Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на букву "И"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  

Показаны лучшие 100 слов (из 1462).
Чтобы посмотреть все варианты, нажмите

 Кол-во Слово (варианты)
140ИВА (ИВ, ИВЫ, ИВАМИ)
2142ИВАН (ИВАНУ, ИВАНОВ, ИВАНОМ, ИВАНА)
903ИВАНОВ (ИВАНОВА, ИВАНОВУ, ИВАНОВЫМ, ИВАНОВЕ)
474ИВАНОВА, ИВАНОВ, ИВАНОВЕ, ИВАНОВО (ИВАНОВУ)
1488ИВАНОВИЧ, ИВАНОВИЧА, ИВАНОВИЧЕ, ИВАНОВИЧИ (ИВАНОВИЧУ, ИВАНОВИЧЕМ, ИВАНОВИЧЕЙ)
644ИВАНОВНЫ, ИВАНОВНА, ИВАНОВНЕ (ИВАНОВНУ, ИВАНОВНОЙ)
365ИГРА (ИГРЫ, ИГРЕ, ИГРУ, ИГР)
446ИГРАТЬ (ИГРАЕТ, ИГРАЮТ, ИГРАЛИ, ИГРАЛ)
268ИГРОК (ИГРОКИ, ИГРОКОВ, ИГРОКАМИ, ИГРОКАХ)
483ИДЕАЛ (ИДЕАЛОМ, ИДЕАЛЫ, ИДЕАЛУ, ИДЕАЛА)
294ИДЕАЛЬНЫЙ (ИДЕАЛЬНОГО, ИДЕАЛЬНОЙ, ИДЕАЛЬНОЕ, ИДЕАЛЬНЫЕ)
478ИДЕЙНЫЙ (ИДЕЙНОГО, ИДЕЙНО, ИДЕЙНОЙ, ИДЕЙНАЯ)
146ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ (ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ, ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО, ИДЕОЛОГИЧЕСКУЮ, ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ)
140ИДЕОЛОГИЯ (ИДЕОЛОГИИ, ИДЕОЛОГИЯХ, ИДЕОЛОГИЮ, ИДЕОЛОГИЕЙ)
821ИДЕЯ (ИДЕЙ, ИДЕИ, ИДЕЕ, ИДЕЮ)
259ИДИЛЛИЯ (ИДИЛЛИИ, ИДИЛЛИЮ, ИДИЛЛИЙ, ИДИЛЛИЕЙ)
690ИДТИ (ШЕЛ, ШЛИ, ИДУТ, ИДЕТ)
317ИЕРУСАЛИМ, ИЕРУСАЛИМЕ, ИЕРУСАЛИМА (ИЕРУСАЛИМУ, ИЕРУСАЛИМОМ)
179ИЗБА (ИЗБЫ, ИЗБ, ИЗБУ, ИЗБЕ, ИЗБАХ)
156ИЗБРАННЫЙ (ИЗБРАННЫХ, ИЗБРАННЫЕ, ИЗБРАННОМУ, ИЗБРАННОЙ)
201ИЗВЕСТИЕ (ИЗВЕСТИЯ, ИЗВЕСТИЙ, ИЗВЕСТИЕМ, ИЗВЕСТИИ)
748ИЗВЕСТНЫЙ (ИЗВЕСТНОГО, ИЗВЕСТНЫ, ИЗВЕСТЕН, ИЗВЕСТНО)
167ИЗВИНИТЬ (ИЗВИНИТЕ, ИЗВИНИ, ИЗВИНИТ, ИЗВИНИЛ)
344ИЗВОЛИТЬ (ИЗВОЛИТЕ, ИЗВОЛИЛИ, ИЗВОЛЬТЕ, ИЗВОЛИЛ, ИЗВОЛЬ)
152ИЗДАВАТЬ (ИЗДАВАЛ, ИЗДАЕТ, ИЗДАЮТ, ИЗДАВАЛИ)
657ИЗДАНИЕ (ИЗДАНИИ, ИЗДАНИЕМ, ИЗДАНИЮ, ИЗДАНИЯ)
215ИЗДАТЕЛЬ (ИЗДАТЕЛЯ, ИЗДАТЕЛЮ, ИЗДАТЕЛЕМ, ИЗДАТЕЛИ)
197ИЗДАТЬ (ИЗДАЛИ, ИЗДАЛ, ИЗДАНЫ, ИЗДАН)
189ИЗЛОЖЕНИЕ (ИЗЛОЖЕНИЯ, ИЗЛОЖЕНИИ, ИЗЛОЖЕНИЕМ, ИЗЛОЖЕНИЮ)
187ИЗМЕНЕНИЕ (ИЗМЕНЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЙ, ИЗМЕНЕНИЕМ, ИЗМЕНЕНИЮ)
184ИЗМЕНИТЬ (ИЗМЕНИЛО, ИЗМЕНИЛ, ИЗМЕНИЛИ, ИЗМЕНИЛА)
153ИЗОБРАЖАЕМЫЙ (ИЗОБРАЖАЕМОЙ, ИЗОБРАЖАЕМОГО, ИЗОБРАЖАЕМЫХ, ИЗОБРАЖАЕМОМУ, ИЗОБРАЖАЕМЫМ)
