Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на букву "Э"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  

Показаны лучшие 100 слов (из 416).
Чтобы посмотреть все варианты, нажмите

 Кол-во Слово (варианты)
199ЭВОЛЮЦИЯ (ЭВОЛЮЦИЮ, ЭВОЛЮЦИИ, ЭВОЛЮЦИЕЙ)
136ЭГОИЗМ (ЭГОИЗМА, ЭГОИЗМОМ, ЭГОИЗМУ, ЭГОИЗМЕ)
65ЭГОИСТ (ЭГОИСТОВ, ЭГОИСТЫ, ЭГОИСТА, ЭГОИСТОМ)
80ЭГОИСТИЧЕСКИЙ (ЭГОИСТИЧЕСКОГО, ЭГОИСТИЧЕСКОЙ, ЭГОИСТИЧЕСКОЕ, ЭГОИСТИЧЕСКУЮ)
257ЭДАКИЙ (ЭДАКОЙ, ЭДАКОЕ, ЭДАКИЕ, ЭДАКОГО)
20ЭДГАРА, ЭДГАР (ЭДГАРУ, ЭДГАРЕ, ЭДГАРОМ)
23ЭДЕМ (ЭДЕМА, ЭДЕМОМ, ЭДЕМЕ)
52ЭДИП (ЭДИПА, ЭДИПЕ, ЭДИПОМ)
20ЭДУАРД (ЭДУАРДА, ЭДУАРДЕ, ЭДУАРДУ)
107ЭЙХЕНБАУМА, ЭЙХЕНБАУМ (ЭЙХЕНБАУМУ, ЭЙХЕНБАУМОМ)
39ЭКЗАЛЬТАЦИЯ (ЭКЗАЛЬТАЦИИ, ЭКЗАЛЬТАЦИЮ, ЭКЗАЛЬТАЦИЕЙ)
122ЭКЗАМЕН (ЭКЗАМЕНАХ, ЭКЗАМЕНЕ, ЭКЗАМЕНАМ, ЭКЗАМЕНОМ)
35ЭКЗЕКУТОР (ЭКЗЕКУТОРА, ЭКЗЕКУТОРЫ, ЭКЗЕКУТОРОМ, ЭКЗЕКУТОРУ)
330ЭКЗЕМПЛЯР (ЭКЗЕМПЛЯРЫ, ЭКЗЕМПЛЯРОВ, ЭКЗЕМПЛЯРА, ЭКЗЕМПЛЯРАМИ)
35ЭКЗОТИЧЕСКИЙ (ЭКЗОТИЧЕСКИХ, ЭКЗОТИЧЕСКОЕ, ЭКЗОТИЧЕСКИМ, ЭКЗОТИЧЕСКОГО, ЭКЗОТИЧЕСКИЕ)
209ЭКИПАЖ (ЭКИПАЖА, ЭКИПАЖЕ, ЭКИПАЖИ, ЭКИПАЖЕЙ)
28ЭКОНОМИКА (ЭКОНОМИКИ, ЭКОНОМИКУ, ЭКОНОМИКЕ, ЭКОНОМИКОЙ)
149ЭКОНОМИЧЕСКИЙ (ЭКОНОМИЧЕСКИХ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИМ)
83ЭКОНОМИЯ (ЭКОНОМИИ, ЭКОНОМИЯМИ, ЭКОНОМИЮ, ЭКОНОМИЕЙ)
29ЭКОНОМНЫЙ (ЭКОНОМЕН, ЭКОНОМНО, ЭКОНОМНЫ, ЭКОНОМНОМУ)
72ЭКСПЕДИЦИЯ (ЭКСПЕДИЦИИ, ЭКСПЕДИЦИЮ, ЭКСПЕДИЦИЙ, ЭКСПЕДИЦИЯМИ)
75ЭКСПЕРИМЕНТ (ЭКСПЕРИМЕНТА, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТОМ, ЭКСПЕРИМЕНТОВ)
41ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ)
22ЭКСПЕРТ (ЭКСПЕРТОВ, ЭКСПЕРТА, ЭКСПЕРТОМ, ЭКСПЕРТАМИ)
31ЭКСПЛУАТАТОРСКИЙ (ЭКСПЛУАТАТОРСКОГО, ЭКСПЛУАТАТОРСКИМ, ЭКСПЛУАТАТОРСКОЕ, ЭКСПЛУАТАТОРСКОМ, ЭКСПЛУАТАТОРСКО)
35ЭКСПЛУАТАЦИЯ (ЭКСПЛУАТАЦИИ, ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ, ЭКСПЛУАТАЦИЮ)
36ЭКСПОЗИЦИЯ (ЭКСПОЗИЦИИ, ЭКСПОЗИЦИЙ, ЭКСПОЗИЦИЕЙ, ЭКСПОЗИЦИЮ)
95ЭКСПРЕССИВНЫЙ (ЭКСПРЕССИВНОЙ, ЭКСПРЕССИВНЫМИ, ЭКСПРЕССИВНОГО, ЭКСПРЕССИВНЫЕ, ЭКСПРЕССИВНЫХ)
59ЭКСПРЕССИЯ (ЭКСПРЕССИИ, ЭКСПРЕССИЕЙ, ЭКСПРЕССИЮ)
