Поиск по творчеству и критике
Cлово "CONTRA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Гоголь в русской критике (сборник). Белинский В. Г.: Библиографическое известие
Входимость: 1. Размер: 9кб.
2. Сперанский М.: Гоголь Н. В.(Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат) - старая орфография
Входимость: 1. Размер: 53кб.
3. Мережковский Д. С.: Гоголь. Часть вторая
Входимость: 1. Размер: 157кб.
4. Исторические афоризмы Михайла Погодина (черновики)
Входимость: 1. Размер: 9кб.
5. Белинский В.Г. - Из статей и писем
Входимость: 1. Размер: 60кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Гоголь в русской критике (сборник). Белинский В. Г.: Библиографическое известие
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Часть текста: известие 1 Все литературные интересы, все журнальные вопросы сосредоточены теперь на Гоголе. Можно сказать без преувеличения, что «Мертвые души» оживили погруженную в апатию современную русскую литературу. Большая часть журналов, по весьма понятным причинам соревнования (ибо их издатели сами романисты и нувеллисты, словом – «сочинители»), 2 большая часть журналов, справедливо и основательно испугавшаяся успехов поэмы Гоголя, употребляет все сродные ей средства к унижению первого поэтического таланта в современной русской литературе. Остальная часть журналов – или просто отдает должную дань достоинству нового творения Гоголя, или, сверх того, принимает на себя обязанность выводить на свежую воду нападателей. У нас так немного журналов, что не нужно объяснять читателям, какой журнал именно «грает ту или другую роль в отношении к Гоголю, который между тем, не читая русских журналов, спокойно живет себе в Риме, где была написана им первая часть «Мертвых душ» и где, вероятно, будет написано им еще не одно творение, долженствующее привести многих сочинителей в совершенное отчаяние, заранее возбуждающее самые живые опасения за их умственное здоровье. В предыдущей книжке «Отечественных записок» мы говорили об одной восторженной московской брошюре, явившейся по поводу «Мертвых душ»: кто знает, не явится ли и еще несколько брошюр pro и contra? [150] Таково свойство всего великого,...
2. Сперанский М.: Гоголь Н. В.(Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат) - старая орфография
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: Русского библиографического института Гранат) - старая орфография Гоголь, Николай Васильевичъ великiй русскiй писатель, одинъ изъ создателей русскаго художественнаго реализма, родился 20 марта1) 1809 г. въ местечке Сорочинцахъ (Полтавск. губ., миргородскаго у.) въ семье местныхъ малороссiйскихъ небогатыхъ дворянъ, владевшихъ селомъ Васильевкой, Василiя Афанасьевича и Марiи Ивановны Гоголь-Яновскихъ. Принадлежность Н. В. къ малороссiйской народности и время рожденiя его оказали существенное влiянiе на его мiросозерцанiе и писательскую деятельность. Психологическiя особенности малорусской народности нашли въ немъ, хотя и писавшемъ свои произведенiя на литературномъ великорусскомъ (онъ же для того времени и общерусскiй) языке, свое яркое выраженiе особенно въ раннiй перiодъ его деятельности; оне отразились на содержанiи его раннихъ произведенiй перваго перiода и на своеобразномъ художественномъ стиле его речи, преимущественно того же перiода2). Время сложенiя мiросозерцанiя и писательской физiономiи Г. падаетъ на знаменательную эпоху возрожденiя малорусской...
3. Мережковский Д. С.: Гоголь. Часть вторая
Входимость: 1. Размер: 157кб.