324ИЗОБРАЖАТЬ (ИЗОБРАЖАЛ, ИЗОБРАЖАЯ, ИЗОБРАЖАЕТ, ИЗОБРАЖАЛИ)
680ИЗОБРАЖЕНИЕ (ИЗОБРАЖЕНИЮ, ИЗОБРАЖЕНИЯ, ИЗОБРАЖЕНИЕМ, ИЗОБРАЖЕНИИ)
285ИЗОБРАЗИТЬ (ИЗОБРАЗИЛ, ИЗОБРАЖЕН, ИЗОБРАЖЕНО, ИЗОБРАЖЕНА)
146ИЗУМЛЕНИЕ (ИЗУМЛЕНИЕМ, ИЗУМЛЕНИЮ, ИЗУМЛЕНИЯ, ИЗУМЛЕНИИ)
312ИЗУЧЕНИЕ (ИЗУЧЕНИЯ, ИЗУЧЕНИИ, ИЗУЧЕНИЮ, ИЗУЧЕНИЕМ)
164ИЗЯЩНЫЙ (ИЗЯЩНОГО, ИЗЯЩНОЙ, ИЗЯЩНОМУ, ИЗЯЩНОЕ, ИЗЯЩНОМ)
140ИЛИАДЫ, ИЛИАДА, ИЛИАДЕ (ИЛИАДОЙ, ИЛИАДУ)
298ИЛЛЮСТРАЦИЯ (ИЛЛЮСТРАЦИИ, ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ИЛЛЮСТРАЦИЮ, ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ)
128ИМЕВШИЙ (ИМЕВШИХ, ИМЕВШИЕ, ИМЕВШИМ, ИМЕВШАЯ)
305ИМЕНИЕ (ИМЕНИИ, ИМЕНИЯ, ИМЕНИЮ, ИМЕНИЕМ)
126ИМЕНИНЫ (ИМЕНИНАХ, ИМЕНИНАМ, ИМЕНИНАМИ)
129ИМЕННАЯ (ИМЕННОЙ, ИМЕННОМУ, ИМЕННОГО, ИМЕННУЮ)
1434ИМЕТЬ (ИМЕЛ, ИМЕЮТ, ИМЕЕТ, ИМЕЛИ)
182ИМЕЮЩИЙ (ИМЕЮЩИХ, ИМЕЮЩЕГО, ИМЕЮЩИЕ, ИМЕЮЩЕЙ)
385ИМПЕРАТОР (ИМПЕРАТОРА, ИМПЕРАТОРУ, ИМПЕРАТОРОВ, ИМПЕРАТОРЫ)
128ИМПЕРАТОРСКИЙ (ИМПЕРАТОРСКИХ, ИМПЕРАТОРСКОГО, ИМПЕРАТОРСКОЙ, ИМПЕРАТОРСКОЕ, ИМПЕРАТОРСКОМУ)
240ИМПЕРИЯ (ИМПЕРИИ, ИМПЕРИЕЙ, ИМПЕРИЕЮ, ИМПЕРИЮ)
145ИМУЩЕСТВО (ИМУЩЕСТВА, ИМУЩЕСТВОМ, ИМУЩЕСТВЕ, ИМУЩЕСТВУ)
817ИМЯ (ИМЕНИ, ИМЕНАМИ, ИМЕНА, ИМЕНЕМ)
268ИНАЧЕ
275ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ (ИНДИВИДУАЛЬНОЕ, ИНДИВИДУАЛЬНОЙ, ИНДИВИДУАЛЬНО, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ, ИНДИВИДУАЛЬНОГО)
134ИНОСТРАНЕЦ (ИНОСТРАНЦЫ, ИНОСТРАНЦЕВ, ИНОСТРАНЦАМИ, ИНОСТРАНЦЕМ)
150ИНОСТРАННЫЙ (ИНОСТРАННЫХ, ИНОСТРАННЫЕ, ИНОСТРАННОЙ, ИНОСТРАННЫМИ, ИНОСТРАННОМ)
151ИНСПЕКТОР (ИНСПЕКТОРА, ИНСПЕКТОРОМ, ИНСПЕКТОРАМ, ИНСПЕКТОРУ)
402ИНСТИТУТ (ИНСТИТУТЕ, ИНСТИТУТА, ИНСТИТУТОМ, ИНСТИТУТЫ)
190ИНСЦЕНИРОВКА (ИНСЦЕНИРОВКИ, ИНСЦЕНИРОВКЕ, ИНСЦЕНИРОВОК, ИНСЦЕНИРОВКАХ)
130ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, ИНТЕЛЛИГЕНЦИЮ, ИНТЕЛЛИГЕНЦИЕЙ)
444ИНТЕРЕС (ИНТЕРЕСЫ, ИНТЕРЕСОВ, ИНТЕРЕСА, ИНТЕРЕСАМИ)
233ИНТЕРЕСНЫЙ (ИНТЕРЕСНО, ИНТЕРЕСНЫ, ИНТЕРЕСНОГО, ИНТЕРЕСНЫМ)
183ИНТЕРЕСОВАТЬ (ИНТЕРЕСУЕТ, ИНТЕРЕСОВАЛ, ИНТЕРЕСУЮТ, ИНТЕРЕСОВАЛА)
176ИНТОНАЦИЯ (ИНТОНАЦИЙ, ИНТОНАЦИИ, ИНТОНАЦИЮ, ИНТОНАЦИЕЙ)
237ИНТРИГА (ИНТРИГИ, ИНТРИГУ, ИНТРИГ, ИНТРИГАМ)
595ИНЫЕ (ИНОЙ, ИНОЕ, ИНЫХ, ИНОГО)
163ИОАНН (ИОАННА, ИОАННУ, ИОАННЕ, ИОАННЫ)
