Поиск по творчеству и критике
Cлово "MACHINA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Троцкий Л. Д.: Н. В. Гоголь
Входимость: 3. Размер: 45кб.
2. Авенариус В.П.: Гоголь-студент (биографическая повесть). Глава одиннадцатая. Deus ex machina
Входимость: 2. Размер: 17кб.
3. Авенариус В.П.: Гоголь-студент (биографическая повесть). Глава десятая. Нравоописательный блин и последние перуны Громовержца
Входимость: 2. Размер: 20кб.
4. Шамбинаго С.: Трилогия романтизма (Н. В. Гоголь) - старая орфография. Изображение любви у Гоголя
Входимость: 1. Размер: 58кб.
5. Фокин П.: Гоголь без глянца (ознакомительный фрагмент). Ревизор мертвых душ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
6. Авенариус В.П.: Гоголь-студент (биографическая повесть)
Входимость: 1. Размер: 3кб.
7. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Гоголь. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия
Входимость: 1. Размер: 59кб.
8. Синявский Андрей (Абрам Терц): В тени Гоголя. Глава вторая. Два поворота серебряного ключа в "Ревизоре". Страница 2
Входимость: 1. Размер: 43кб.
9. Гиппиус В.: Гоголь. IV. История
Входимость: 1. Размер: 40кб.
10. Белый А.: Мастерство Гоголя. Глава третья. Сюжет как автор
Входимость: 1. Размер: 20кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Троцкий Л. Д.: Н. В. Гоголь
Входимость: 3. Размер: 45кб.
Часть текста: чтобы оно явилось в сознании, окруженное немногочисленной, но верной свитой этих определений. Поэтому газетная юбилейная статья скажет читателю, пожалуй, не более чем голое имя писателя, которому она посвящена. К чему же и писать ее? -- спросит читатель. На это можно дать несколько ответов. Во-первых, как не помянуть, хотя бы и банальными речами, великого писателя -- сегодня, когда его произведения становятся свободным достоянием общества? Во-вторых... точно ли читатель сохранил в памяти те три-четыре ярлыка, при помощи которых школа ознакомила его с Гоголем? И, в-третьих, если в сутолоке жизни читатель и не растерял этих сакраментальных эпитетов, то помнит ли он, что они означают? Будят ли они какое-нибудь эхо в его душе?.. Не опустошила и не обездушила ли их вконец наша школа?.. И если так, то не попытаться ли хоть сколько-нибудь оживить их? Конечно, со стороны читателя лучшей данью памяти Гоголя было бы перечитать ради печально-торжественного дня его сочинения. Но я прекрасно понимаю, что огромное большинство "публики" этого не сделает. Слава богу, мы с читателем выжили из того возраста, когда "знакомятся" с Гоголем. Мы помним, что некий майор, кажется, по фамилии Ковалев, временно лишился носа; что у Ноздрева один бакенбард был непомерно жидок; что Днепр чуден при тихой погоде, что у алжирского бея под самым носом шишка; что Подколесин выскочил через окошко, вместо того чтобы идти под венец; что у Петрушки был свой собственный запах*18... Знаем ли мы еще что-нибудь? Увы!.. Мы, разумеется, всегда спешим с лучшей стороны отрекомендовать "этого великого писателя" нашему юному брату, племяннику или сыну, но сами мы предпочитаем наслаждаться "славой русской литературы" совершенно платонически... Дики мы, читатель, и нет у нас настоящей, глубокой, кровной, "культурной" любви к нашим классикам... * * * Гоголь родился 19 марта 1809 г. Умер 21 ...
2. Авенариус В.П.: Гоголь-студент (биографическая повесть). Глава одиннадцатая. Deus ex machina
Входимость: 2. Размер: 17кб.
