Поиск по творчеству и критике
Cлово "PRIORI"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Анненков П.В. - Н.В. Гоголь в Риме летом 1841 года. Страница 2
Входимость: 1. Размер: 56кб.
2. Рецензии из "Современника"
Входимость: 1. Размер: 22кб.
3. Шенрок В. И.: Материалы для биографии Гоголя (старая орфография). Н. В. Гоголь. Последние годы жизни. 1842 - 1852 гг. Глава CVI
Входимость: 1. Размер: 18кб.
4. Шенрок В. И.: Материалы для биографии Гоголя (старая орфография). Н. В. Гоголь в начале литературной карьеры. I. Задатки творчества в юности Гоголя и развитие их в "Вечерах на хуторе"
Входимость: 1. Размер: 106кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Анненков П.В. - Н.В. Гоголь в Риме летом 1841 года. Страница 2
Входимость: 1. Размер: 56кб.
Часть текста: я других замыслах, потому что хотел оставаться с ними искренним и таким, каким его знали сначала. Гоголь жил на Малой Морской, в доме Лепена, на Дворе, в двух небольших комнатах, и я живо помню темную лестницу квартиры, маленькую переднюю с перегородкой, небольшую спальню, где он разливал чай своим гостям, и другую комнату, попросторнее, с простым диваном у стены, большим столом у окна, заваленным книгами, и письменным бюро возле него. В первый раз, как я попал на один из чайных вечеров его, он стоял у самовара и только сказал мне: "Вот, вы как раз поспели". В числе гостей был у него пожилой человек, рассказывавший о привычках сумасшедших, строгой, почти логической последовательности, замечаемой в развитии нелепых их идей. Гоголь подсел к нему, внимательно слушал его повествование, и когда один из приятелей стал звать всех по домам, Гоголь возразил, намекая на своего посетителя: "Ты ступай... Они уже знают свой час, и когда надобно, уйдут". Большая часть материалов, собранных из рассказов пожилого человека, употреблены были Гоголем потом в "Записках сумасшедшего". Часто потом случалось мне сидеть и в этой скромной чайной, и в зале. Гоголь собирал тогда английские кипсеки с видами Греции, Индии, Персии и проч., той известной тонкой работы на стали, где главный эффект составляют необычайная обделка гравюры и резкие противоположности света с тенью. Он любил показывать дорогие альманахи, из которых, между прочим, почерпал свои поэтические воззрения на архитектуру различных народов и на их художественные требования 169 . Степенный, всегда серьезный Яким состоял тогда в должности его камердинера. Гоголь обращался с ним совершенно патриархально, говоря ему иногда: "Я тебе рожу побью", что не мешало Якиму постоянно грубить хозяину, а хозяину заботиться о существенных его пользах и, наконец, устроить ему покойную будущность....
2. Рецензии из "Современника"
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Часть текста: что важность их еще мало у нас чувствовали. Вот реестр изданных им сочинений:  Исследование о Кирилле и Мефодии, Иосифа Добровского О жилищах древних руссов, собственное сочинение. Критические исследования Эверса. Начертание древней географии, собств. соч. Лекции по Герену. Начертание всеобщей истории, Бетигера. Введение в историю для детей, А. Шлецера. Русская история для училищ. Карты Европы, Риттера. Гец Фон Берлихинген, соч. Гёте. Марфа Посадница, драма. Димитрий Самозванец, история в лицах. Славянская грамматика, Добровского, переведенная вместе с г. Шевыревым. Кроме того, издавал он:  Московский вестник за 1827, 1828, 1829 и 1830 год. Уранию, альманах на 1826. В его исторических критиках видно много ума, обдуманная умеренность, иногда юношеский порыв вслед за собственною мыслию. Изданная ныне книжка заключает отдельные мысли и замечания, записанные им в разное время. Эти мысли помещены без всякого порядка; выражены не всегда ясно. Но в них ощутительно стремление к общим идеям. Границы, им начертанные для истории, обширны. Он заключает ее не в одних явлениях политических; он видит ее в торговле, в литературе, в религии, в художественном развитии, во всех многообразных явлениях, в каких оказывается человечество. Вот его мысли об истории вообще: «Каждый человек действует для себя, по своему плану, а выходит общее действие, исполняется другой высший план, и из суровых, тонких, гнилых нитей биографических сплетается каменная ткань истории». «История для нас есть еще поэма на иностранном языке, которого мы не понимаем, и только чаем значение некоторых слов, много-много эпизодов. А сколько мест искаженных в нашей рукописи от невежества, ограниченности переписчиков! Историю надо восстановлять (restaurare), как статую, найденную в развалинах Афин, как текст Виргилиев в монастырском списке». «Представьте...