40ЭКСТАЗ (ЭКСТАЗА, ЭКСТАЗОМ, ЭКСТАЗЕ, ЭКСТАЗЫ)
23ЭКСТРЕННЫЙ (ЭКСТРЕННЫХ, ЭКСТРЕННОГО, ЭКСТРЕННЫЕ, ЭКСТРЕННАЯ, ЭКСТРЕННО)
21ЭЛЕГАНТНЫЙ (ЭЛЕГАНТНО, ЭЛЕГАНТНАЯ, ЭЛЕГАНТНОГО, ЭЛЕГАНТНОМУ)
45ЭЛЕГИЧЕСКИЙ (ЭЛЕГИЧЕСКОЙ, ЭЛЕГИЧЕСКИЕ, ЭЛЕГИЧЕСКОГО, ЭЛЕГИЧЕСКАЯ)
122ЭЛЕГИЯ (ЭЛЕГИИ, ЭЛЕГИЙ, ЭЛЕГИЯХ, ЭЛЕГИЮ)
50ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ (ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ, ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО, ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ, ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ)
73ЭЛЕКТРИЧЕСТВО (ЭЛЕКТРИЧЕСТВА, ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ, ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ, ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ)
342ЭЛЕМЕНТ (ЭЛЕМЕНТОВ, ЭЛЕМЕНТЫ, ЭЛЕМЕНТА, ЭЛЕМЕНТАМИ)
71ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ (ЭЛЕМЕНТАРНЫХ, ЭЛЕМЕНТАРНОЙ, ЭЛЕМЕНТАРНЫМ, ЭЛЕМЕНТАРНО)
26ЭЛЛАДА (ЭЛЛАДЫ, ЭЛЛАДЕ, ЭЛЛАДОЙ, ЭЛЛАДУ)
19ЭМБЛЕМА (ЭМБЛЕМЫ, ЭМБЛЕМАМИ, ЭМБЛЕМОЙ, ЭМБЛЕМЕ)
49ЭМИГРАНТ (ЭМИГРАНТОВ, ЭМИГРАНТОМ, ЭМИГРАНТЫ, ЭМИГРАНТА)
53ЭМИГРАЦИЯ (ЭМИГРАЦИИ, ЭМИГРАЦИЮ, ЭМИГРАЦИЕЙ)
21ЭМИЛИЯ (ЭМИЛИИ, ЭМИЛИЮ, ЭМИЛИЕЙ)
21ЭМИР (ЭМИРА, ЭМИРЫ, ЭМИРОВ, ЭМИРУ)
227ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ (ЭМОЦИОНАЛЬНО, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ)
82ЭМОЦИЯ (ЭМОЦИИ, ЭМОЦИЙ, ЭМОЦИЯМИ, ЭМОЦИЮ)
59ЭМПИРИЧЕСКИЙ (ЭМПИРИЧЕСКОЙ, ЭМПИРИЧЕСКАЯ, ЭМПИРИЧЕСКОМУ, ЭМПИРИЧЕСКИМ)
45ЭМС (ЭМСЕ, ЭМСА)
19ЭНГЕЛЬГАРДТ (ЭНГЕЛЬГАРДТОМ, ЭНГЕЛЬГАРДТА, ЭНГЕЛЬГАРДТЕ, ЭНГЕЛЬГАРДТУ)
83ЭНГЕЛЬС (ЭНГЕЛЬСОМ, ЭНГЕЛЬСУ, ЭНГЕЛЬСЕ, ЭНГЕЛЬСА)
48ЭНЕИДА (ЭНЕИДЫ, ЭНЕИДЕ, ЭНЕИДУ, ЭНЕИДОЙ)
66ЭНЕРГИЧЕСКИЙ (ЭНЕРГИЧЕСКОМ, ЭНЕРГИЧЕСКОГО, ЭНЕРГИЧЕСКИМ, ЭНЕРГИЧЕСКОЕ)
67ЭНЕРГИЧНЫЙ (ЭНЕРГИЧНО, ЭНЕРГИЧНЫХ, ЭНЕРГИЧНЫМ, ЭНЕРГИЧНОЙ)
130ЭНЕРГИЯ (ЭНЕРГИИ, ЭНЕРГИЕЙ, ЭНЕРГИЮ, ЭНЕРГИЕЮ)
159ЭНРИКО
96ЭНТУЗИАЗМ (ЭНТУЗИАЗМЕ, ЭНТУЗИАЗМОМ, ЭНТУЗИАЗМЫ, ЭНТУЗИАЗМА)
24ЭНТУЗИАСТ (ЭНТУЗИАСТА, ЭНТУЗИАСТОВ, ЭНТУЗИАСТЫ, ЭНТУЗИАСТОМ)
36ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ (ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОМ, ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИМ, ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОГО, ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИ)
72ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (ЭНЦИКЛОПЕДИЮ, ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ, ЭНЦИКЛОПЕДИИ)
37ЭПИГОН (ЭПИГОНОВ, ЭПИГОНЫ, ЭПИГОНА, ЭПИГОНОМ, ЭПИГОНАМИ)
71ЭПИГРАММА (ЭПИГРАММЫ, ЭПИГРАММ, ЭПИГРАММУ, ЭПИГРАММАМИ)
111ЭПИГРАФ (ЭПИГРАФАМИ, ЭПИГРАФЫ, ЭПИГРАФОМ, ЭПИГРАФОВ)
43ЭПИДЕМИЯ (ЭПИДЕМИИ, ЭПИДЕМИЯХ, ЭПИДЕМИЙ, ЭПИДЕМИЮ)
367ЭПИЗОД (ЭПИЗОДОВ, ЭПИЗОДЕ, ЭПИЗОДА, ЭПИЗОДЫ)
60ЭПИЗОДИЧЕСКИЙ (ЭПИЗОДИЧЕСКИЕ, ЭПИЗОДИЧЕСКИХ, ЭПИЗОДИЧЕСКОЙ, ЭПИЗОДИЧЕСКИ)
33ЭПИЛЕПСИЯ (ЭПИЛЕПСИИ, ЭПИЛЕПСИЕЙ, ЭПИЛЕПСИЮ)
70ЭПИЛОГ (ЭПИЛОГЕ, ЭПИЛОГА, ЭПИЛОГОМ, ЭПИЛОГУ)
46ЭПИСТОЛЯРНЫЙ (ЭПИСТОЛЯРНОГО, ЭПИСТОЛЯРНОЙ, ЭПИСТОЛЯРНАЯ, ЭПИСТОЛЯРНОЕ, ЭПИСТОЛЯРНОМ)
153ЭПИТЕТ (ЭПИТЕТОВ, ЭПИТЕТЫ, ЭПИТЕТОМ, ЭПИТЕТАХ)
318ЭПИЧЕСКИЙ (ЭПИЧЕСКОЕ, ЭПИЧЕСКОГО, ЭПИЧЕСКАЯ, ЭПИЧЕСКОМ)
44ЭПОЛЕТ, ЭПОЛЕТА, ЭПОЛЕТЫ (ЭПОЛЕТОМ, ЭПОЛЕТАМИ)
232ЭПОПЕЯ (ЭПОПЕИ, ЭПОПЕЮ, ЭПОПЕЕЙ, ЭПОПЕЕ)
250ЭПОС (ЭПОСА, ЭПОСОМ, ЭПОСЕ, ЭПОСУ)
515ЭПОХА (ЭПОХУ, ЭПОХИ, ЭПОХ, ЭПОХЕ)
31ЭРА (ЭРЫ, ЭРУ, ЭР, ЭРОЙ)
30ЭРМИТАЖ (ЭРМИТАЖЕ, ЭРМИТАЖА, ЭРМИТАЖУ, ЭРМИТАЖЕМ)
33ЭРОС (ЭРОСА, ЭРОСОМ, ЭРОСУ, ЭРОСЕ)
31ЭРОТИЧЕСКИЙ (ЭРОТИЧЕСКИХ, ЭРОТИЧЕСКОГО, ЭРОТИЧЕСКОЙ, ЭРОТИЧЕСКОЕ, ЭРОТИЧЕСКИЕ)
36ЭСКАДРОН (ЭСКАДРОНЫ, ЭСКАДРОНОМ, ЭСКАДРОНАМИ, ЭСКАДРОНУ)
106ЭСКИЗ (ЭСКИЗАМИ, ЭСКИЗЫ, ЭСКИЗА, ЭСКИЗЕ)
24ЭСПАНЬОЛКА (ЭСПАНЬОЛКОЙ, ЭСПАНЬОЛКУ)
24ЭССЕ
41ЭСТЕТИЗМ (ЭСТЕТИЗМА, ЭСТЕТИЗМОМ, ЭСТЕТИЗМЕ)
231ЭСТЕТИКА, ЭСТЕТИК (ЭСТЕТИКИ, ЭСТЕТИКЕ, ЭСТЕТИКОЙ, ЭСТЕТИКУ)
712ЭСТЕТИЧЕСКИЙ (ЭСТЕТИЧЕСКОЙ, ЭСТЕТИЧЕСКОЕ, ЭСТЕТИЧЕСКИЕ, ЭСТЕТИЧЕСКОГО)
146ЭТАЖ (ЭТАЖЕ, ЭТАЖА, ЭТАЖЕЙ, ЭТАЖИ)
365ЭТАКИЙ (ЭТАКОЙ, ЭТАКОЕ, ЭТАКИХ, ЭТАКИМИ)
165ЭТАП (ЭТАПЕ, ЭТАПОМ, ЭТАПАМИ, ЭТАПА)
47ЭТИКА (ЭТИКИ, ЭТИКЕ, ЭТИКУ, ЭТИКОЙ)
39ЭТИКЕТ (ЭТИКЕТЫ, ЭТИКЕТА, ЭТИКЕТАМИ, ЭТИКЕТОМ)
69ЭТИЧЕСКИЙ (ЭТИЧЕСКИХ, ЭТИЧЕСКОЕ, ЭТИЧЕСКИМИ, ЭТИЧЕСКАЯ, ЭТИЧЕСКОГО)
40ЭТНОГРАФ (ЭТНОГРАФА, ЭТНОГРАФОМ, ЭТНОГРАФАМ, ЭТНОГРАФЫ)
75ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ (ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ, ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ, ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ, ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ, ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ)
50ЭТНОГРАФИЯ (ЭТНОГРАФИИ, ЭТНОГРАФИЮ, ЭТНОГРАФИЕЙ)
151ЭТЮД (ЭТЮДЫ, ЭТЮДАХ, ЭТЮДА, ЭТЮДОВ)
20ЭФИР (ЭФИРА, ЭФИРУ)
36ЭФИРНЫЙ (ЭФИРНОМ, ЭФИРНО, ЭФИРНЫ, ЭФИРНЫЕ, ЭФИРНЫХ)
223ЭФФЕКТ (ЭФФЕКТЫ, ЭФФЕКТА, ЭФФЕКТОМ, ЭФФЕКТОВ)
62ЭФФЕКТНЫЙ (ЭФФЕКТНО, ЭФФЕКТНЫМ, ЭФФЕКТНУЮ, ЭФФЕКТНЫ, ЭФФЕКТНОЙ)
57ЭХО (ЭХЕ, ЭХОМ, ЭХА)

Несколько случайно найденных страниц

по слову ЭФФЕКТИВНЫЙ (ЭФФЕКТИВНЕЕ, ЭФФЕКТИВНО, ЭФФЕКТИВНУЮ, ЭФФЕКТИВНОГО, ЭФФЕКТИВНАЯ)

1. Спасский Николай: Проклятие Гоголя. Глава 1
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Часть текста: – итальянцы. Публика, живущая около Ватикана и за счет него. Адвокаты, нотариусы, домовладельцы, много священников. Однако звучала и английская, и французская речь. В противоположном углу говорили по-украински. Собственно, он и выбрал «Скарпоне» за интернациональную репутацию. Здесь появление иностранца, кем бы он ни был, русским или перуанцем, удивления не вызывало. Ресторан был всегда полон, чему способствовала очень и очень приличная кухня. Аметистов – хотя это было его ненастоящее имя – чувствовал себя отвратительно. Смерть Сталина разбередила старые раны. Аметистов отвоевал целиком и Первую, и Вторую мировую. Жизнь посвятил делу Ленина-Сталина – по убеждению, но с горьким привкусом знания. Он преданно служил режиму, помня и о массовом истреблении офицерства, и об унижениях церкви, о голодоморе. По крови, по образованию, по воспитанию он был из дворян. Тогда, в 1920-м, и сейчас, тридцать с лишним лет спустя, Аметистов считал, что для России социализм – самая эффективная социально-политическая система. С этой верой он расстреливал, участвовал в подготовке убийства Троцкого, гнил в болотах с партизанами в Бразилии,...
