Поиск по творчеству и критике
Cлово "1951"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Коростин А., Стернин Г.: Герои Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века
Входимость: 11. Размер: 165кб.
2. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 1. Юношеские годы. "Ганц Кюхельгартен"
Входимость: 7. Размер: 77кб.
3. Манн Ю. В.: Гоголь Н. (Краткая литературная энциклопедия. - 1964 г.)
Входимость: 5. Размер: 31кб.
4. Машинский С.: Гоголь и "Дело о вольнодумстве"
Входимость: 5. Размер: 118кб.
5. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава шестая. Творчество К. Ф. Рылеева (1795-1826)
Входимость: 4. Размер: 47кб.
6. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Библиография
Входимость: 4. Размер: 75кб.
7. О знакомых семьи: Косяровские, Трощинские. Роль почтового ведомства в жизни Гоголя
Входимость: 4. Размер: 25кб.
8. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (Большая советская энциклопедия. - 2-е изд. - 1952 г.)
Входимость: 3. Размер: 51кб.
9. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Введение
Входимость: 3. Размер: 88кб.
10. Гозенпуд А.: Гоголь в музыке
Входимость: 3. Размер: 102кб.
11. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Гоголь. О Хлестакове
Входимость: 3. Размер: 98кб.
12. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Поэтическая декларация Лермонтова ("Журналист, читатель и писатель")
Входимость: 2. Размер: 34кб.
13. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 1. Гоголь, моралисты и психиатры
Входимость: 2. Размер: 99кб.
14. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Декабрист в повседневной жизни
Входимость: 2. Размер: 139кб.
15. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел четвертый. Глава третья. Реалистический период творчества Пушкина
Входимость: 2. Размер: 124кб.
16. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава вторая. Прогрессивный романтизм в поэзии и его эволюция
Входимость: 2. Размер: 55кб.
17. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава пятая. Революционный романтизм
Входимость: 2. Размер: 28кб.
18. Поспелов Г.Н.: Творчество Н.В. Гоголя. Гоголь - Романтик. 1. Годы юности и первые творческие опыты
Входимость: 2. Размер: 28кб.
19. Степанов Н.Л.: Гоголь (Жизнь замечательных людей). Краткая библиография
Входимость: 2. Размер: 3кб.
20. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Введение
Входимость: 2. Размер: 42кб.
21. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 6. "Мертвые души". Часть 3
Входимость: 2. Размер: 52кб.
22. Манн Ю. В.: Гоголь Н. В. (Русские писатели. - 1989 г.)
Входимость: 1. Размер: 71кб.
23. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 4. Декаденты, революционеры и душевное здоровье нации
Входимость: 1. Размер: 93кб.
24. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Введение
Входимость: 1. Размер: 12кб.
25. Алексеев М. П.: Томас Мур и русские писатели XIX века
Входимость: 1. Размер: 132кб.
26. Гоголь Н. В. (биография, вариант 5). Дома
Входимость: 1. Размер: 5кб.
27. История памятников Гоголю в Москве
Входимость: 1. Размер: 14кб.
28. Смирнова Е. А.: Гоголь Н. В. (Большая советская энциклопедия. - 3-е изд. - 1972 г.)
Входимость: 1. Размер: 14кб.
29. Зеньковский В.: Н. В. Гоголь. Часть II. Гоголь как мыслитель. Глава V
Входимость: 1. Размер: 28кб.
30. Гетман Л. И.: Театральность гоголевских образов
Входимость: 1. Размер: 13кб.
31. Гольденберг А. Х.: Ад и Рай Гоголя (к проблеме интерпретации творчества писателя в критике русского зарубежья)
Входимость: 1. Размер: 29кб.
32. Примечания к лекциям, наброскам и материалам по всеобщей истории
Входимость: 1. Размер: 8кб.
33. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (История русской литературы в 10 томах. - 1955 г.)
Входимость: 1. Размер: 19кб.
34. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел четвертый. Глава вторая. Романтический период творчества Пушкина (1820-1824)
Входимость: 1. Размер: 38кб.
35. Вересаев В.: Гоголь в жизни. IV. Профессура
Входимость: 1. Размер: 85кб.
36. Виноградов В. В.: Язык Гоголя. Примечания
Входимость: 1. Размер: 60кб.
37. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 2. "Вечера на хуторе близ Диканьки". Часть 4
Входимость: 1. Размер: 24кб.
38. Степанов А.Н.: Николай Васильевич Гоголь. Духовный кризис
Входимость: 1. Размер: 19кб.
39. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава четвертая. Творчество Н. И. Гнедича (1784-1833) и И. И. Козлова (1779-1840)
Входимость: 1. Размер: 27кб.
40. Баратынский Е. А. - Вяземскому П. А., 3 февраля 1833 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
41. Денисов В. Д.: На перепутье: между Диканькой и Миргородом
Входимость: 1. Размер: 23кб.
42. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (История русской литературы в 10 томах. - 1955 г.). Глава 3
Входимость: 1. Размер: 23кб.
43. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (История русской литературы в 10 томах. - 1955 г.). Глава 13
Входимость: 1. Размер: 18кб.
44. Взгляд на составление Малороссии
Входимость: 1. Размер: 27кб.
45. Сашина Р. Б.: Гоголь и Белинский о воспитании женщины
Входимость: 1. Размер: 8кб.
46. Аксакова В. С. - Карташевской М. Г., 8 марта 1840 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
47. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Своеобразие художественного построения "Евгения Онегина". Принцип противоречий
Входимость: 1. Размер: 53кб.
48. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава четвертая. Творчество М. Ю. Лермонтова (1814-1841)
Входимость: 1. Размер: 56кб.
49. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава первая. "Гимназия высших наук"
Входимость: 1. Размер: 92кб.
50. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 3. Толстой и зарождение психотерапии в России
Входимость: 1. Размер: 132кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Коростин А., Стернин Г.: Герои Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века
Входимость: 11. Размер: 165кб.
Часть текста: в лице С. А. Коровина и С. В. Иванова. Бичующая сила сатирических образов, страстное разоблачение социального зла, горячая вера в исполинскую мощь народа — делали произведения гениального писателя близкими самым передовым русским художникам. Работа над воплощением гоголевских образов в графике и живописи тесно связана с общими путями развития русского демократического искусства. Трудно представить себе историю русской реалистической графики без агинских рисунков к «Мертвым душам», без галлереи гоголевских типов Боклевского, без иллюстраций на гоголевские темы художников-передвижников, без замечательного цикла рисунков к «Мертвым душам» Петра Соколова. Многое останется непонятным в творческой биографии таких художников, как Репин, Крамской, В. Маковский, если не учитывать их глубокого интереса к Гоголю и его творениям. Гоголь — один из любимейших писателей советских художников-иллюстраторов. Достаточно вспомнить иллюстрации Кукрыниксов к «Мертвым душам», «Шинели» и «Портрету», А. М. Лаптева — к «Мертвым душам», Е. А. Кибрика — к «Тарасу Бульбе». Иллюстрируя гоголевские произведения, советские художники творчески используют лучшие традиции...
2. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 1. Юношеские годы. "Ганц Кюхельгартен"
Входимость: 7. Размер: 77кб.
Часть текста: 1812 года, которая пробудила национальное самосознание, показала могучую силу народа, вызвала к жизни широкое недовольство феодально-полицейским режимом. Война 1812 года содействовала также ускорению кризиса феодально-крепостнического хозяйства, проявлению и обострению буржуазно-капиталистических тенденций в экономическом развитии России. Украина в первую четверть XIX века переживала тот же процесс разложения феодально-крепостного хозяйства и складывания нового капиталистического уклада, что и вся Россия. Почти все крепостное украинское крестьянство работало на барщине, а помещики увеличивали доходность своих имений усилением эксплуатации крепостных и расширением мануфактурных производств (суконных и ткацких), винокурен, кожевенных заводов и т. п. Однако техническая оснащенность крепостного производства была еще очень низкой, благодаря чему и уживались в помещичьем хозяйстве патриархальные и новые капиталистические формы производства. Усиление крепостнической эксплуатации вызывало особенно сильное возмущение крестьянства, проявившееся в новой волне выступлений против помещиков. Уже в первые десятилетия XIX века происходят, в частности на Украине, многочисленные крестьянские волнения: «… на протяжении 1809–1813 гг. возникло немало случаев «неповиновения и беспорядков» в Екатеринославской, Таврической и Херсонской губерниях. Наиболее значительными по своей длительности были волнения в имении полтавского помещика...
