Поиск по творчеству и критике
Cлово "PRO"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Манн Ю. В.: Гоголь
Входимость: 1. Размер: 68кб.
2. Мельгунов Н. А. - Языкову Н. М., 12 июля 1841 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
3. Анри Труайя: Николай Гоголь. Часть III. Глава I. Квадратура круга
Входимость: 1. Размер: 134кб.
4. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава III. Петербургские повести. Часть 2
Входимость: 1. Размер: 75кб.
5. Авенариус В.П.: Гоголь-гимназист (биографическая повесть). Глава третья. У Юпитера-громовержца
Входимость: 1. Размер: 25кб.
6. Шенрок В. И.: Материалы для биографии Гоголя (старая орфография). Н. В. Гоголь. Последние годы жизни. 1842 - 1852 гг. Глава CXI
Входимость: 1. Размер: 19кб.
7. Нечаенко Д. А.: О современной трактовке сновидений художника Пискарева в повести Н. В. Гоголя "Невский проспект"
Входимость: 1. Размер: 32кб.
8. Исторические афоризмы Михайла Погодина (черновики)
Входимость: 1. Размер: 9кб.
9. Мережковский Д. С.: Гоголь. Часть вторая
Входимость: 1. Размер: 157кб.
10. Перцов П. П.: Литературные афоризмы
Входимость: 1. Размер: 75кб.
11. Манн Ю. В.: Гоголь (История всемирной литературы в 9 томах. - 1989 г.)
Входимость: 1. Размер: 67кб.
12. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава IV. "Ревизор". Часть 2
Входимость: 1. Размер: 48кб.
13. Белинский В.Г. - Из статей и писем
Входимость: 1. Размер: 60кб.
14. Гоголь в русской критике (сборник). Белинский В. Г.: Библиографическое известие
Входимость: 1. Размер: 9кб.
15. Сперанский М.: Гоголь Н. В.(Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат) - старая орфография
Входимость: 1. Размер: 53кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Манн Ю. В.: Гоголь
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Часть текста: еще в 1827 г. в Нежинской гимназии высших наук, где учился будущий писатель) - носила еще явно подражательный характер. Тем не менее комбинация различных, порою резко контрастирующих, влияний обнаруживала собственные творческие устремления молодого писателя. С одной стороны, мир поэмы - это типично идиллический мир («идиллия в картинах» - ее жанровое обозначение), ограниченный двумя деревнями (действие происходит в Германии); мир несложных чувств, простых радостей, естественного общения с природой; мир, обрисованный в традициях знаменитой идиллии И. Фосса «Луиза», с переводом которой Гоголь, видимо, был знаком. С другой стороны, в облике главного персонажа, Ганца, не только уже концентрировался сложный комплекс настроений молодого мечтателя-романтика, что противоречило идиллическому миру, но эти настроения выливались в определенный волевой шаг - бегство из родной среды, романтическое путешествие в Грецию и, по-видимому, на Восток, - приводили к глубокому, выстраданному разочарованию в современной цивилизации (тут поэма обнаруживала широкий спектр влияний романтических образцов, от Жуковского до Томаса Мура и Байрона). Заострение же этого чувства в духе вражды к обывателям предвосхищало уже зрелое творчество Гоголя, и недаром в строках поэмы: «Безжалостно и беспощадно // Пред ним захлопнули вы дверь, // Сыны существенности жалкой, // Дверь в тихий мир мечтаний, жаркой!» - недаром в этих строках впервые у Гоголя давалась формула разлада «мечтаний» и «существенности», идеала и реальности, которая будет играть такую большую роль в ...
