Поиск по творчеству и критике
Cлово "1957"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Библиография
Входимость: 5. Размер: 75кб.
2. Манн Ю. В.: Гоголь Н. (Краткая литературная энциклопедия. - 1964 г.)
Входимость: 5. Размер: 31кб.
3. Манн Ю. В.: Гоголь Н. В. (Русские писатели. - 1989 г.)
Входимость: 3. Размер: 71кб.
4. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Введение
Входимость: 3. Размер: 12кб.
5. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Заключение
Входимость: 3. Размер: 61кб.
6. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 2. Достоевский: от эпилепсии к прогенерации
Входимость: 3. Размер: 105кб.
7. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Типологическая характеристика реализма позднего Пушкина
Входимость: 3. Размер: 102кб.
8. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 2. "Течение и ход пьесы". Часть 1
Входимость: 2. Размер: 34кб.
9. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава первая. Борьба прогрессивных сил общества за новый путь развития русской литературы
Входимость: 2. Размер: 45кб.
10. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 3. "Миргород". Часть 7
Входимость: 2. Размер: 39кб.
11. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Этапы творчества
Входимость: 2. Размер: 75кб.
12. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава шестая. Поэма о России. Часть 6
Входимость: 2. Размер: 29кб.
13. Смирнова Е.: С. Т. Аксаков и его книга "История моего знакомства с Гоголем"
Входимость: 2. Размер: 68кб.
14. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава вторая. Прогрессивный романтизм в поэзии и его эволюция
Входимость: 2. Размер: 55кб.
15. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Гоголь. О Хлестакове
Входимость: 2. Размер: 98кб.
16. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Идейная структура "Капитанской дочки"
Входимость: 2. Размер: 54кб.
17. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 3. "Живые характеры". Часть 1
Входимость: 2. Размер: 34кб.
18. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава четвертая. Творчество М. Ю. Лермонтова (1814-1841)
Входимость: 2. Размер: 56кб.
19. Выбранные места из переписки с друзьями. Карамзин
Входимость: 1. Размер: 22кб.
20. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 2. "Течение и ход пьесы". Часть 4
Входимость: 1. Размер: 17кб.
21. Гуминский В. М.: Гоголь о любви и браке
Входимость: 1. Размер: 38кб.
22. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 4. Повести. Часть 3
Входимость: 1. Размер: 45кб.
23. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. "Фаталист" и проблема востока и запада в творчестве Лермонтова
Входимость: 1. Размер: 50кб.
24. Смирнова Е. А.: Поэма Гоголя "Мертвые души". Глава вторая. "Вся Русь…"
Входимость: 1. Размер: 164кб.
25. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Вступление
Входимость: 1. Размер: 14кб.
26. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава четвертая. История. Критика. Повести. Часть 4
Входимость: 1. Размер: 38кб.
27. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава восьмая. Вокруг наследия Гоголя. Часть 5
Входимость: 1. Размер: 54кб.
28. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Вместо заключения: патографии и их критика
Входимость: 1. Размер: 22кб.
29. Алмазов Б. Н.: Сон по случаю одной комедии
Входимость: 1. Размер: 68кб.
30. Арват Ф. С., Арват Н. Н.: О первых украинских переводах произведений Н. В. Гоголя
Входимость: 1. Размер: 24кб.
31. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 5. Здоровье и болезнь Пушкина
Входимость: 1. Размер: 41кб.
32. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Своеобразие художественного построения "Евгения Онегина". "Поэзия действительности"
Входимость: 1. Размер: 23кб.
33. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Своеобразие художественного построения "Евгения Онегина". Человек в пушкинском романе в стихах
Входимость: 1. Размер: 34кб.
34. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. От издательства
Входимость: 1. Размер: 2кб.
35. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 4. "Тайна смеха". Часть 2
Входимость: 1. Размер: 32кб.
36. Анненкова Е. И.: Абрамцево и творческие маршруты Н. В. Гоголя
Входимость: 1. Размер: 28кб.
37. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Своеобразие художественного построения "Евгения Онегина". Литература и "литературность" в "Евгении Онегине"
Входимость: 1. Размер: 33кб.
38. Степанов Н.Л.: Гоголь (Жизнь замечательных людей). Краткая библиография
Входимость: 1. Размер: 3кб.
39. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 1. "Верный список общества". Часть 5
Входимость: 1. Размер: 30кб.
40. Работы художника-графика Анатолия Зыкова
Входимость: 1. Размер: 4кб.
41. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Краткий список рекомендуемой литературы
Входимость: 1. Размер: 4кб.
42. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Эволюция русского натурализма. Гоголь и Достоевский. Школа сентиментального натурализма
Входимость: 1. Размер: 176кб.
43. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава I. Введение. "Вечера на хуторе близь Диканьки". Часть 3
Входимость: 1. Размер: 75кб.
44. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Своеобразие художественного построения "Евгения Онегина". Принцип противоречий
Входимость: 1. Размер: 53кб.
45. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава вторая. Пасичник Рудый Панько. Часть 2
Входимость: 1. Размер: 36кб.
46. Виноградов И. А.: Повесть Н. В. Гоголя "Вий" - Из истории интерпретаций
Входимость: 1. Размер: 46кб.
47. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Введение
Входимость: 1. Размер: 42кб.
48. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 3. "Живые характеры". Часть 3
Входимость: 1. Размер: 18кб.
49. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел шестой. Теория реализма. Основоположник революционно-демократической критики и эстетики В. Г. Белинский (1811-1848)
Входимость: 1. Размер: 70кб.
50. Смирнова Е. А.: Поэма Гоголя "Мертвые души". Глава первая. Формирование замысла
Входимость: 1. Размер: 37кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Библиография
Входимость: 5. Размер: 75кб.
Часть текста: И. М. Сеченова. Фонд Архива Психиатрической клиники (ОФ 523/132). Фонд П. Б. Ганнушкина. Общественный музей Преображенской больницы. Фонд 103. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2299. Н. Е. Осипов. On. 1. Ед. хр. 1. Л. 7 (Осипов Н. Е. Достоевский и психиатры); Ед. хр. 14. Л. 42 (Осипов Н. Е. Толстой и медицина); Ед. хр. 19. Л. 17–26 (Осипов Н. Е. Анализ романа гр. Л. Н. Толстого «Семейное счастье»); Ед. хр. 21. Л. 6, 9 (Осипов Н. Е. Анализ повести гр. Л. Н. Толстого «Детство»); Ед. хр. 26. Л. 14 (Осипов Н. Е. Новый подход к Достоевскому); Ед. хр. 42. JI. 40 (Письмо A. JI. Бёма Осипову); Ед. хр. 44. JI. 2 (Письмо М. О. Вульфа Н. Е. Осипову, 1927 г.); Ед. хр. 47. Л. 1 (Письмо Е. А. Ляцкого Н. Е. Осипову); Ед. хр. 88 (Письмо редактора журнала «Современные записки» В. А. Руднева М. П. Полосину, 21.10.1927). Центральный государственный архив истории и архитектуры г. Москвы (ЦГИАМ). Ф. 363. On. 1. Ед. хр. 70. Л. 185 (Объявление о...
2. Манн Ю. В.: Гоголь Н. (Краткая литературная энциклопедия. - 1964 г.)
Входимость: 5. Размер: 31кб.
Часть текста: училище. В 1820—21 брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского. В 1821 был принят в нежинскую Гимназию высших наук, где учились также Н. В. Кукольник, Е. П. Гребенка и др. В гимназич. годы проявилась разносторонняя худож. одаренность Г.: он увлекался живописью, участвовал в спектаклях, исполняя комич. роли. К 1825—27 относятся первые лит. опыты Г.: стих. «Новоселье», не дошедшие до нас трагедия «Разбойники», повесть «Братья Твердиславичи», сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» и др. Однако главные его устремления в ту пору были связаны с деятельностью на поприще «юстиции»: «Я видел, что здесь работы будет более всего, что здесь только я могу быть благодеянием, здесь только буду истинно полезен для человечества. Неправосудие, величайшее в свете несчастие, более всего разрывало мое сердце» (Письмо П. П. Косяровскому от 3 окт. 1827, см. Полн. собр. соч., т. 10, 1940, с. 111—12). На принятие Г. такого решения повлиял рост свободолюбивых настроений в гимназии; в 1827 здесь возникло «дело о вольнодумстве», закончившееся в 1830 разгромом передовой профессуры во главе с Н. Г. Белоусовым. Г. сочувствовал Белоусову и на следствии дал показания в его пользу. В 1828, окончив гимназию, Г. переехал в Петербург. В 1829 под псевд. В. Алов издал «идиллию» в стихах «Ганц Кюхельгартен» (написанную в основном еще в 1827), к-рая получила отрицат. оценку критики. Г. сжег нераспроданные экземпляры книги и в июле...