Часть текста: гимназия получила в память скончавшегося еще в 1799 году государственного канцлера, светлейшего князя Александра Андреевича Безбородко. Сам канцлер, умирая бездетным, завещал все свое огромное состояние младшему брату, графу Илье Андреевичу. Последний же, найдя случайно в бумагах покойного записку, в которой выражалось желание о составлении после его смерти определенными взносами неприкосновенного капитала в пользу богоугодных заведений, осуществил благодетельную мысль брата в другой форме - основанием в дорогой им обоим Малороссии не имевшегося еще там "училища, некоторым образом университету соответственного" - гимназии "высших наук" 1 . Открытие гимназии, однако, по некоторым обстоятельствам затянулось до 1820 года, и основатель ее граф Илья Андреевич так и не дожил до этого радостного для него события, скончавшись еще за пять лет перед тем, в 1815 году. Сыновей после него не осталось, и почетным попечителем вновь открытого заведения был назначен сын второй дочери основателя, двадцатилетний граф Александр Григорьевич Кушелев, который, с высочайшего разрешения, к своей родовой фамилии присоединил прекратившуюся в мужском поколении фамилию Безбородко. Восемнадцати лет удостоенный степени доктора этико-политических наук Московского университета, молодой граф успел уже затем побывать за границей по дипломатическому поручению, а по возвращении в Петербург пожалованный в камергеры Высочайшего Двора, в сентябре 1820 года прибыл в Нежин, чтобы лично открыть новую гимназию. В последующие три года он аккуратно наезжал туда для присутствования на переходных экзаменах опекаемых им воспитанников. С 1824 же года, когда он был прикомандирован к нашей миссии во Франкфурте-на-Майне и почти безвыездно проживал за границей, ему было уже не...
3. Авенариус В.П.: Гоголь-студент (биографическая повесть). Глава десятая. Нравоописательный блин и последние перуны Громовержца
Входимость: 2. Размер: 20кб.
Часть текста: раз прежде, в гимназическом саду на старой липе, где наш журналист и поэт, полускрытый в зеленых ветвях, с карандашом в одной руке, с тетрадкой в другой, беседовал со своей непослушной музой. - Это кто там: птица или ты, Яновский? - Птица певчая. - Ворона у зоологов тоже птица певчая. Слезай-ка вниз, человеком быть все-таки как будто приличней. - А коли соловьем защелкаю? - Как же, дожидайся! Разве что воробышком зачирикаешь. Но воробьев по огородам не искать-стать. Слезай, говорят тебе. Меж людьми потолкаемся. Пришлось подчиниться, сделаться опять человеком. - Скоро мы надолго расстанемся с тобою, Герасим Иванович, быть может, даже навсегда, - заговорил Гоголь каким-то сдавленным голосом и не подымая глаз на приятеля, когда они завернули за ворота в сторону города. - Скажи-ка по чистой совести: ты в самом деле сомневаешься, что из меня выйдет порядочный поэт? - По чистой совести, не токмо сомневаюсь, но твердо уверен, что не выйдет, - был беспощадный ответ. - У тебя, брат, нет для того подходящего пороха. Ты наблюдателен, но подмечаешь в жизни не изящное и прекрасное, а одно уродливое и смешное. - Потому что в сем худшем из миров уродливостей в десять раз более, чем красот. Издали-то иное и бесподобно, а подойдешь, вглядишься - и видишь массу прорех и изъянов. Как же тут не посмеяться, не поглумиться? - Вот то-то же. А истинный поэт, как, например, Пушкин, разве над чем глумится? Для него и грязная лужа отражает чистое небо. Мы же с тобой, как и большинство людей, прозаики и видим прежде всего грязь. Но у тебя, Яновский, как я как-то уже говорил тебе, есть самородная сатирическая жилка. Сатира сама по себе может быть также очень почтенна. Поэзия - это, так сказать, золото, украшающее жизнь. Сатира - острое, но полезное железо. Не насилуй же, не коверкай своей натуры, а разрабатывай скрытую в тебе железную руду. - Легко сказать "разрабатывай". Разве тут в...