2. Мельгунов Н. А. - Языкову Н. М., 12 июля 1841 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Часть текста: Мельгунов Н. А. - Языкову Н. М., 12 июля 1841 г. 52. Н. А. МЕЛЬГУНОВ — Н. М. ЯЗЫКОВУ 12 июля 1841. Вена ... Кстати о Риме: там был недавно <Н. И.> Надеждин, который Вам усердно кланяется, — и видел Гоголя. С чего, как бы Вы думали, начал этот свой разговор с экс-профессором-журналистом? «Каков урожай в России, и высоки ли цены на хлеб?» — У Надеждина так и опустились руки. — Его 1 еще здесь нет; он странствует с Княжевичем по Далмации, хе, и воротится сюда недели через две ... Примечания Автограф. ИРЛИ. Фонд Языковых (19. 4. 67. — Яз. I. 28). 1 Мельгунов имел здесь, конечно, в виду Н. И. Надеждина, о котором см. ниже, в примеч. к письму № 91. Это письмо явилось поводом для забавного qui pro quo: Н. М. Языков поспешил сообщить своим родным в Россию: «Мельгунов < ... > пишет мне, что Гоголь опять был в Риме, теперь ездит по Далмации вместе с Княжевичем и скоро будет в Вену» (ИРЛИ, 19. 4. 22. — Яз. I. 22). В. И. Шенрок, на основании этих слов, отметил в биографии Языкова: «Этот факт о пребывании Гоголя в Далмации не был известен до сих пор» («Вестник Европы», 1897, № 12, стр. 623). Упоминание о Гоголе имеется в письме Н. М. Языкова к родным от 26 сентября 1841 г. из Ганау: «Гоголь в первый раз в Дрездене; стыдно ему будет не видеть Мадонны» (неизд. — ИРЛИ, 19. 4. 24. — Яз. I. 29).
3. Анри Труайя: Николай Гоголь. Часть III. Глава I. Квадратура круга
Входимость: 1. Размер: 134кб.
Часть текста: поездки, удаленья и отлученья от мира, что совершалось незримо в них воспитанье души моей. Чище горнего снега и светлей небес должна быть душа моя, и только тогда я приду в силы начать подвиги и великое поприще, тогда только разрешится загадка моего существования… Посылаю вам „Мертвые души“. Это первая часть… В сравнении с другими, имеющими последовать ей частями, все мне кажется похожею на приделанное губернским архитектором наскоро крыльцо к дворцу, который задуман строиться в колоссальных размерах… Ради Бога, сообщите мне ваши замечания. Будьте строги и неумолимы как можно больше. Вы знаете сами, как мне это нужно… Не читайте без карандаша и бумажки, и тут же на маленьких бумажных лоскутках пишите свои замечанья; потом по прочтении каждой главы напишите два-три замечанья вообще обо всей главе; потом о взаимном отношении всех глав между собою, и потом, по прочтении всей книги, вообще обо всей книге, и все эти замечания, и общие и частные, соберите вместе, запечатайте в пакет и отправьте мне. Лучшего подарка мне нельзя теперь сделать ни в каком отношении…» [358] На следующий день Гоголь сел в дилижанс и отправился в Гастейн. Три дня в дороге. В конце пути грозные горы, покрытые лесами, чистейший воздух, бурлящая река, популярная водолечебница и в домике в некотором отдалении бедный Н. М. Языков, прикованный к шезлонгу сухоткой спинного мозга. Меньше чем за год его состояние сильно ухудшилось. Он передвигался с большим трудом. Иногда его детское...
4. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава III. Петербургские повести. Часть 2
Входимость: 1. Размер: 75кб.
