Поиск по творчеству и критике
Cлово "ACADEMIA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава вторая. Прогрессивный романтизм в поэзии и его эволюция
Входимость: 8. Размер: 55кб.
2. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава шестая. Творчество К. Ф. Рылеева (1795-1826)
Входимость: 7. Размер: 47кб.
3. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 6. "Мертвые души". Часть 1
Входимость: 3. Размер: 31кб.
4. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Введение
Входимость: 2. Размер: 12кб.
5. Гоголь Н. В. - Прокоповичу Н. Я., 25 января (н. ст.) 1837 г.
Входимость: 2. Размер: 23кб.
6. Тургенев И.С. - Гоголь. Из писем
Входимость: 2. Размер: 38кб.
7. Рулин П. И.: "Женитьба"
Входимость: 2. Размер: 104кб.
8. Гоголь Н. В. - Щепкину М. С., 29 апреля 1836 г.
Входимость: 2. Размер: 10кб.
9. Алексеев М. П.: Томас Мур и русские писатели XIX века
Входимость: 2. Размер: 132кб.
10. Анненков П.В. - Н.В. Гоголь в Риме летом 1841 года. Страница 5
Входимость: 2. Размер: 52кб.
11. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 5. Драматургия. Часть 5
Входимость: 1. Размер: 95кб.
12. Гоголь Н. В. - Аксаковой О. С., зима 1848/49 г. или 1851/52 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
13. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Библиография
Входимость: 1. Размер: 75кб.
14. Гоголь Н. В. - Аксакову К. С., первая половина февраля 1850 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
15. Эйхенбаум Б. М.: Как сделана "Шинель" Гоголя
Входимость: 1. Размер: 48кб.
16. Гоголь Н. В. - Аксакову С. Т., начало 1849 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
17. Григорьев А. Ф.: Достоевский и школа сентиментального натурализма
Входимость: 1. Размер: 21кб.
18. Мочульский К.: Духовный путь Гоголя. 5. За границей и в России (1836–1842)
Входимость: 1. Размер: 26кб.
19. Арнольди Л.И. - Мое знакомство с Гоголем
Входимость: 1. Размер: 64кб.
20. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 4. Повести. Часть 8
Входимость: 1. Размер: 30кб.
21. Гоголь Н. В. - Путяте Н. В., 14 - 18 августа или 21 - 27 сентября 1849 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
22. Аксакова В. С. - Карташевской М. Г., 20 августа 1849 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
23. Виноградов И. А.: Повесть Н. В. Гоголя "Вий" - Из истории интерпретаций
Входимость: 1. Размер: 46кб.
24. Перечень авторов и книг
Входимость: 1. Размер: 25кб.
25. Гоголь Н. В. - Пушкину А. С., май 1834 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
26. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 4. Декаденты, революционеры и душевное здоровье нации
Входимость: 1. Размер: 93кб.
27. Барбе д'Оревильи: Николай Гоголь
Входимость: 1. Размер: 81кб.
28. Виноградов В. В.: О языке ранней прозы Гоголя. Примечания
Входимость: 1. Размер: 16кб.
29. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 6. "Мертвые души". Часть 7
Входимость: 1. Размер: 34кб.
30. Гоголь Н. В. - Белозерскому Н. Д., 21 февраля 1836 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
31. Боратынская Н. Л. - Путятам С. Л. и Н. В. , 13 апреля 1843 г.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
32. Путешествие Александры Осиповны
Входимость: 1. Размер: 46кб.
33. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 3. "Миргород". Часть 1
Входимость: 1. Размер: 34кб.
34. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава третья. Творчество К. Н. Батюшкова (1787-1855)
Входимость: 1. Размер: 35кб.
35. Аксаков C.Т. - История моего знакомства с Гоголем. (Страница 5)
Входимость: 1. Размер: 67кб.
36. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава первая. Борьба прогрессивных сил общества за новый путь развития русской литературы
Входимость: 1. Размер: 45кб.
37. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава четвертая. Творчество Н. И. Гнедича (1784-1833) и И. И. Козлова (1779-1840)
Входимость: 1. Размер: 27кб.