3. Шенрок В. И.: Материалы для биографии Гоголя (старая орфография). Н. В. Гоголь. Последние годы жизни. 1842 - 1852 гг. Глава CVI
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: какъ это легко понять уже a priori, служило общее обоимъ сильное религiозное чувство, а также болезненное состоянiе здоровья обоихъ. Однажды во время разлуки съ Толстымъ Гоголь писалъ ему: „Болезненныя мои минуты бываютъ теперь труднее, чемъ прежде, и трудно-трудно бываетъ противостать противу тоски и унынiя. Часто желалось бы иметь подъ бокомъ васъ или подобно вамъ думающаго только о спасенiи души человека, темъ более, что братски союзно согласованiе чтенiе книгъ, полезныхъ душе моей, много помогало всегда“, и далее: „тоскующiй долженъ искать тоскующаго и, братски подавъ одинъ другому руку, молиться отъ всехъ силъ ко Христу“ и пр. Съ этихъ поръ внутренняя жизнь Толстого была открыта Гоголю, считавшему своимъ нравственнымъ долгомъ направить дарованiя и деятельность своего прiятеля на благо Россiи и удержать его отъ монастыря. Какъ видно изъ писемъ, гр. Толстой горячо принималъ къ сердцу все, касающееся родины, волновался по поводу непрiятныхъ слуховъ и отзывовъ относительно ея, и въ унынiи ропталъ на себя и собственную душевную черствость. Гоголь отвечалъ ему такъ: „не трудно веселиться и светлеть духомъ, когда съ нами пребываетъ благодать Божiя и Богъ не оставляетъ насъ ни на минуту; но зато въ несколько разъ выше подвигъ того, кто, не...
4. Шенрок В. И.: Материалы для биографии Гоголя (старая орфография). Н. В. Гоголь в начале литературной карьеры. I. Задатки творчества в юности Гоголя и развитие их в "Вечерах на хуторе"
Входимость: 1. Размер: 106кб.
Часть текста: уменье уловить въ окружающихъ лицахъ и предметахъ повидимому мелкiе, но всегда въ высокой степени характерные признаки, искусство ярко очертить вещь немногими живыми штрихами. Съ раннихъ летъ Гоголь былъ оригиналенъ въ каждой шутке, въ каждой детской шалости, но больше всего въ развлеченiяхъ. Все эти особенности, проявлявшiяся въ немъ еще въ отрочестве, преимущественно въ виде безсознательнаго, хотя и вполне артистическаго копированiя старшихъ, становились постепенно все зрелее и серьезнее и получали более глубокую цель и значенiе. Сценическiе успехи его въ школе основывались на живомъ и поразительно верномъ воспроизведенiи техъ сторонъ, которыя ускользали отъ обыкновеннаго глаза. Юношей онъ уже въ совершенстве владелъ всеми сценическими данными, особенно мимикой, но — что́ всего важнее — тонкимъ инстинктомъ художника ясно понималъ, къ чему долженъ стремиться и чего избегать настоящiй актеръ. Ему удавалось достигать поражающихъ эффектовъ единственно необычайной правдивостью изображенiя, безъ всякихъ преднамеренныхъ натяжекъ и въ самыхъ незначительныхъ роляхъ, особенно стариковъ и старухъ. Этой способностью онъ решительно выделялся среди другихъ товарищей, пробовавшихъ свои силы на сцене, особенно отличаясь отъ известнаго впоследствiи Кукольника, полагавшаго верхъ искусства въ энергическихъ жестахъ и напыщенной декламацiи. Отсюда ясно вытекаетъ, что, какъ бы ни было важно для развитiя таланта значенiе позднейшихъ влiянiй и опыта жизни, оно всегда остается по меньшей мере второстепеннымъ. Такъ въ данномъ случае въ обоихъ молодыхъ людяхъ, въ сущности съ первыхъ же шаговъ, резко обозначились совершенно противоположные природные задатки, которые наложили роковую печать ...