Часть текста: о гротеске или о фантастике этих повестей. Вопрос этот, в сущности, в равной степени относится ко всем петербургским повестям, несмотря на неравное отношение их к прямой фантастике. Явно и недвусмысленно фантастичны «Портрет», «Нос», да и «Шинель» с ее концовкой о привидении Акакия Акакиевича, срывающем шинели (этот фантастический мотив едва ли не лежал в самой основе замысла Гоголя: самый первый черновой набросок повести назывался «Повесть о чиновнике, крадущем шинели», то есть именно фантастическую тему выдвигал как определяющую). Но и остальные две повести, «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего», не лишены налета своеобразной фантастики, некоего бреда, где запросто происходят вещи, как будто бы совершенно необыкновенные; при этом бред и фантастика этих повестей – совсем того же характера, колорита и смысла, что и в других, в открытую «нереальных». В самом деле, всмотримся в изображение города в «Невском проспекте», и мы увидим странные гиперболы и изломы: «мириады карет валятся с мостов» – мириады , да еще валятся ; или: «Тротуар несся под ним, кареты со скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу…» и т. д.; и совсем невероятные утверждения вроде того, что в этом городе только служащие в иностранной коллегии носят черные бакенбарды, другие же все должны, к величайшей неприятности своей, носить рыжие, что уже совсем фантастично, не менее, чем нос, гуляющий по улицам того же самого города. К тому же, повесть пронизана бредом Пискарева, его болезненными видениями, снами, и без опиума и с опиумом. Да и без снов вся история художника Пискарева дана в тонах нереального видения,...
5. Авенариус В.П.: Гоголь-гимназист (биографическая повесть). Глава третья. У Юпитера-громовержца
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Часть текста: сестрицы. Младшая из них, Лизонька, и подала на этот раз повод к семейному торжеству: ей исполнилось тринадцать лет. Ровно в половине пятого приступили к закуске, а затем разместились чинным порядком за столом, который, по случаю большого числа гостей, пришлось накрывать в зале. Весь учебно-воспитательный персонал гимназии оказался налицо. Одни были во фраках, другие, за неимением таковых, - в вицмундирах, но все в белых галстуках, орденские кавалеры и при орденах. Воспитанники точно так же обменяли свои будничные серые сюртучки на нарядные синие мундирчики с черными бархатными воротничками. Мишенька Орлай собрал около себя чуть не дюжину своих маленьких сверстников. Гоголь был единственным из пятого класса и имел по одну руку от себя двух "студентов" - семиклассников Бороздина и Редкина, а по другую - четвероклассника Кукольника и третьеклассника Базили. Бороздин хотя по-христиански и отпустил своему должнику - Яновскому - его грех, но теперь словно и не замечал его присутствия: обернувшись к своему соседу - однокласснику Редкину, - он чуть не с благоговейным вниманием прислушивался к каким-то хитроумным объяснениям его по поводу последней лекции римского права. Гоголь окончательно отвернулся от двух "студентов" к двум гимназистам, которые классами хотя и были ниже его, но годами почти ровесники с ним. Зато они оба были первыми учениками в своих классах. Кроме того, оба пользовались особенным покровительством Ивана Семеновича еще и потому, что Кукольник был сыном его предместника в должности директора нежинской гимназии, умершего через полгода по ее открытии, а Базили был из семьи эмигрантов-греков, в судьбе которой сам попечитель гимназии, граф Кушелев-Безбородко, принимал живое участие. Не мог Гоголь подозревать, конечно, что Редкий сделается со временем профессором и ректором Петербургского университета, Базили станет известным дипломатом, Кукольник - даровитым писателем, а ...
6. Шенрок В. И.: Материалы для биографии Гоголя (старая орфография). Н. В. Гоголь. Последние годы жизни. 1842 - 1852 гг. Глава CXI
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: советы слишкомъ избитые, жалкiе и совсемъ не идеальные. Всего лучше можно видеть, какая неизмеримая бездна отделяла добрыя желанiя Гоголя отъ ихъ исполненiя, конечно, на статье „Русскiй помещикъ“. Не такъ легко „глаголомъ жечь сердца людей“, какъ легко это советовать, и какъ бы въ насмешку надъ добрымъ намеренiемъ автора, съ языка его сорвались здесь слова, выдающiя его собственную неумелость въ томъ, чему онъ хочетъ показать примеръ: вместо слова, идущаго къ сердцу, авторъ рекомендуетъ здесь нечто иное, или, лучше сказать, начавъ за здравiе, онъ нечаянно свелъ за упокой: „Умей пронять мужика хорошенько словомъ; ты же на меткiя слова мастеръ. Ругни его при всемъ народе, но такъ, чтобы тутъ же осмеялъ его весь народъ“. Крайности сходятся — и вотъ отъ самаго идеальнаго намеренiя потрясти чувства горячимъ словомъ убежденiя, вдохновенной речью, идущей прямо изъ сердца, — Гоголь вдругъ, совершенно не замечая перескакиваемой имъ пропасти, даетъ опошленные советы: „держи у себя въ запасе все синонимы молодца для того, кого нужно подстрекать, и все синонимы бабы ...