4. Шамбинаго С.: Трилогия романтизма (Н. В. Гоголь) - старая орфография. Изображение любви у Гоголя
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: страсть — печальная участь для того «кроткаго существа, въ которомъ боги захотели отразить красоту, подарить мiру благо и въ немъ показать свое присутствiе на земле». Гоголю было двадцать два года, когда онъ поставилъ на разрешенiе дилемму любви. Устами Платона онъ далъ отповедь современному ему культу науки страсти нежной. Романтическая любовь понималась одинаково и своеобразно. Пылкая страсть исчезала безследно при первомъ недоразуменiи, размолвке. Не было ни пониманiя другъ друга, ни альтруизма. Кроткiй любовникъ быстро превращался въ слепого ревнивца. Для подозренiя достаточно было пустого или фиктивнаго повода, и соперникъ долженъ былъ ожидать мести. Герой юношеской драмы Лермонтова — Юрiй вызываетъ своего друга Заруцкаго на дуэль только потому, что съ нимъ заговорила его возлюбленная. Заруцкiй недоумеваетъ, пробуетъ разъяснить дело изложенiемъ сути простого разговора, но Юрiй не слышитъ. Онъ уже разразился потокомъ укоровъ: «Не говори, не оправдывай ее, она черна, какъ сажа... Не эта ли девушка клялась въ любви на груди моей, не здесь ли хранится ея клятва? Я преклонялъ мои колени, какъ передъ ангеломъ, ангеломъ невинности... Ты, грудь моя, пускай въ тебе дымится мщенье!» Не разбирая дела, въ «негодованiи ревнивомъ» Ленскiй вызвалъ на дуэль Онегина. Такихъ ревнивцевъ кто угодно могъ толкнуть даже на...
5. Фокин П.: Гоголь без глянца (ознакомительный фрагмент). Ревизор мертвых душ
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: душ Гоголь – пример великого человека. Выложите вы его из русской действительности, жизни, духовного развития: право, потерять всю Белоруссию не страшнее станет. В. В. Розанов Его назвали «великим» через день после похорон. Он ушел, не дожив месяца до сорока трех лет. В возрасте расцвета, по античным меркам – «акме». Угас стремительно и неожиданно для всех, предав огню весь свой архив и многолетний труд по созданию второго тома «Мертвых душ». Словно захлопнул дверь за собой. Василий Боткин в день трагического известия, 21 февраля 1852 года, сообщая в письме Тургеневу подробности, заключает свой отчет словами: «Как бы там ни было, но смерть эта поражает своим необыкновенным характером. Во всем этом есть какая-то сила, сила индивидуальности, перед которой почтительно отступаешь». История Гоголя удивительна. Беспрецедентна для России. Гоголь – самое обласканное дитя русского общества. Ни одного писателя более так не баловали: систематически и в течение всей его жизни. Ни одного так единодушно не обожали. «Его повсюду читали точно запоем, – вспоминал В. В. Стасов. – Необыкновенность содержания, типов, небывалый, неслыханный по естественности язык, отроду еще не известный никому юмор – все это действовало просто опьяняющим образом». Белинский сделал Гоголя знаменем нового литературного направления. «Вы у нас теперь один,  – со свойственным ему максимализмом писал критик 20 апреля 1840 года, – и мое нравственное существование, моя любовь к творчеству тесно связаны с вашею судьбою: не будь вас – и прощай для меня настоящее и будущее в художественной жизни моего отечества». В своем восхищении Белинский не был одинок. Начались разговоры о «гоголевском периоде» в русской литературе. Установился своеобразный культ Гоголя. Достоевский рассказывал, как молодые люди собирались на вечеринку и вдруг...