2. Манн Ю. В.: Гоголь Н. В. (Русские писатели. - 1989 г.)
Входимость: 1. Размер: 71кб.
Часть текста: Г. провел в имении родителей Васильевке (др. назв. — Яновщина). Край был овеян легендами, поверьями, ист. преданиями, будоражившими воображение. Рядом с Васильевкой располагалась Диканька (к к-рой впоследствии Г. приурочил происхождение своих первых повестей), где показывали сорочку казненного Кочубея, а также дуб, у к-рого якобы проходили свидания Мазепы с Матрёной (Марией). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского (1754—1829), дальнего родственника Г., б. министра, изв. вельможи, выбранного в поветовые маршалы (в уездные предводители дворянства); отец Г. исполнял у него обязанности секретаря. В Кибинцах находилась большая библиотека, существовал дом. театр, для к-рого отец Г. писал комедии, будучи также его актером и дирижером. Все это содействовало пробуждению худож. и умств. интересов будущего писателя. Но здесь же он наблюдал сцены самодурства и унижения человеческого достоинства (в имении, по старому обычаю, держали шутов), ощущал гнетущее чувство зависимости от знатного и богатого. Страсть к сочинительству проявилась у Г. очень рано; в детстве он писал стихи, к-рые, по преданию, вызвали восхищение В. В. Капниста (имение последнего Обуховка также располагалось недалеко от Васильевки), объявившего родителям: «Из него будет большой талант, дай ему только судьба в руководители учителя-христианина!» (Гоголь в восп., 458). Мать проявляла большую заботу о религ. воспитании сына, на к-рого, однако, влияла не столько обрядовая сторона христианства, сколько его эсхатология (пророчество о Страшном суде) и идея загробного воздаяния. В 1818—19 Г. вместе с братом Иваном обучался в Полтав. уездном уч-ще, а затем, в 1820—21, брал уроки у полтав. учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире. В мае 1821 поступил в новооснованную Г-зию высших наук в Нежине. Здесь еще сильнее проявилась разносторонняя худож. одаренность Г.: он занимается...
3. Синявский Андрей (Абрам Терц): В тени Гоголя. Глава третья. Мертвые душат. Рельеф портрета. Страница 4
Входимость: 1. Размер: 55кб.
Часть текста: но всей своей дисгармонической, карикатурной дырой вопиет к небу - кем должен быть на земле поэт. (За поэтом же - эхом - каждому в уши - кем должен быть на земле человек...) "Всё теперь расплылось и расшнуровалось. Дрянь и тряпка стал всяк человек; обратил себя в подлое подножие всего и в раба самых пустейших и мелких обстоятельств, и нет теперь нигде свободы в истинном ее смысле". "Это резко, но это правда, - комментировал приведенные строки из гоголевской "Переписки с друзьями" молодой An. Григорьев, один из немногих защитников опальной книги, - и величайшая заслуга книги Гоголя, т. е. настоящего момента его духовного развития, это - навести многих на мысль о сосредоточении, о собрании себя всего в самого себя, - эта мысль пронизывает, так сказать, всю книгу Гоголя, оправдывает многие чисто личные его убеждения, которые вовсе не смешны с этой точки зрения... Положим, что, действительно, довольно странны советы Гоголя, хоть, например, одной даме, разделить все доходы на семь кучек u m. д., но в совете этом странна только форма, а самое начало сосредоточения сил проведено вполне, далее с какою-то стоическою жестокостью" (Аполлон Григорьев "Гоголь и его "Переписка с друзьями"", 1847 г.). Защита "Переписки с друзьями", юношески...
4. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 4. Декаденты, революционеры и душевное здоровье нации
Входимость: 1. Размер: 93кб.
Часть текста: в своем знаменитом исследовании «Самоубийство» (1897). Этот вывод он иллюстрировал, сравнивая современную ему французскую литературу с российской: «В писателях обеих наций заметны болезненная тонкость нервной системы и определенный недостаток психического и нравственного равновесия. Но насколько разные социальные следствия проистекают из этих одинаковых условий, как биологических, так и социологических! В то время как русская литература полна идеалов, в то время как ее специфическая меланхолия, основанная на активном сострадании к человеческим несчастьям, это — здоровая печаль, которая побуждает к действию, наша… не выражает ничего, кроме глубокого отчаяния и тревожного состояния депрессии» 2 . По Дюркгейму, возраст и жизнеспособность общества определяются тем, есть ли у него идеалы и высшие ценности. Старый мир переживал период аномии — разрушения устоев, жизненных норм и ценностей, проявляя все признаки умирания. Русское искусство, по мнению Дюркгей-ма, свидетельствовало — этой нации, несмотря на некоторую «психологическую слабость» и «отсутствие равновесия», удалось сохранить ценности и идеалы и остаться полной сил. Разочарованные в собственной цивилизации, европейцы видели зарю нового общества в «колоссальной, юной и варварской» России 3 . Самим же русским в это верилось не вполне: они видели свою страну в закатном свете и обсуждали потерю обществом высших ценностей 4 . Профессор психиатрии И. А. Сикорский писал об «упадке идеализма и высоких мотивов, ослаблении воспитательного влияния старшего поколения на младшее, увеличении числа преступлений и самоубийств». Как и Дюрк-гейм, Сикорский иллюстрировал свой диагноз примерами из литературы. Он сравнил два произведения с похожим сюжетом,...
5. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава шестая. Поэма о России. Часть 7
Входимость: 1. Размер: 61кб.
Часть текста: замечательно только в психологическом значении, но оно никак не может быть образцом словесности, и тот наставник поступит неосторожно, кто посоветует своим ученикам учиться у меня искусству писать или подобно мне живописать природу: он заставит их производить карикатуры» (VIII, 427). Это признание извлечено из гоголевского письма 1846 года к П. А. Плетневу, предназначенного к публикации в качестве статьи на страницах «Современника». Приведенные строки нельзя считать случайной обмолвкой, сделанной «под настроение». Пожалуй, никто из великих русских писателей XIX века не был так насторожен к собственному дарованию, так беспощадно критичен к себе, как Гоголь. В гоголевских письмах мы можем найти немало жестких самооценок, вызванных раздумьями писателя над теми или иными особенностями его стиля или языка. И для нас несущественны сейчас конкретные обстоятельства, при которых учинялись подобные самобичевания, здесь важно понять другое: каким неизменно суровым судом судил себя сам Гоголь и какие, так сказать, практические следствия отсюда проистекали. В одной из своих теоретических книг И. Бехер рассказал о некоем писателе, который до самого смертного часа правил свои произведения. Собрав остаток сил, уже едва повинующейся рукой он продолжает вносить в рукопись стилистические уточнения. Бехер замечает по этому поводу: образ человека, перед лицом смерти напрягшего волю для внесения последней поправки в свое сочинение, – этот образ дал смысл всей жизни писателя. «В час своего прощания с жизнью поэт явил нам поэму, поэму собственного творчества, свое лучшее и последнее создание». [199] Эти строки Бехера в известном смысле могут быть отнесены и к Гоголю. Почти каждое сочинение Гоголя имеет сложную творческую историю. Гоголь был неутомим в бесконечных переработках своих вещей. «Тарас Бульба», «Портрет», «Ревизор» после публикации подвергались коренной переделке, в результате...