают с горя за зайцами... Деньги здесь совершенная редкость». Такое политическое и экономическое положение дворянства сильно влияло на его психологию, побуждало помещиков искать того или иного выхода из положения. Многие из...
5. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 3. Толстой и зарождение психотерапии в России
Входимость: 5. Размер: 132кб.
Часть текста: и т. п. Лечение: полное равнодушие всех окружающих к его речам, занятия такого рода, которые бы поглощали силы больного 2 . * * * Крепкое здоровье Льва Николаевича Толстого (1828–1910) упоминалось в мемуарной литературе столь часто, что стало частью его образа. Д. С. Мережковский противопоставил «здоровье» Толстого и «болезненность» Достоевского как два типа таланта и два полюса духовного развития. Слава о несокрушимом здоровье писателя распространилась и за пределы России: Стефан Цвейг отзывался о нем как о воплощении физической и духовной силы. Тем не менее это не защитило Толстого от ярлыка душевного расстройства, который повесили на него критики. Свобода, независимость, неукротимая энергии писателя создавали для этого немало поводов. Его произведения, философия и повседневная жизнь выходили за общепринятые рамки и не укладывались в стандартные классификации. Это стало особенно явным, когда в конце 1870-х годов Толстой, неожиданно для своих современников, прекратил писать беллетристику и перешел на публицистику и философствование. Появилась масса недовольных: читатели лишились удовольствия читать, а литературная критика — критиковать новые романы; власти увидели в Толстом революционера, а радикалы, напротив, сожалели, что он не пошел в своей оппозиционности настолько далеко, насколько им бы хотелось. За проповедь собственной версии христианства Русская православная церковь прокляла и отлучила писателя. Как и в случае с Гоголем, критики Толстого нашли поддержку у психиатров, и те стали подыскивать диагноз его «душевному расстройству». Толстой отвечал на критику критикой: когда мир решил, что он безумен, он объявил безумным весь мир. Для многих его современников, включая врачей, мнение Толстого оказалось влиятельнее мнения его противников. Некоторые психиатры даже использовали учение...
6. Мордовченко Н. И.: Гоголь и журналистика, 1835 - 1836 гг.
Входимость: 4. Размер: 120кб.
Часть текста: - 1836 гг. ГОГОЛЬ И ЖУРНАЛИСТИКА 1835—1836 гг. В идейно-художественной эволюции Гоголя 1835 и 1836 годы были годами особого напряжения и творческого подъема. С середины 1834 г. назначенный адъюнктом по кафедре всеобщей истории Петербургского университета, Гоголь не только не оставляет литературной деятельности, но, наоборот, особенно энергично работает и как писатель. Намереваясь писать историю средних веков, „томов в 8 или 9“, он в то же время продолжает обрабатывать комедию „Женихи“, готовит к печати „Миргород“ и „Арабески“, в это же время заканчивает „Нос“ для „Московского Наблюдателя“ и высказывает самое активное и горячее сочувствие в организации этого журнала. С осени 1835 г. Гоголь начал работу над „Мертвыми душами“ и над „Ревизором“. Профессорская кафедра, журналистика, театр переплетаются и чередуются в это время в замыслах Гоголя. В 1835 г. Гоголь принимает ближайшее участие в проектируемом альманахе Пушкина, а с 1836 г., „расплевавшись с...
7. Барбе д'Оревильи: Николай Гоголь
Входимость: 4. Размер: 81кб.
Часть текста: школы, в сравнении с которой наша, — при этом и сама по себе достаточно отталкивающая, — является лишь школой... подготовительной. Подумаешь, что это закономерно: реалистам, как и медведям, у полюсов сподручнее; там они и сильнее. Выражение „Мертвые души“, кажущееся на первый взгляд мрачным поэтическим речением, полным манящей таинственности, на самом деле оказывается термином обиходным в России, общеупотребительным и узаконенным. Вы сейчас узнаете, что это такое. Г. Шаррьер, переводчик гоголевского романа, тот самый, который раньше перевел нам также — и очень удачно — „Записки охотника“ Тургенева, уверяет нас, что этот безжалостный реалист Гоголь, варвар лишь по своему имени, дебютировал в литературе в качестве чистейшего идеалиста. Мы охотно ему верим. Самый свинцово-серый день мог начаться ясным утром. Но если чувство идеального и было некогда присуще этому мертвому идеалисту, автору „Мертвых душ“, то он погасил его в себе, как тушат светильник, и я уверен, что никто не скажет теперь, читая его книгу, что он обладал им раньше. Но именно поэтому-то книга эта тотчас же и получила известность. Если бы она блеснула идеальностью, если бы она была отмечена сверкающей и нежной печатью гения, она быть может и сейчас еще, во мраке и пренебрежении, дожидалась бы жалкого часа своей славы (Мильтон, увы! никогда не имел его 2 ); сама по себе реальность (нельзя же назвать ее чистой ?), одна реальность, не возвышаемая ничем, имеет обыкновенно то преимущество, что люди, эти самомнящие глупцы и в толпе и в одиночку, узнают в ней самих себя, и то рукоплещут ей, то ее проклинают; однако и проклятия и рукоплескания, в сущности, всегда образуют примерно одинаковый шум!... В настоящее время Гоголь — один из самых знаменитых людей в России. Он вызвал там настоящий ...