3. Манн Ю. В.: Гоголь Н. (Краткая литературная энциклопедия. - 1964 г.)
Входимость: 5. Размер: 31кб.
Часть текста: и стихи на укр. яз. В 1818—19 обучался в Полтавском уездном училище. В 1820—21 брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского. В 1821 был принят в нежинскую Гимназию высших наук, где учились также Н. В. Кукольник, Е. П. Гребенка и др. В гимназич. годы проявилась разносторонняя худож. одаренность Г.: он увлекался живописью, участвовал в спектаклях, исполняя комич. роли. К 1825—27 относятся первые лит. опыты Г.: стих. «Новоселье», не дошедшие до нас трагедия «Разбойники», повесть «Братья Твердиславичи», сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» и др. Однако главные его устремления в ту пору были связаны с деятельностью на поприще «юстиции»: «Я видел, что здесь работы будет более всего, что здесь только я могу быть благодеянием, здесь только буду истинно полезен для человечества. Неправосудие, величайшее в свете несчастие, более всего разрывало мое сердце» (Письмо П. П. Косяровскому от 3 окт. 1827, см. Полн. собр. соч., т. 10, 1940, с. 111—12). На принятие Г. такого решения повлиял рост свободолюбивых настроений в гимназии; в 1827 здесь возникло «дело о вольнодумстве»,...
4. Машинский С.: Гоголь и "Дело о вольнодумстве"
Входимость: 5. Размер: 118кб.
Часть текста: донесения агентов Бенкендорфа о крайне тревожном «состоянии умов». То тут, то там, в самых различных местах страны стихийно прорывалось наружу «дум высокое стремленье», погасить которое правительство Николая I оказалось, в конце концов, бессильным. События 14 декабря в Петербурге и вспыхнувшее почти одновременно восстание Черниговского полка на Украине (29 декабря 1825 — 3 января 1826 г.) не прошли стороной мимо Нежина. Под влиянием растущего в стране недовольства феодально крепостническим строем в «гимназии высших наук» в 1827 г. возникло так называемое «дело о вольнодумстве», в которое была замешана значительная часть профессоров и учеников. Это «дело» представляет интерес не только как важный исторический факт, но и как событие, имеющее непосредственное отношение к биографии Гоголя. Оно чрезвычайно ярко раскрывает ту политическую атмосферу, в условиях которой жил Гоголь в последние годы своего пребывания в гимназии — то есть в период, непосредственно предшествовавший его выходу на большую литературную дорогу. «Дело о вольнодумстве» давно привлекало к себе внимание исследователей. Фактическая сторона «дела» частично освещалась в работах Н. А. Лавровского 1 , И. А. Сребницкого 2 , В. И. Саввы 3 . Однако многие политические аспекты «дела» в этих работах оказались явно приглушенными и затушеванными. Н. Лавровский, например, был склонен считать, что «дело о вольнодумстве» оказалось сильно раздутым и что в его основе лежали «личные и мелкие неудовольствия» между профессорами Билевичем и Белоусовым 4 . Подобную же точку зрения защищал и В. И. Савва. Между тем, нежинское дело имело ясно выраженный политический характер и представляло собой своеобразный отзвук 14 декабря 1825 г. Уже одно то обстоятельство, кстати не известное ранее исследователям, что событиями, разыгравшимися в Нежине, занимался...
5. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава шестая. Творчество К. Ф. Рылеева (1795-1826)
Входимость: 4. Размер: 47кб.