7. Нечаенко Д. А.: О современной трактовке сновидений художника Пискарева в повести Н. В. Гоголя "Невский проспект"
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Часть текста: я полагаю, в том, что зачастую та или иная внешне эффектная «концепция» изобретается вне внимательного прочтения, а значит и понимания, самого художественного текста, тогда как, в моем представлении, она должна не предварять, а резюмировать. Вовсе несложно изобрести некий «концепт», а затем, при соответствующем умении и сноровке, подогнать под него «поэтику». И совсем иное дело, когда «концепция» сама по себе, естественно рождается и проистекает из художественной ткани конкретного произведения. Читанный-перечитанный нами «Невский проспект», по моему мнению — не только самое романтическое и символистское, но и, наряду со «Старосветскими помещиками», самое мифопоэтическое, трагикомическое создание Гоголя. Жанр трагикомедии как таковой не только редко представлен в мировой литературе, но и мало изучен. Элементы комического в трагедии или драме — не редкость. Достаточно вспомнить беседу могильщиков в «Гамлете», бурлескный монолог Меркуцио о королеве Мэб по дороге на бал в дом семейства Капулетти или образы странницы Феклуши и провинциального актера Аркадия Счастливцева (Робинзона) в «Грозе» и «Бесприданнице» А. Н. Островского. Лишь в конце XIX в. А. П. Чехов в связи с новаторской поэтикой комедии «Чайка» так обосновал правомерность и смысл своих художественных исканий: «Нужны новые формы <...> Никаких сюжетов не нужно. В жизни нет сюжетов, в ней все перемешано — глубокое с мелким, величавое с ничтожным, трагическое с смешным» 1 . Однако трагикомедия в чистом виде, когда драматичное, трагическое, комическое, сатирическое и гротесковое не отдельные компоненты поэтики, но основные системообразующие начала произведения — это до сей поры довольно большая редкость. Предпринятая К. К. Вагиновым в романе «Козлиная...
8. Исторические афоризмы Михайла Погодина (черновики)
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Часть текста: последнее десятилетие более других должен остановить <на> себе внимание. Издавая Московский вестник, он сказал первый, еще в 1827 году, что история < ... > У нас он первый сказал это и то сильное ударение, которое он поставил на этой мысли, показывает, что в душе его жило стремление к настоящему значению истории. Но никогда мыслей своих, очевидно рожденных глубоким размышлением, не развивал он во всем пространстве, не изложил [с] текучею увлекательностью красноречия. Эти мысли выражались у него отрывисто, шероховато и потому они оставались незаметны, не оценены по достоинствам и лишенные пластического художественного изложения не привлекли светского мнения и приверженцев. Он трудился довольно и в трудах его видна любовь к науке. В критике своей он показал довольно ума, но притом и младенческое познание света и людей. В его критических статьях дышит умеренность, что для полного, твердого историка необходимо. Он издал по частям многие замечательные сочинения. Вот реестр их... В них можно заметить отсутствие и строгой последовательности и обдуманного пла<на>, но везде есть мысли мыслящего человека. В изданных им ныне афоризмах или отдельных мыслях и замечаниях хотя выражены мнения его об истории... эти мысли помещены без всякого порядка, многие являются очень небрежно, без всяких пояснений, так что понятны одному только автору или тому, кто получил от него предварительные объяснения, [но есть такие, над которыми остановится талант] и которых он, верно, не встретит в изданных и выходящих у нас исторических...
