Поиск по творчеству и критике
Cлово "MOTTO"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Тынянов Ю. Н.: Достоевский и Гоголь - к теории пародии
Входимость: 1. Размер: 125кб.
2. Григорьев А. Ф.: Достоевский и школа сентиментального натурализма
Входимость: 1. Размер: 21кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Тынянов Ю. Н.: Достоевский и Гоголь - к теории пародии
Входимость: 1. Размер: 125кб.
Часть текста: Пушкиным и Достоевский. Он даже не прочь назвать Пушкина своим родоначальником; явно не считаясь с фактами, уже указанными к тому времени критикой, он утверждает, что «плеяда» 60-х годов вышла именно из Пушкина1*. Между тем современники охотно усмотрели в нем прямого преемника Гоголя. Некрасов говорит Белинскому о «новом Гоголе» 2 , Белинский называет Гоголя «отцом Достоевского» 3 , даже до сидящего в Калуге Ив. Аксакова донеслась весть о «новом Гоголе» 4 . Требовалась смена, а смену мыслили как прямую, «линейную» преемственность. Лишь отдельные голоса говорили о борьбе. (Плетнев: «гоняется за Гоголем»; «хотел уничтожить Гоголевы «Записки сумасшедшего» — «Двойником»») 5 . И только в 80-х годах Страхов решился заговорить о том, что Достоевский с самого начала его деятельности давал «поправку Гоголя» 6 . Открыто о борьбе Достоевского с Гоголем заговорил уже Розанов 7 ; но всякая литературная преемственность есть прежде всего борьба, разрушение старого целого и новая стройка старых элементов. 2 Достоевский явно отправляется от Гоголя, он это подчеркивает. В «Бедных людях» названа «Шинель», в «Господине Прохарчине» говорят о сюжете «Носа» («Ты, ты, ты глуп! — бормотал Семен Иванович. — Нос отъедят, сам с хлебом съешь, не заметишь...» [I, 255]). Гоголевская традиция отражается неравномерно в его первых произведениях. «Двойник» несравненно ближе к Гоголю, чем «Бедные люди», «Хозяйка» — чем...
2. Григорьев А. Ф.: Достоевский и школа сентиментального натурализма
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: существует Петербургская сторона которая гораздо более похожа на Москву, чем на Петербург... А между тем, этот бывалый Петербург, это кратковременное, миражное явление — стоит изучения как явление всё-таки историческое. Те, которые не знали сами этого миражного исторического явления — должны будут конечно изучать его по источникам. А источников много — и в числе их конечно первоначальным источником остается Гоголь. Пушкину в „Медном всаднике“ Петербург явился только с его грандиозной стороны — окном прорубленным в Европу, красой и дивом полночных стран — хотя временами и он отмечал его эпиграммическим стихом: Скука, холод и гранит... хотя в своем же „Медном всаднике“ где поэтизировал он по праву Невы державное теченье, Береговой ее гранит... и по увлечению минуты множество других явлений, в которых до него никто не видел ничего поэтического — в этом же самом „Медном всаднике“ изображая бедную судьбу своего героя, — почувствовал первый тот мутный и серый колорит, который лежал на тогдашней петербургской жизни... Пушкин всегда и во всем давал основное motto литературному сознанию: такая уже это была, широко-захватывающая жизнь, сила. Но определительно и ярко сознать ту односторонность жизни которую представлял Петербург 30-х — 40-х годов — дано было только Гоголю. Удивительное понимание этой миражной жизни явилось у великого аналитика...