3. Манн Ю. В.: Гоголь Н. В. (Русские писатели. - 1989 г.)
Входимость: 3. Размер: 71кб.
Часть текста: душ крепостных. Отец Г., Вас. Аф. Гоголь-Яновский (1777—1825), служил при Малорос. почтамте, в 1805 уволился с чином коллеж. асессора и женился на Мар. Ив. Косяровской (1791—1868), по преданию, первой красавице на Полтавщине. В семье было шестеро детей: помимо Г., сын Иван (ум. в 1819), дочери Марья (1811—44), Анна (1821—93), Лиза (1823—64) и Ольга (1825—1907). Г., будучи старшим братом, впоследствии опекал сестер, заботясь об их воспитании и образовании. Дет. годы Г. провел в имении родителей Васильевке (др. назв. — Яновщина). Край был овеян легендами, поверьями, ист. преданиями, будоражившими воображение. Рядом с Васильевкой располагалась Диканька (к к-рой впоследствии Г. приурочил происхождение своих первых повестей), где показывали сорочку казненного Кочубея, а также дуб, у к-рого якобы проходили свидания Мазепы с Матрёной (Марией). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского (1754—1829), дальнего родственника Г., б. министра, изв. вельможи, выбранного в поветовые маршалы (в уездные предводители дворянства); отец Г. исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал дом. театр, для к-рого отец Г. писал комедии, будучи также его актером и дирижером. Все это содействовало пробуждению худож. и умств. интересов будущего писателя. Но здесь же он наблюдал сцены самодурства и унижения человеческого достоинства (в имении, по старому обычаю, держали шутов), ощущал гнетущее чувство зависимости от знатного и богатого. Страсть к сочинительству проявилась у Г. очень рано; в детстве он писал стихи, к-рые, по преданию, вызвали восхищение В. В. Капниста (имение последнего Обуховка также располагалось недалеко от Васильевки), объявившего родителям: «Из него будет большой талант, дай ему только судьба в руководители учителя-христианина!» (Гоголь в восп., 458). Мать проявляла большую заботу о религ. воспитании сына, на к-рого, однако,...
4. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Введение
Входимость: 3. Размер: 12кб.
Часть текста: неугнетенный", писатели XIX века выступают как люди, душа которых, говоря словами Радищева, народными страданиями "уязвлена стала". Они изображают ужасы бесправного существования народа, возмущаются всевластием "дикого барства", открывают в народе источник великих сил разума, таланта, воли к творчеству и прогрессу, связывают с освобождением народа будущее России. Чем больше накапливалось в народе гнева и отчаянной решимости, чем организованнее становилась его борьба против поработителей, тем глубже вникала литература в психику и думы трудящихся, тем колоритнее и значительнее становились образы крестьян, сочувствующих им интеллигентов, затем рабочих и революционеров, тем настойчивее писатели показывали народ как силу, способную влить в Россию энергию обновления и стремительного движения вперед. Великая и благородная миссия, которую взяла на себя классическая русская литература, миссия защиты народа от царских властей и помещичье-буржуазного гнета, накладывала особую печать на всю ее историю. Это история непрестанной борьбы, борьбы мужественной и самоотверженной. Царизм не шутил с теми, кто шел вразрез с "видами правительства". Талант и слава не защищали от самых жестоких преследований. Ссылка, каторга, виселица, одиночное заключение - вот нередко итог деятельности русского писателя. Непрестанные цензурные гонения, насильственное изувечивание произведений, вызовы в жандармское отделение, явный и тайный полицейский надзор, полицейские придирки, грубые окрики, издевательские судебные процессы - в таких тревогах и муках обыкновенно проходила жизнь...
5. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Заключение
Входимость: 3. Размер: 61кб.