9. Мережковский Д. С.: Гоголь. Часть вторая
Входимость: 1. Размер: 157кб.
Часть текста: он, как "отрешение от земли и существенности", стремление в "область бестелесных видений", т. е. как начало духовности, вернее, бесплотности, -- христианское или кажущееся, в противоположность язычеству, "христианским". Другое -- "прикрепление к земле и к телу", к "осязаемой существенности" -- начало плотское, языческое или опять-таки кажущееся доныне, в противоположность христианству, "языческим". Предвидел ли Гоголь, что, определяя Пушкина, он и самого себя определял, что и он явился из этих же самых "двух начал"? "Никогда не чувствовал себя погруженным в такое спокойное блаженство. О, Рим, Рим! О, Италия! Что за небо!.. Что за воздух!.. Пью -- не напьюсь, гляжу -- не нагляжусь... Никогда я не был так весел, так доволен жизнью". Друзья Гоголя рассказывают, как на вилле Волконской, упиравшейся стеной в старый римский акведук, который служил ей террасой, "он ложился спиной на аркаду и по полусуткам смотрел в голубое небо, на мертвую и великолепную римскую Кампанью, оставаясь недвижимым целые часы, с воспаленными щеками". -- "Италия! Она моя!.. Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр --- все это мне снилось. Я проснулся опять на родине". Одно из писем помечает он, вместо христианского летосчисления, древнеримским: "год 2588 от основания Города", как будто на одно мгновение пожелал забыть, что Христос родился, как будто 1835 лет христианства, вместе с "Россией, Петербургом, снегами, департаментом", только снились ему. Это, конечно, шутка; но надо знать, чем и тогда уже было для Гоголя христианство, чтобы почувствовать, что значит эта шутка. "Когда я увидел во второй раз Рим, -- говорит он именно в этом письме, помеченном "от основания Города", -- мне казалось, что я увидел свою родину, в которой несколько лет не...
10. Перцов П. П.: Литературные афоризмы
Входимость: 1. Размер: 75кб.
Часть текста: Петр Петрович Перцов родился 4 июня 1868 г. в Казани. Перцовы -- старинная дворянская фамилия. Хорошо и подробно о роде Перцовых сказано в "Воспоминаниях" П. Н. Перцова (двоюродного брата П. П. Перцова) {ЦГАЛИ, ф. 1796, оп. 1, ед. хр. 296--298.}. В 1887 г. по окончании курса 2-й Казанской гимназии Перцов поступил в Казанский университет на юридический факультет. Литературную деятельность начал в 1890 г. в столичных газетах "Неделя" и "Новости". Затем стал сотрудничать и в местной печати -- в газетах "Волжский Вестник" и "Казанский Биржевой Листок", фактическим редактором которого был А. И. Иванчин-Писарев, публицист-народник, познакомивший Перцова с Н. К. Михайловским. В 1892 г. после окончания университета Перцов приехал в Петербург и начал работать в журнале "Русское Богатство"; ему было поручено вести библиографический отдел. Сотрудничество с Михайловским продолжалось недолго, весной 1893 г. Перцов возвращается в Казань и возобновляет литературные статьи в "Волжском Вестнике" и "Казанском Биржевом Листке" {Позднее он издал эти статьи отдельной брошюрой под названием "Письма о поэзии", СПб., 1895.}. В 1894 г. Перцов вновь в Петербурге, он сближается с представителями ранних символистов Д. С. Мережковским, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсовым. В 1895 г. Перцов (вместе со своим двоюродным братом В. В. Перцовым) выпустил сборник "Молодая поэзия", среди участников которого были К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Н. М. Минский, Д. С. Мережковский. В 1896 г. Перцов составил и издал сборник "Философские течения русской поэзии". К этому же году относится и знакомство Перцова с В. В. Розановым. Их дружеские отношения продолжались до смерти Розанова в 1919 г. Перцов был...