135ИОРДАН, ИОРДАНА (ИОРДАНОМ, ИОРДАНОВ, ИОРДАНУ)
178ИРОНИЧЕСКИЙ (ИРОНИЧЕСКИ, ИРОНИЧЕСКИМ, ИРОНИЧЕСКОЕ, ИРОНИЧЕСКАЯ)
241ИРОНИЯ (ИРОНИЕЙ, ИРОНИИ, ИРОНИЮ, ИРОНИЕЮ)
143ИСКАНИЕ (ИСКАНИЙ, ИСКАНИЯ, ИСКАНИИ, ИСКАНИЯМИ, ИСКАНИЯМ)
283ИСКАТЬ (ИСКАЛ, ИЩЕТ, ИЩУТ, ИЩУ)
135ИСКЛЮЧЕНИЕ (ИСКЛЮЧЕНИЯ, ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ИСКЛЮЧЕНИЯХ, ИСКЛЮЧЕНИЯМИ)
251ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНУЮ)
140ИСКРА (ИСКРЫ, ИСКРАМИ, ИСКРОЙ, ИСКРОЮ, ИСКРУ)
189ИСКРЕННИЙ (ИСКРЕННЕЕ, ИСКРЕННЕЙ, ИСКРЕННИМ, ИСКРЕННЕ, ИСКРЕННЯЯ)
1145ИСКУССТВО (ИСКУССТВА, ИСКУССТВОМ, ИСКУССТВЕ, ИСКУССТВУ)
164ИСПАНИЯ (ИСПАНИИ, ИСПАНИЕЙ, ИСПАНИЯМИ, ИСПАНИЮ)
298ИСПОВЕДЬ (ИСПОВЕДИ, ИСПОВЕДЕЙ, ИСПОВЕДЬЮ)
147ИСПОЛНЕНИЕ (ИСПОЛНЕНИЯ, ИСПОЛНЕНИИ, ИСПОЛНЕНИЕМ, ИСПОЛНЕНИЮ)
156ИСПОЛНЕННЫЙ (ИСПОЛНЕННЫЕ, ИСПОЛНЕННОЕ, ИСПОЛНЕННАЯ, ИСПОЛНЕННОГО)
246ИСПОЛНИТЬ (ИСПОЛНИЛ, ИСПОЛНЕНЫ, ИСПОЛНЕН, ИСПОЛНЕНА)
159ИСПОЛНЯТЬ (ИСПОЛНЯЕТ, ИСПОЛНЯЛ, ИСПОЛНЯЯ, ИСПОЛНЯЛИ)
214ИСПОЛЬЗОВАТЬ (ИСПОЛЬЗОВАНЫ, ИСПОЛЬЗОВАЛ, ИСПОЛЬЗУЕТ, ИСПОЛЬЗОВАНА)
143ИСПУГАТЬ (ИСПУГАЛ, ИСПУГАЛА, ИСПУГАЛИ, ИСПУГАЛО)
134ИСПЫТЫВАТЬ (ИСПЫТЫВАЛ, ИСПЫТЫВАЯ, ИСПЫТЫВАЕТ, ИСПЫТЫВАЮ)
332ИССЛЕДОВАНИЕ (ИССЛЕДОВАНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЙ, ИССЛЕДОВАНИЯМ, ИССЛЕДОВАНИИ)
250ИССЛЕДОВАТЕЛЬ (ИССЛЕДОВАТЕЛЯ, ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛИ, ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ)
454ИСТИННЫЙ (ИСТИННОГО, ИСТИННЫМ, ИСТИННО, ИСТИННОЕ)
422ИСТИНЫ, ИСТИНА, ИСТИНЕ, ИСТИН (ИСТИНУ)
378ИСТОРИК (ИСТОРИКА, ИСТОРИКИ, ИСТОРИКОВ, ИСТОРИКАМИ)
1183ИСТОРИЧЕСКИЙ (ИСТОРИЧЕСКОЙ, ИСТОРИЧЕСКИХ, ИСТОРИЧЕСКОГО, ИСТОРИЧЕСКИЕ)
1785ИСТОРИЯ (ИСТОРИЕЙ, ИСТОРИИ, ИСТОРИЮ, ИСТОРИЙ)
365ИСТОЧНИК (ИСТОЧНИКА, ИСТОЧНИКОМ, ИСТОЧНИКОВ, ИСТОЧНИКИ)
132ИСХОДИТЬ (ИСХОДИТ, ИСХОДЯ, ИСХОДИЛА, ИСХОДЯТ, ИСХОДИЛ)
606ИТАЛИЯ (ИТАЛИЮ, ИТАЛИИ, ИТАЛИЕЮ, ИТАЛИЕЙ)
268ИТАЛЬЯНСКИЙ (ИТАЛЬЯНСКИХ, ИТАЛЬЯНСКОЙ, ИТАЛЬЯНСКОГО, ИТАЛЬЯНСКИМ)
147ИТОГ (ИТОГЕ, ИТОГИ, ИТОГОМ, ИТОГОВ)
289ИХАРЕВ (ИХАРЕВА, ИХАРЕВЫМ, ИХАРЕВУ, ИХАРЕВЕ)
499ИЮЛЬ (ИЮЛЯ, ИЮЛЕ, ИЮЛЕМ, ИЮЛЮ)
539ИЮНЬ (ИЮНЕ, ИЮНЯ, ИЮНЮ)

Несколько случайно найденных страниц