Часть текста: была. Гоголь остался и для последующих поколений великим писателем-реалистом, обличителем и разоблачителем современной ему крепостнической действительности. Созданные им образы благодаря своей жизненной правдивости и силе социальной обобщенности и типичности сохранили свое значение вплоть до нашего времени. Глубина и широта изображения характеров и типов, сложившихся в эксплуататорском обществе, сделали возможным и применение их к проявлениям других исторических и социальных укладов. Такие образы Гоголя, как Хлестаков, городничий, Чичиков, Ноздрев, Плюшкин, Собакевич, Держиморда и многие другие, давно уже стали нарицательным обозначением самых отвратительных сторон собственнического эксплуататорского общества – его лицемерия, лживости, хамства, чудовищного эгоизма, стяжательства и угнетения простого трудящегося человека. Гоголь вместе с Белинским, раскрывшим объективно-критическое содержание и значение гоголевского творчества, оказал большое воздействие на революционных разночинцев. Он «привил новому поколению резкий и суровый взгляд на действительность, первый подверг ее...
6. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 2. Достоевский: от эпилепсии к прогенерации
Входимость: 3. Размер: 105кб.
Часть текста: психологов. Стефан Цвейг 1 Уже при жизни Ф. М. Достоевского (1821–1881) на него был навешен ярлык «специалиста по душевным страданиям», «психолога», чуть ли не врача-психиатра. Как бы предчувствуя, что этот ярлык пристанет к нему надолго, писатель категорически отрицал, что он «психолог», высмеивая современные ему психологию и физиологию 2 . Невозможно было не заметить, что те, кто восхищался, даже искренне, мастерством его психологического анализа, вольно или невольно раздували только эту сторону его произведений за счет высказываемых в них идей. Однако восторженные поклонники психологического таланта Достоевского пошли еще дальше, увидев источник этого таланта в его собственных душевных страданиях. Мнение о том, что писатель создавал своих персонажей на основе самоанализа, санкционировали своим авторитетом врачи. Еще при жизни писателя не только литературные критики, но и врачи-психи-атры заявили, что он наделяет своих героев собственными чертами, включая болезненные. Излюбленным примером был князь Мышкин из романа «Идиот», падучая болезнь которого считалась списанной с недуга самого Достоевского. «До сих пор никто из гениальных эпилептиков не познакомил нас так красноречиво со своей [предшествующей припадку] аурой. Я уверен, что эти строки перейдут в учебник психиатрии», — утверждал психиатр В. Ф. Чиж 3 . А невролог В. М. Бехтерев (1857–1927) писал: «Человек, перенесший в своей жизни и крайнюю бедность, и тюрьму, и ссылку, и ужасы смертной казни, и сам имевший глубоко надломленное душевное здоровье, — только такой человек, при высокой душевной одаренности от природы, мог найти в своей душе отклик на соответствующие положения жизни и на тяжелую душевную драму и мог воспроизводить с художественной яркостью те внутренние переживания,...
7. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Типологическая характеристика реализма позднего Пушкина
Входимость: 3. Размер: 102кб.
Часть текста: явлением мировой литературы. На пушкинских торжествах 1880 г. в «Застольном слове о Пушкине» А. Н. Островский отметил, что читатель Пушкина умнеет, даже если сам не может заметить «свое умственное обогащение». Глубокая мысль Островского связана с тем, что Пушкин дает читателю не только плоды своих размышлений, но и учит самостоятельно думать: «Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются и умнеют». Пушкин дает не конечную, застывшую, а живую, динамическую мысль. В этом, как мы постараемся показать, одна из типологических особенностей его позднего творчества. Изучение творчества последних лет затруднено тем, что многие замыслы остались незавершенными. Нам придется прибегать к реконструкциям, а иногда выдвигать осторожные гипотезы. * * * В 1834 г. в Петербурге была выставлена для обозрения картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи». На Пушкина она произвела сильное впечатление. Он сделал попытку срисовать некоторые детали картины и тогда же набросал стихотворный отрывок: Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя Широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется...
8. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 2. "Течение и ход пьесы". Часть 1
Входимость: 2. Размер: 34кб.