Часть текста: русской литературы, Пушкин отметил, что на русском Парнасе происходит смена министерства, что старые авторитеты, такие как Жуковский и Батюшков, уступают место новым, свежим и крепким дарованиям. Среди них первое место он отводил Рылееву и в шутку прочил ему пост министра 2 . Рылеев - самое крупное дарование среди писателей-декабристов, ярчайший выразитель основных идей и образов революционного романтизма декабристов. В нем слились революционер и поэт, жизнь и творческое дело, политическая борьба и поэзия. Он пример того, как плодотворно влияние революционной идеологии на поэтический талант и как важно влияние поэтического слова в революционном деле. Жизнь и борьба Рылеева Кондратий Федорович Рылеев прожил всего тридцать лет. Он родился 18 сентября 1795 года в поместье отца, небогатого русского помещика, - в селе Батово бывшей Петербургской губернии. Образование и воспитание получил в кадетском корпусе в Петербурге (1801-1814), где директором был генерал-майор Клингер, известный немецкий поэт периода "бури и натиска", сподвижник молодого Гёте, сменивший свою романтическую музу на генеральский мундир и "палочную педагогику". Мальчик Рылеев не раз подвергался клингеровским "палочным внушениям". В корпусе им написана шуточная поэма "Кулакияда" и не сохранившаяся ода "Любовь к отечеству". В последние годы пребывания в корпусе Рылеев, много читавший, называвший себя "великим охотником до книг", уже стал задумываться над тем, что принесет ему "переход... в волнуемый страстями мир". 10 февраля 1814 года "переход" совершился: его выпустили из корпуса прапорщиком в...
6. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Библиография
Входимость: 4. Размер: 75кб.
Часть текста: 1896–1905 ЖНПК — Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. Москва, 1901–1992. КА — Клинический архив гениальности и одаренности. Екатеринбург/ Свердловск, 1925–1929. ОП — Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. СПб, 1896–1916. Архивные материалы Архив Российской академии наук. Фонд 450 (Акад. Н. К. Кольцов). Архив русской эмиграции при Московском культурном фонде. Дело доктора медицины М. П. Полосина. Музей истории медицины Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. Фонд Архива Психиатрической клиники (ОФ 523/132). Фонд П. Б. Ганнушкина. Общественный музей Преображенской больницы. Фонд 103. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2299. Н. Е. Осипов. On. 1. Ед. хр. 1. Л. 7 (Осипов Н. Е. Достоевский и психиатры); Ед. хр. 14. Л. 42 (Осипов Н. Е. Толстой и медицина); Ед. хр. 19. Л. 17–26 (Осипов Н. Е. Анализ романа гр. Л. Н. Толстого «Семейное счастье»); Ед. хр. 21. Л. 6, 9 (Осипов Н. Е. Анализ повести гр. Л. Н. Толстого «Детство»); Ед. хр. 26. Л. 14 (Осипов Н. Е. Новый подход к Достоевскому); Ед. хр. 42. JI. 40 (Письмо A. JI. Бёма Осипову); Ед. хр. 44. JI. 2 (Письмо М. О. Вульфа Н. Е. Осипову, 1927 г.); Ед. хр. 47. Л. 1 (Письмо Е. А. Ляцкого Н. Е. Осипову); Ед. хр. 88 (Письмо редактора журнала «Современные записки» В. А. Руднева М. П....
7. О знакомых семьи: Косяровские, Трощинские. Роль почтового ведомства в жизни Гоголя
Входимость: 4. Размер: 25кб.
Часть текста: фрейлины Зверевой, однако жена умерла первыми родами, ребенок тоже родился мертвым. Безутешный вдовец бросил гвардию, перевелся в провинциальный полк. Однажды он попал в метель, и сутки провел на морозе, его нашли и спасли, но один глаз у офицера безвозвратно вымерз. И.М. Косяровский после этого несчастья вышел в отставку и стал почтмейстером. Должности в почтовом ведомстве часто занимали именно отставные военные. Для Ивана Матвеевича была и еще одна причина для выбора почтовой службы. Родная сестра И.М. Косяровского Анна была замужем за Андреем Прокофьевичем Трощинским. А брат А.П. Трощинского Дмитрий Прокофьевич (1754-1829) был видным вельможей на рубеже XVIII-XIX вв. Еще при Екатерине II он был назначен статс-секретарем и в 1780-1790-е гг. являлся членом Главного почтовых дел правления. Сохранил он свои позиции и при Павле I. Его независимость была поразительной, однажды Д.П. Трощинский демонстративно и публично порвал указ императора, с которым не мог согласиться, но Павлу I понравилась прямота и пылкость царедворца. Этот случай стал причиной не наказания, а возвышения Дмитрия Прокофьевича, император назначил его сенатором, вручил должность президента Главного почтового управления. Правда, немалую роль в карьере Д.П. Трощинского сыграла его близость к канцлеру...
8. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (Большая советская энциклопедия. - 2-е изд. - 1952 г.)
Входимость: 3. Размер: 51кб.
Часть текста: влияние на учеников имели прогрессивно настроенные преподаватели, особенно профессор права Н. Г. Белоусов, к-рый в 1827 был обвинён в «вольнодумстве», а позднее удалён из гимназии. Г. был на стороне Белоусова и давал показания в его пользу. Во время пребывания в гимназии выявилась разносторонняя одарённость Г. В эти годы он, по свидетельству его товарищей, написал несколько стихотворений, трагедию «Разбойники», историч. повесть «Братья Твердиславичи», сатиру «Нечто о Нежине, или дуракам закон не писан», в к-рой проявилась присущая ему юмористич. жилка (эти ранние произведения не сохранились). Г. страстно увлекался театром. Он принимал участие в гимназич. спектаклях, играл в них роли комич. стариков и старух, проявляя незаурядные способности актёра. В 1826 Г. завёл «Книгу всякой всячины», куда записывал материалы по украинской этнографии и народной поэзии. Уже в эти годы Г. ощутил неудовлетворенность тусклой жизнью нежинских «существователей» и начал помышлять о служении благородным и высоким целям. Жажда общественно-полезной деятельности, самый характер к-рой еще крайне смутно рисовался молодому Г., нашла отражение в письмах и в первом дошедшем до нас произведении — поэме «Ганц Кюхельгартен» (написана в 1827). Её романтич. герой не может примириться со спокойной, мещанской жизнью, стремится к осуществлению вольнолюбивых идеалов. Окончив в 1828 Нежинскую гимназию, Г. к началу 1829 переехал в Петербург. Здесь ему пришлось испытать с самого начала жестокое разочарование. Надежды, возлагавшиеся на издание поэмы «Ганц Кюхельгартен», не оправдались: написанная в устаревшем, сентиментально-романтич. духе, она была сурово встречена критикой. Г. собрал в книжных лавках экземпляры поэмы (изданной в 1829 под псевдонимом В. Алов) и уничтожил их. Попытка поступить на сцену также не удалась. В конце 1829 Г. устроился мелким чиновником в...
9. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Введение
Входимость: 3. Размер: 88кб.
Часть текста: в николаевской России. Идеология "официальной народности". Идеология славянофильства. Идеология буржуазно-либерального "западничества". Белинский и Герцен - основоположники революционно-демократической идеологии. Роль творчества Гоголя в идейно-политической борьбе его времени. 1 Гоголь принадлежит к замечательному поколению, к которому непосредственно перешло духовное наследие декабристов, Грибоедова и Пушкина. Белинский и Герцен, Бакунин и Огарев, Станкевич и Сатин, Шевченко и Лермонтов, Пирогов и Федотов, братья Критские и Полежаев - все они были сверстниками Гоголя, родившегося на пороге второго десятилетия XIX века. У колыбели этого поколения стоял 1812 год. В детстве и отрочестве они слышали гром пушек на Сенатской площади, который возвестил о революционном крещении России. Их вступление в самостоятельную жизнь осенила мрачная тень виселиц на верках Петропавловской крепости. Им пришлось жить в николаевской казарме, под неусыпным надзором голубых мундиров, в России, о которой иностранный...
10. Гозенпуд А.: Гоголь в музыке
Входимость: 3. Размер: 102кб.
Часть текста: «Майская ночь», «Ночь перед рождеством» — оперы, проникнутые народной песенностью, глубоко национальные по всему своему складу. Столь же большое значение имеет творчество Гоголя и для украинского музыкального театра: Н. Лысенко в своих операх «Рождественская ночь», «Утопленница» и «Тарас Бульба» развивал гоголевскую традицию, получившую яркое воплощение в русской музыке. Произведения Гоголя принесли в музыкальный театр новые темы и образы. Белинский писал: «„Ночь перед рождеством ... “ есть целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом, тут вся поэзия его жизни» 1 . Характеристику эту можно распространить на все остальные повести, составляющие «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь вошел в историю русской музыки как великий поэт народной жизни, как создатель ярких национальных характеров: героических — в «Тарасе Бульбе», простодушно-лукавых — в «Вечерах». Лиризм, изобилие бытовых картин, юмор, поэтическая...