Часть текста: из них определяет он, как "отрешение от земли и существенности", стремление в "область бестелесных видений", т. е. как начало духовности, вернее, бесплотности, -- христианское или кажущееся, в противоположность язычеству, "христианским". Другое -- "прикрепление к земле и к телу", к "осязаемой существенности" -- начало плотское, языческое или опять-таки кажущееся доныне, в противоположность христианству, "языческим". Предвидел ли Гоголь, что, определяя Пушкина, он и самого себя определял, что и он явился из этих же самых "двух начал"? "Никогда не чувствовал себя погруженным в такое спокойное блаженство. О, Рим, Рим! О, Италия! Что за небо!.. Что за воздух!.. Пью -- не напьюсь, гляжу -- не нагляжусь... Никогда я не был так весел, так доволен жизнью". Друзья Гоголя рассказывают, как на вилле Волконской, упиравшейся стеной в старый римский акведук, который служил ей террасой, "он ложился спиной на аркаду и по полусуткам смотрел в голубое небо, на мертвую и великолепную римскую Кампанью, оставаясь недвижимым целые часы, с воспаленными щеками". -- "Италия! Она моя!.. Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр --- все это мне снилось. Я проснулся опять на родине". Одно из писем помечает он, вместо христианского летосчисления, древнеримским: "год...
4. Исторические афоризмы Михайла Погодина (черновики)
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Часть текста: у него отрывисто, шероховато и потому они оставались незаметны, не оценены по достоинствам и лишенные пластического художественного изложения не привлекли светского мнения и приверженцев. Он трудился довольно и в трудах его видна любовь к науке. В критике своей он показал довольно ума, но притом и младенческое познание света и людей. В его критических статьях дышит умеренность, что для полного, твердого историка необходимо. Он издал по частям многие замечательные сочинения. Вот реестр их... В них можно заметить отсутствие и строгой последовательности и обдуманного пла<на>, но везде есть мысли мыслящего человека. В изданных им ныне афоризмах или отдельных мыслях и замечаниях хотя выражены мнения его об истории... эти мысли помещены без всякого порядка, многие являются очень небрежно, без всяких пояснений, так что понятны одному только автору или тому, кто получил от него предварительные объяснения, [но есть такие, над которыми остановится талант] и которых он, верно, не встретит в изданных и выходящих у нас исторических сочинениях, несмотря на их плавный и солидный или < 1 нрзб. > рассказ. Изложим те главные идеи, которые являются. Более всего является стремление к общему. Он поражен везде величеством и колоссальностью общего хода событ<ий>, порожденного мелкою незначительностью явлений частных. Его границы истории беспредельны, события политические, без сомн<ения>, являющиеся как главные числа, из которых слагается доныне история, у ...
5. Белинский В.Г. - Из статей и писем
Входимость: 1. Размер: 60кб.
Часть текста: жизни, оригинальность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния. Причина всех этих качеств заключается в одном источнике: г. Гоголь - поэт, поэт жизни действительной. ... Скажите, какое впечатление прежде всего производит на вас каждая повесть г. Гоголя? Не заставляет ли она вас говорить: "Как все это просто, обыкновенно, естественно и верно и, вместе, как оригинально и ново!" Не удивляетесь ли вы и тому, почему вам самим не пришла в голову та же самая идея, почему вы сами не могли выдумать этих же самых лиц, так обыкновенных, так знакомых вам, так часто виденных вами, и окружить их этими самыми обстоятельствами, так повседневными, так общими, так наскучившими вам в жизни действительной и так занимательными, очаровательными в поэтическом представлении? Вот первый признак истинно художественного произведения. Потом не знакомитесь ли вы с каждым персонажем его повести так коротко, как будто вы его давно знали, долго жили с ним вместе? Не дополняете ли вы своим воображением его портрета и без того уже нарисованного автором во весь рост? Не в состоянии ли прибавить к нему новые черты, как будто забытые автором, не в состоянии ли вы рассказать об этом лице несколько анекдотов, как будто бы опущенных автором? Не верите ли вы на слово, не готовы ли вы побожиться, что все рассказанное автором есть сущая правда, без всякой примеси вымысла? Какая этому причина? Та, что эти создания ознаменованы печатию истинного таланта, что они созданы по непреложным законам творчества. Эта простота вымысла, эта нагота действия, эта скудость драматизма, самая эта мелочность и обыкновенность описываемых автором происшествий - суть верные, необманчивые признаки творчества; это поэзия реальная, поэзия жизни действительной, жизни, коротко знакомой нам. Я нимало не удивляюсь, подобно некоторым, что г. Гоголь...