Часть текста: в драме не должно быть ни одного лица, которое не было бы необходимо в механизме ее хода и развития. Простота, немногосложность и единство действия (в смысле единства основной идеи) должно быть одним из главнейших условий драмы; в ней все должно быть направлено к одной цели, к одному намерению" 1 . Эта монолитность драматического произведения, сосредоточенность действия, реализуемого в сюжете вокруг основного центра, является необходимым условием художественного совершенства пьесы. То, что в других жанрах может быть добавлено автором, выражено им при помощи психологической характеристики, лирических отступлений, пейзажа, - в драматургическом жанре исключено. Зритель или читатель узнает и познает все из самого действия, из реплик персонажей, из развития сюжета пьесы. В гоголевских пьесах точно выверено, композиционно закончено не только сюжетное построение пьесы в целом, но и построение отдельных действий и явлений. И здесь основной принцип драматурга - ничего лишнего. Каждое явление имеет свою внутреннюю тему и в то же время служит раскрытию целого. Мы знаем, как настойчиво Гоголь добивался собранности и сжатости пьесы, отказавшись в окончательной редакции "Ревизора" не только от ряда подробностей, но и от совершенно завершенных двух сцен, исключенных в первом издании, как "замедлявшие течение пьесы", и...
9. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава первая. Борьба прогрессивных сил общества за новый путь развития русской литературы
Входимость: 2. Размер: 45кб.
Часть текста: критиков и прогрессивные журналы, где отстаивалось все лучшее, что создавал самобытный русский художественный гений. С насильственным устранением с литературного поприща лучшей части общества, по словам Герцена, "дрянь александровского времени всплыла наверх", а уровень читателя значительно снизился. Пушкин оказался в одиночестве, у него не стало самых высоких ценителей и защитников, и травля поэта со стороны консерваторов и реакционеров была почти беспрепятственной. Двойная цензура, установленная для его произведений, создавала неправильное представление о творческом развитии поэта и ослабляла воздействие его реалистической практики на современный литературный процесс и на прогресс в эстетической и критической мысли страны. Влияние Пушкина и его последователей ослаблялось также политикой царизма в области просвещения и культуры. "Якорем спасения" объявлена была триединая формула графа Уварова: "самодержавие, православие и народность". На этой основе зиждилось воспитание подрастающих поколений, строилась работа школ и печати. Проведение в жизнь уваровской формулы означало главным образом возведение "умственных плотин", жестокое преследование "духа декабризма" и вообще всякого проявления свободолюбия и самостоятельной мысли. Передовая литература рассматривалась как сила враждебная, поэтому ее "хозяином" стал управляющий III отделением царской канцелярии и начальник штаба корпуса жандармов Дубельт. Министерство народного просвещения расправлялось с литературой посредством "кнутобойной", по выражению Белинского, цензуры, III отделение - политическими гонениями, ссылками и каторгой. Не было передового писателя, который жил бы без гласного или тайного надзора. Погиб, отданный в солдаты, А. И. Полежаев. Побывал в двух ссылках А. И. Герцен. Пережил опалу и ссылку И. С. Тургенев. Из ссылки в ссылку...
10. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 3. "Миргород". Часть 7
Входимость: 2. Размер: 39кб.
Часть текста: журнальной литературы» писал, что «Вальтер Скотт великий гений, коего бессмертные создания объемлют жизнь с такою полнотою». В другом месте он называет Вальтера Скотта «великим дееписателем сердца, природы и жизни, полнейшим, обширнейшим гением XIX века». Вальтер Скотт осуществил большой шаг вперед на пути к реализму, сделав героями своих романов не только известных исторических деятелей, королей и полководцев, но и «среднего» обыкновенного человека. Но он не смог с достаточной полнотой показать роли народа, понять ее определяющее значение в исторических судьбах страны и государства. Этим объясняется, что, несмотря на признание заслуг Вальтера Скотта, Гоголь пошел иным, своим путем в создании исторического романа. Романы Вальтера Скотта и писателей, следовавших за ним, основаны на выдвижении на первое место отдельных героев, на конфликтах, происходящих между ними. Изображение же исторических событий составляет ту раму, в пределах которой развиваются судьбы героев. Гоголь создал эпопею о судьбах народа, и конфликт в его произведениях является прежде всего историческим конфликтом, столкновением двух решающих исторических сил: казачества и всего украинского народа, с одной стороны, и польской...