по слову ИНОРОДНЫЙ (ИНОРОДНОГО, ИНОРОДНОЙ, ИНОРОДНОЕ, ИНОРОДНЫМ)

1. Белый А.: Мастерство Гоголя. Глава третья. Звуковая метафора и цвет
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: цвет ГЛАВА ТРЕТЬЯ — ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ГОГОЛЯ ЗВУКОВАЯ МЕТАФОРА И ЦВЕТ Звук, — эхо творчески рабочей энергии, обращен к воле; в ритме единственна поступь поступков; в изобразительности она — стать стиль; в смысле она — тенденция к живой жизни; волевая энергия, жест интонации, отражаема системой прерывных толчков и пауз; многообразие слоговых фигур — результат звуковой деятельности; но ритм, данный группой толчков, — проекция нарастающих и спадающих воли; движение спирали в пространстве — на плоскости выглядит синусоидой; таков образ ритма в позднейшей поэзии (32 формы гомеровских строк); еще абстрактнее: синусоиду упростить в ломаную; таков образ метра (32 модификации гекзаметра, ставшего дактилем с утратой спондея); первично-волевая энергия — смерч завиваемых волн; спираль, синусоида, ломаная — стадии остановки процесса, метризация ритма (ритм, стиль, слог); так энергия органов равновесия, лежащая во внутреннем ухе, разделена в мирах звука и глаза, определяемых как мускульный тонус всего организма, и как движение глазных мускулов, строящих рельефы. Внутренняя интонация, разделенная на удар и тональность (окраску) удара, — еще не осевший в артикуляцию лад, отражаемый и фигурной, и красочной аналогией, существующей в факте анкет: цветного слуха ; Рэмбо его декретирует субъективно; Бодлэр изживает его в соответствиях; к поэтическим вольностям присоединяется ... Лев Толстой, заявивший устами Наташи Ростовой: Безухий есть синий квадрат ; Каратаев же — круглый ; перед Болконским в бреду звук...
2. Гиппиус В. В.: Творческий путь Гоголя. "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Входимость: 1. Размер: 27кб.