6. Авенариус В.П.: Гоголь-студент (биографическая повесть)
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Часть текста: В.П.: Гоголь-студент (биографическая повесть) Несколько слов вместо предисловия Глава 1. Плющ и дубок Глава 2. Как дебютировал новый глава дома Глава 3. Экскурсия в Константинополь Глава 4. Как спасся Базили? Глава 5. Казус Базили - Андрущенко Глава 6. Нежинская муза пробуждается Глава 7. Библиотекарь и альманашник Глава 8. Расцвет и разгром "эрмитажа" Глава 9. Юпитер плачет Глава 10. Нравоописательный блин и последние перуны Громовержца Глава 11. Deus ex machina Глава 12. "Ныне отпущаеши раба Твоего"... Глава 13. Тень Пушкина тревожит нежинских парнасцев Глава 14. Захандрил Глава 15. Около сцены, на сцене и за кулисами Глава 16. Переиграл Глава 17. Нашествие готов Глава 18. Нашествие гуннов Глава 19. Куколка начинает превращаться в мотылька Глава 20. Застольные разговоры Глава 21. Опять изучение нравов Глава 22. Две будущие знаменитости инкогнито ближе знакомятся друг с другом Глава 23. Дядя Петр Петрович Глава 24. В летней резиденции "кибинцского царька" Глава 25. "Таинственный Карло" оправдывает свое...
7. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Гоголь. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Часть текста: столько и различных сюжетов. Такое представление имеет тем большее основание, что авторы XIX в. сознательно стремятся к неповторимости своих сюжетов. Известная распря Гончарова и Тургенева наглядно свидетельствует, какие болезненные переживания вызывало даже отдаленное сходство романных сюжетов. Введенное M. M. Бахтиным понятие хронотопа 1 существенно продвинуло изучение жанровой типологии романа. Тем более заметны неудачи применения к роману сюжетной модели, разработанной В. Я. Проппом для волшебной сказки. Все опыты расширительного толкования пропповской модели и применения ее к нефольклорным повествовательным жанрам (от чего решительно предостерегал сам В. Я. Пропп) дали, в общем, негативные результаты. Причину этого следует искать в принципиальном отличии сказочного и романного текста. Структура волшебной сказки отличается простотой и устойчивостью. Она имеет «закрытый» характер и, если говорить не о генезисе, а о взаимодействии с миром внехудожественной реальности, на протяжении своего тысячелетнего бытования предохранена от контактов. Этим определяется интернациональный характер волшебной сказки и то, что «все волшебные сказки однотипны по своему строению» 2 . Если внесказочная реальность вторгается в текст («тут Иван стал в змея из нагана палить»), то она не проникает в структуру ее сюжета. Эпизод этот все равно будет включаться в набор вариантов функции «бой» (по Проппу)....
8. Синявский Андрей (Абрам Терц): В тени Гоголя. Глава вторая. Два поворота серебряного ключа в "Ревизоре". Страница 2
Входимость: 1. Размер: 43кб.
Часть текста: сроки, потом на долгие годы остался к нему прикованным и всё прикидывал объяснения и примечания к "Ревизору", целый лес подпорок, контрфорсов, набрав их на новый том - театральных разъездов, развязок, поправок к своей неуемной комедии. Сочиненные им долговременные комментарии, порой не лезущие ни в какие ворота, также указывают на невыносимость задачи - понять, что же все-таки написалось в итоге его скоропалительной пьесы. Была бы она хоть темна по своему смыслу, сложна по построению! Но проще простого, яснее ясного, а вот выскальзывает, не умещается в уме и нарушает законные рамки, которые автор ей намечал, предлагая и так и эдак понимать свое вздорное детище, но в глубине души не зная, как с ним быть и куда его деть. Как бы Гоголь ни напрягался в позднейших осмыслениях, он не мог дать ему ход, объяснить, уважить, он был оскорблен и, если угодно, оболган своим творением. Точно оно существовало вопреки всему, что он в нем написал, и не давалось в руки, сколько он ни ставил рогаток. (Не радуйтесь: оно изменит и вам. Оно всем изменит. И уйдет, изменяясь, на века и века жить по собственной легкомысленной воле...) Положа руку на сердце, я не знаю, кто раньше пришел - "Ревизор" или Гоголь. Сдается - пришел "Ревизор" и выдумал в подсобники Гоголя... Смех в "Ревизоре" взят в каком-то всеобъемлющем качестве, в сиянии своей славы. Весьма популярная и актуальная пьеска. А присмотреться - в ней как будто проскакивает что-то от древней мистерии, от какого-то ритуала, где сакральная жертва смыкается с безграничной стихией комического. Голубая кровь (неба) и само исчадие смеха... В искусстве с древнейших времен, замечено, сюжетообразующими, структурными формами становятся роли и положения, пришедшие в странное противоречие с испытанным укладом жизни, но не самый этот уклад. То есть искусство подбирает у жизни не общие правила, а нарушения правил и начинается с выведения быта из состояния равновесия,...