8. Анненков П.В. - Н.В. Гоголь в Риме летом 1841 года. Страница 5
Входимость: 4. Размер: 52кб.
Часть текста: на свою потребу, громящий с нее грехи бедных людей направо и налево, по власти кем-то ему данной я не всегда зная хорошенько, чем они действительно грешат. Тон письма сбил меня совсем с толка, потому что я еще не знал тогда, что роль пророка и проповедника Гоголь уже давно усвоил себе, что в этой роли он уже являлся г-же Смирновой, Погодину, Языкову, даже Жуковскому и многим другим, громя и по временам бичуя их с ловкостью почти что ветхозаветного человека. Привожу это письмо целиком 237 . "Франкфурт, мая 10-го Благодарю вас за некоторые известия о толках на книгу. Но ваши собственные мнения... смотрите за собой: они пристрастны. Неумеренные эпитеты, разбросанные кое-где в вашем письме, уже показывают, что они пристрастны. Человек благоразумный не позволил бы их себе никогда. Гнев или неудовольствие на кого бы то ни было всегда несправедливы; в одном только случае может быть справедливо наше неудовольствие - когда оно обращается не против кого-либо другого, а против себя самого, против собственных мерзостей и против собственного неисполнения своего долга. Еще: вы думаете, что вы видите дальше и глубже других, и удивляетесь, что многие, по-видимому, умные люди, не замечают того, что заметили вы. Но это еще бог весть кто ошибается. Передовые люди - не те, которые ...
9. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 6. "Мертвые души". Часть 1
Входимость: 3. Размер: 31кб.
Часть текста: 6 «Мертвые души» 1 Вершиной творческого пути Гоголя явилась его поэма «Мертвые души», в которой с особенной полнотой показан страшный мир крепостнической России, темное царство поработителей народа. Мысль о написании «Мертвых» душ», сюжет поэмы, как об этом свидетельствует сам Гоголь в «Авторской исповеди», принадлежали Пушкину. «… Пушкин, – писал впоследствии Гоголь, – заставил меня взглянуть на дело сурьезно. Он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение и, наконец, один раз, после того как я ему прочел одно небольшое изображение небольшой сцены, но которое, однако ж, поразило его больше всего мной прежде читанного, он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью, не приняться за большое сочинение! Это просто грех!» … в заключенье всего отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому. Это был сюжет «Мертвых душ». Гоголь начал писать «Мертвые души» вскоре после выхода «Миргорода» и «Арабесок», с середины 1835 года, и работал над первой частью своей поэмы до конца 1841 года, то есть более шести лет. 7 октября 1835 года он сообщал Пушкину: «Начал писать «Мертвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Но теперь остановил его на третьей главе. Ищу хорошего ябедника, с...
10. Берлинер Г. О.: Чернышевский и Гоголь
Входимость: 3. Размер: 153кб.
Часть текста: пытались поставить вопрос о том, в какой исторической обстановке и при каких обстоятельствах возник он в сознании Чернышевского. Однако вопрос этот до сих пор не получил надлежащего разрешения. Еще в эпоху сороковых годов в многочисленных статьях и рецензиях Белинского высказывалась мысль о том, что Гоголь стоит во главе всего современного движения русской художественной прозы, что ему обязана своим существованием так называемая „натуральная школа“ — единственно ценная школа в современной литературе. Социально-политический смысл подобной оценки Гоголя и подобного отношения к натуральной школе сороковых годов совершенно ясен. Белинский боролся, во-первых, за использование крупнейшего писателя эпохи в интересах демократии и ее передового отряда — антикрепостнической и социалистически настроенной интеллигенции своего времени; во-вторых, с той же точки зрения он боролся за социально ценное содержание в современной ему художественной литературе вообще. Литературная репутация Гоголя стояла...