Приглашаем посетить сайт
Паустовский (paustovskiy.niv.ru)

Cлово "ЛИТЕРАТУРА"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  

Варианты слова: ЛИТЕРАТУРЫ, ЛИТЕРАТУРЕ, ЛИТЕРАТУРУ, ЛИТЕРАТУРОЙ

Входимость: 117.
Входимость: 105.
Входимость: 102.
Входимость: 69.
Входимость: 63.
Входимость: 56.
Входимость: 53.
Входимость: 53.
Входимость: 51.
Входимость: 45.
Входимость: 42.
Входимость: 40.
Входимость: 40.
Входимость: 40.
Входимость: 40.
Входимость: 38.
Входимость: 38.
Входимость: 38.
Входимость: 38.
Входимость: 37.
Входимость: 37.
Входимость: 37.
Входимость: 35.
Входимость: 35.
Входимость: 34.
Входимость: 34.
Входимость: 33.
Входимость: 32.
Входимость: 30.
Входимость: 30.
Входимость: 29.
Входимость: 29.
Входимость: 28.
Входимость: 28.
Входимость: 28.
Входимость: 26.
Входимость: 25.
Входимость: 25.
Входимость: 25.
Входимость: 24.
Входимость: 24.
Входимость: 23.
Входимость: 23.
Входимость: 23.
Входимость: 22.
Входимость: 22.
Входимость: 22.
Входимость: 22.
Входимость: 21.
Входимость: 21.