9. Гиппиус В.: Гоголь. IV. История
Входимость: 1. Размер: 40кб.
Часть текста: писал Гоголь в 1847 году. Это парадоксальное признание — конечно — характеризует только Гоголя 47-го г., а не Гоголя 30-х годов. В эти годы у Гоголя сильнейшее влечение к прошедшему, больше того — попытки на основе этого влечения определить себя, свою еще в ранней юности мечтавшуюся миссию. В 1830 году Гоголь служит чиновником и учится живописи; печатает только «Басаврюка»» и главу из «Гетьмана» (о Ленчинском и Глечике). В 1831 году бросает чиновничество и делается учителем Патриотического института; знакомится с Пушкиным и Жуковским, печатает две главы из «Страшного кабана», «Мысли о преподавании географии», «Женщину» и первую часть «Вечеров». В 1832 году — учительствует, летом ездит на родину, в Москве знакомится с Погодиным, Максимовичем, Аксаковым, Щепкиным; печатает вторую часть «Вечеров». В 1833 году продолжает учительствовать; к концу года мечтает получить кафедру в Киеве; сближается с Одоевским; не печатает ничего. В 1834 году еще продолжает учительствовать, с июля получает кафедру истории в Петербурге, замышляет историю Малороссии и печатает исторические статьи и повесть об Иване Ивановиче и Иване Никифоровиче. В 1835 году профессорствует до самого конца года, в начале года печатает «Арабески» и «Миргород» и замышляет историю средних веков. Вот беглый обзор самых заметных внешних событий этого пятилетия жизни Гоголя. Многое определялось, конечно, случайностью, но надежда на осуществление своего призвания не была забыта, только теперь это уже не государственная служба и еще не писательство. Связывались ли эти надежды с учительской работой? Прямого ответа нет; косвенные...
10. Белый А.: Мастерство Гоголя. Глава третья. Сюжет как автор
Входимость: 1. Размер: 20кб.
Часть текста: не ясно), олицетворенная необходимостью ввести в фабулу «чорта» («нечистую» силу) и освященная традициями недавно господствовавшего романтизма, выявилась, как ясность (пусть ложная); «чорт» был Гоголю необходим, чтобы отчитаться перед собою самим; он — «deus ex machina»; и — маска недостаточно культурного и оттого достаточно хвастливого «Никоши», помещичьего сынка незнатного рода, севшего между двух стульев, из которых одно — обречено продавить помещичий устой и увязнуть в мещанстве, другое же обречено сделаться бричкою странствующего предпринимателя: негоцианта из комедиантов, или комедианта из негоциантов; таков «Никоша», засевший в Гоголе, как заноза, и вызвавший в его душе нечто подобное гнойной опухоли; отсюда — томление безысходности: вплоть до удара, когда вскрылся нарыв и можно было заглянуть в язву; заноза выскочила в образе Хлестакова-Никоши; тогда и исчез «чорт»; вместо него замелькал здесь и там фрак чиновника, давшего энное количество модификаций до ... экс-чиновника с антрепризою «Мертвых душ»; Гоголь в себе опознал хвастливого «гоголька» с коком волос и с откидным наипестрейшим жилетом: «Я — научу профессоров, дерну многотомную историю Малороссии, я уже держал корректуры исследования о земле, я ... я ... всем покажу ... Я — везде, везде». И — хлоп, хлоп: ходил на лекции с подвязанными зубами, чтоб отделаться от лекции, никакой истории написать не мог, никогда не держал корректур исследования о земле; и вне литературы выявил себя довольно беспомощно. Созерцание себя в таком виде напоминает гётево: «Du gleichst dem Geist, den du begreifst» 59 . Лицезрение — удар; усилия перевоспитать «гоголька» в себе — рост риторики за счет искусства: на...