Часть текста: грамотности. В других случаях пропаганда собирания и изучения фольклора велась под знаменем научной объективности, но с очевидной тенденцией провести границу между народной поэзией и большой литературой — таково было направление «Московского телеграфа». Обращения Пушкина к «мутным, но кипящим источникам» народной словесности 19 — к песням и сказкам — как к равноценным с книжной словесностью памятникам поэзии были одиноки и существенной поддержки не встречали. Гоголь в начале своего творческого пути далек был от объективного этнографизма, и даже проблема художественного воссоздания фольклорных сюжетов только вчуже увлекает его в сказках Пушкина и Жуковского. В народной поэзии Гоголь искал выражения чаяний народа, его идеалов. Украинский народ в его национальном своеобразии — в своеобразии его прошлого и настоящего, его природы и быта, его психологических черт и созданий народной фантазии — вот художественная тема гоголевских...
3. Гиппиус В. В.: Творческий путь Гоголя. "Мертвые души"
Входимость: 1. Размер: 75кб.
Часть текста: но и к значительности его содержания: Пушкин требовал от Гоголя русского эпоса, равноценного Дон-Кихоту. Так воспринял этот совет и Гоголь («На этот раз я сам уже задумался сурьезно»). Самый сюжет о спекуляции мертвыми душами (подсказанный крепостнической действительностью) был «отдан» Гоголю Пушкиным как сюжет, дающий «полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров» (VIII, 440). Гоголь продолжает: «Я начал было писать, не определивши себе обстоятельного плана, не давши себе отчета, что такое именно должен быть сам герой. Я думал просто, что смешной проект, исполнением которого занят Чичиков, наведет меня сам на разнообразные лица и характеры и что родившаяся во мне самом охота смеяться создаст сама собою множество смешных явлений, которые я намерен был перемешать с трогательными» (VIII, 440). Этот замысел может относиться только к самому раннему этапу работы. След его остался в письме Гоголя к Пушкину от 7 октября 1835 г. — еще до написания «Ревизора»: «Начал писать Мертвых душ. Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Но теперь остановил его на третьей главе. Ищу хорошего ябедника, с которым бы можно коротко сойтиться. Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь» (X, 375). Ни размеры, ни план, ни объем содержания, ни общая тональность произведения,...
4. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава вторая. Пасичник Рудый Панько. Часть 3
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Часть текста: содержанию. «Ночь перед Рождеством» и «Заколдованное место», хотя некоторым образом и отличаются от предшествующих повестей, но в сущности примыкают к ним. В двух других повестях второй части мы обнаруживаем уже и нечто принципиально новое. В повести «Страшная месть» Гоголь обратился к теме национально-освободительной борьбы украинского народа. Правда, исторический сюжет раскрывается в этом произведении отчасти еще в условно-романтическом плане, а события реальной истории причудливо переплетаются с характерными для всего цикла «Вечеров» элементами фольклорной легенды и сказки. И тем не менее обращение молодого писателя к социально-исторической теме имело для него весьма серьезное значение. В центре повести – героический образ Данилы Бурульбаша. Это суровый и сильный человек, самоотверженно защищающий казацкую волю от покушающихся на нее польских панов и ксендзов. «Паны веселятся и хвастают, говорят про небывалые дела свои, насмехаются над православьем, зовут народ украинский своими холопьями и важно крутят усы, и важно, задравши головы, разваливаются на лавках. С ними и ксендз вместе» (I, 264). Эти строки, написанные от автора, выражают вместе с тем ту эмоционально-психологическую атмосферу, в которой раскрывается характер Данилы. Он тоскует о минувших походах и сечах во главе с гетманом Конашевичем, принесших славу запорожскому воинству, и гневно осуждает тех своих соотечественников, для кого личное благо выше интересов отчизны: «Порядку нет в Украйне: полковники и есаулы грызутся, как собаки, между собою. Нет старшей головы над всеми. Шляхетство наше все переменило на польский обычай, переняло лукавство… продало душу, принявши унию…» (I, 266). Мотив внутреннего социального расслоения запорожского казачества здесь еще только намечен, гораздо шире и выразительнее он будет раскрыт Гоголем позднее, в «Тарасе Бульбе». Вообще очень ...
5. Гиппиус В. В.: Творческий путь Гоголя. Драматургия
Входимость: 1. Размер: 44кб.
Часть текста: еще решительнее, чем в его повествовательном творчестве, возобладало начало комизма. Это тем более понятно, что для драматурга его времени почти неизбежен был выбор между комедией и трагедией; в промежуточных жанрах не было создано устойчивой традиции. Гоголь испробовал свои силы и в мелодраме, и в исторической трагедии, но прочных результатов они не дали. Сохранившийся отрывок (две сцены) драмы из современной жизни (V, 195—198) кажется чем-то инородным в гоголевском творчестве. Первая сцена этого отрывка представляет собою трагическую развязку какого-то эпизода, столкновение двух героев (Валуева и Баскакова): каждый из них называет другого подлецом; наконец, Баскаков убивает Валуева и застреливается сам. Вторая сцена состоит из почти сплошного монолога слуги. Ни сюжет, ни характеры по сохранившимся отрывкам не могут быть воссозданы. Этот отрывок условно датируется 1832 г., т. е. тем годом, когда Гоголь работал и над своей первой комедией. В 1835 г., т. е. одновременно с первоначальными редакциями «Женитьбы» и «Ревизора», Гоголь работал над исторической драмой из англосаксонской истории IX века («Альфред»). Из этой драмы сохранилось первое действие и начало второго; по-видимому, больше и не было написано. Это начало впервые напечатано было уже после смерти Гоголя. С большим сочувствием отозвался об «Альфреде» Чернышевский, отметивший ряд эстетических достоинств пьесы. Чернышевский же попытался разгадать и идейный замысел Гоголя. «Идея драмы — писал он — была, как видно, изображение борьбы между невежеством и своевольем вельмож, угнетающих народ ... и Альфредом, распространителем просвещения и устроителем государственного...