Примерный текст на первых найденных страницах

Входимость: 117. Размер: 153кб.
Часть текста: „натуральная школа“ — единственно ценная школа в современной литературе. Социально-политический смысл подобной оценки Гоголя и подобного отношения к натуральной школе сороковых годов совершенно ясен. Белинский боролся, во-первых, за использование крупнейшего писателя эпохи в интересах демократии и ее передового отряда — антикрепостнической и социалистически настроенной интеллигенции своего времени; во-вторых, с той же точки зрения он боролся за социально ценное содержание в современной ему художественной литературе вообще. Литературная репутация Гоголя стояла в это время чрезвычайно высоко. Хотя он молчал с 1842—1843 гг. — со времени выхода в свет первого тома „Мертвых душ“ и четырех томов „Собрания сочинений“, но о нем говорили, и говорили не умолкая. В течение многих лет имя его не сходило со страниц журналов и газет и продолжало быть объектом страстных восхвалений для одних, яростных и злобных нападок для других. На основе того или иного отношения к Гоголю и к созданной им ( только им, как думали в это...
Входимость: 105. Размер: 128кб.
Часть текста: как уж явился Пушкин; едва Пушкин совершил половину своего поэтического поприща, столь рано пресеченного смертью, как явился Гоголь – и каждый из этих людей, столь быстро следовавших один за другим, вводил русскую литературу в новый период развития, несравненно высшего, нежели все, что дано было предыдущими периодами. Только двадцать пять лет разделяют «Сельское кладбище» от «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Светлану» от «Ревизора», 2 – и в этот краткий промежуток времени русская литература имела три эпохи, русское общество сделало три великие шага вперед по пути умственного и нравственного совершенствования. Так начинались критические статьи в древности. Эта глубокая, едва памятная нынешнему поколению древность была не слишком давно, как можно предполагать из того, что в преданиях ее встречаются имена Пушкина и Гоголя. Но – хотя мы отделены от нее очень немногими годами, – она решительно устарела для нас. В том уверяют нас положительные свидетельства почти всех людей, пишущих ныне о русской литературе, – как очевидную истину повторяют они, что мы уже далеко ушли вперед от критических, эстетических и т. п. принципов и мнений той эпохи; что принципы ее оказались односторонними и неосновательными, мнения – утрированными, несправедливыми; что мудрость той эпохи оказалась ныне суесловием и что истинные принципы критики, истинно мудрые воззрения на русскую литературу – о которых не имели понятия люди той эпохи – найдены русскою критикою только с того времени, как в русских журналах критические статьи начали...
Входимость: 102. Размер: 70кб.
Часть текста: года Пушкин, бывший тогда "опальным затворником" в Михайловском, прочитав свежий выпуск альманаха "Полярная звезда", написал возражение на статью А. Бестужева "Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начала 1825 годов". Вернее, не на всю статью, а на одно из ее положений. Бестужев утверждал, что в России "есть критика и нет литературы". "У нас есть критика? - спрашивал в своем "Возражении" поэт. - Где же она?... Что мы разобрали? Чьи литературные мнения сделались народными, на чьи критики можем мы сослаться, опереться?" 1 . Пушкин хорошо знал все достижения русской критики и критиков. Вяземский защищал его собственные романтические поэмы. Ив. Киреевский дельно высказался о "Евгении Онегине". Привлекли внимание Пушкина и статьи Веневитинова. С Полевым и Надеждиным приходилось временно сотрудничать, несмотря на различие взглядов. И при всем том Пушкин не видел настоящей критики, способной руководить общественным мнением. Он мечтал о такой критике, подготовлял ее своими собственными статьями, побуждал Гоголя выступать с анализом современной журналистики, убеждал писателей, чтобы они "взяли на себя труд управлять общим мнением", намечал в своих заметках и набросках важнейшие задачи научной критики. Пушкин почувствовал настоятельную потребность для дальнейшего развития русской литературы авторитетной, принципиальной критики. Переворот в литературе, который совершал поэт своим творчеством и который был углублен в творчестве Лермонтова и Гоголя, изменял все прежние представления о литературе и искусстве, приводил в ярость силы старого, имел громадное общественное значение. Новое нужно было...
Входимость: 69. Размер: 61кб.
Часть текста: остался и для последующих поколений великим писателем-реалистом, обличителем и разоблачителем современной ему крепостнической действительности. Созданные им образы благодаря своей жизненной правдивости и силе социальной обобщенности и типичности сохранили свое значение вплоть до нашего времени. Глубина и широта изображения характеров и типов, сложившихся в эксплуататорском обществе, сделали возможным и применение их к проявлениям других исторических и социальных укладов. Такие образы Гоголя, как Хлестаков, городничий, Чичиков, Ноздрев, Плюшкин, Собакевич, Держиморда и многие другие, давно уже стали нарицательным обозначением самых отвратительных сторон собственнического эксплуататорского общества – его лицемерия, лживости, хамства, чудовищного эгоизма, стяжательства и угнетения простого трудящегося человека. Гоголь вместе с Белинским, раскрывшим объективно-критическое содержание и значение гоголевского творчества, оказал большое воздействие на революционных разночинцев. Он «привил новому поколению резкий и суровый взгляд на действительность, первый подверг ее строгому разбору» (Добролюбов), первый сосредоточил внимание на «несовершенствах» жизни (Чернышевский). Писатели революционной демократии – Чернышевский, Некрасов, Салтыков-Щедрин – продолжили и углубили именно эти стороны творчества Гоголя. Они придали его произведениям политическую насыщенность и целеустремленность, они смело сделали те выводы, которые не мог еще сделать сам Гоголь. Гоголь содействовал созданию подлинно демократической культуры и литературы, в этом было великое объективно-историческое значение его деятельности как художника-реалиста. Могучий критический реализм его творчества способствовал тому, что с появлением Гоголя литература наша исключительно обратилась к русской жизни, к русской действительности, – как писал о значении гоголевского реализма Белинский. Вслед за Белинским на это значение...
Входимость: 63. Размер: 45кб.
Часть текста: для его произведений, создавала неправильное представление о творческом развитии поэта и ослабляла воздействие его реалистической практики на современный литературный процесс и на прогресс в эстетической и критической мысли страны. Влияние Пушкина и его последователей ослаблялось также политикой царизма в области просвещения и культуры. "Якорем спасения" объявлена была триединая формула графа Уварова: "самодержавие, православие и народность". На этой основе зиждилось воспитание подрастающих поколений, строилась работа школ и печати. Проведение в жизнь уваровской формулы означало главным образом возведение "умственных плотин", жестокое преследование "духа декабризма" и вообще всякого проявления свободолюбия и самостоятельной мысли. Передовая литература рассматривалась как сила враждебная, поэтому ее "хозяином" стал управляющий III отделением царской канцелярии и начальник штаба корпуса жандармов Дубельт. Министерство народного просвещения расправлялось с литературой посредством "кнутобойной", по выражению Белинского, цензуры, III отделение - политическими гонениями, ссылками и каторгой. Не было передового писателя, который жил бы без гласного или тайного надзора. Погиб, отданный в солдаты, А. И....

© 2000- NIV