38. Феоктистов Е. М. - Тургеневу И. С., 25 февраля 1852 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
39. Гиппиус В. В.: Творческий путь Гоголя. Петербургские повести 1833—1835 гг.
Входимость: 1. Размер: 30кб.
40. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава четвертая. Творчество М. Ю. Лермонтова (1814-1841)
Входимость: 1. Размер: 56кб.
41. Гоголь Н. В. - Языкову Н. М., 23 октября 1841 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
42. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (История русской литературы в 10 томах. - 1955 г.). Глава 2
Входимость: 1. Размер: 13кб.
43. Гиппиус В. В.: Творческий путь Гоголя. Первый период жизни (1809—1836)
Входимость: 1. Размер: 37кб.
44. Гоголь Н. В. - Аксакову С. Т., 7 мая 1849 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
45. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Этюды о стиле Гоголя. Примечания
Входимость: 1. Размер: 58кб.
46. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 3. "Миргород". Часть 8
Входимость: 1. Размер: 31кб.
47. Виноградов В. В.: Язык Гоголя. Примечания
Входимость: 1. Размер: 60кб.
48. Аксакова В. С. - Аксаковым Г. С., И. С. и М. С., начало апреля 1840 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
49. Гоголь Н. В. - Урби П. Я., 8 марта н. ст. 1847 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
50. Гоголь Н. В. - Пушкину А. С., 21 августа 1831 г.
Входимость: 1. Размер: 11кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава вторая. Прогрессивный романтизм в поэзии и его эволюция
Входимость: 8. Размер: 55кб.
Часть текста: распространение в обществе уныния, страха перед неизвестностью, глубокого разочарования и мистики, было объективной почвой, на которой оживали различные формы романтизма. Ближайшее поэтическое окружение Пушкина и поэты, согретые его вниманием в страшное николаевское время, остались верными романтизму, сочетавшему прогрессивные черты с элегической бесперспективностью и отсталыми политическими взглядами. Петр Андреевич Вяземский (1792-1878) "Звезда разрозненной плеяды", как называл его Баратынский, князь Вяземский начал свое творчество шестью годами раньше Пушкина, но занимался поэзией преимущественно как приятным развлечением. Он много острил над классицистами, сыпал эпиграммами, веселыми песенками, объяснялся с друзьями, умудряясь даже литературно-критические замечания втискивать в ямбы, сочинял альбомные стихи. Пробовал свои силы и в басне. Был активным членом "Арзамаса" под кличкой Асмодей. Общественный подъем в связи с подготовкой вооруженного восстания оказал сильное влияние на Вяземского, его творчество приобрело политическое направление. В 1818 году, участвуя в подготовке проекта конституции для России, Вяземский написал стихотворение "Петербург". В непомерно длинном стихотворении, написанном шестистопным ямбом с парной рифмой, столица России представлена как "чудесный, величавый" памятник дерзновенной мысли и воли Петра Великого. Вслед за тем поэт восхваляет "Минервы нашей двор", двор Екатерины, но считает, что не следует завидовать прошлому: "Наш век есть славы век, наш царь (Александр I) любовь Вселенной!" Провозгласив, однако, что самовластье - "народных бед творец", Вяземский выражает надежду на то, что царствующий император даст русским права граждан, "права на...
2. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава шестая. Творчество К. Ф. Рылеева (1795-1826)
Входимость: 7. Размер: 47кб.
Часть текста: Рылеева. И Пушкин не однажды выражал свое мнение о Рылееве как большом поэте. Следя из Михайловского за развитием современной русской литературы, Пушкин отметил, что на русском Парнасе происходит смена министерства, что старые авторитеты, такие как Жуковский и Батюшков, уступают место новым, свежим и крепким дарованиям. Среди них первое место он отводил Рылееву и в шутку прочил ему пост министра 2 . Рылеев - самое крупное дарование среди писателей-декабристов, ярчайший выразитель основных идей и образов революционного романтизма декабристов. В нем слились революционер и поэт, жизнь и творческое дело, политическая борьба и поэзия. Он пример того, как плодотворно влияние революционной идеологии на поэтический талант и как важно влияние поэтического слова в революционном деле. Жизнь и борьба Рылеева Кондратий Федорович Рылеев прожил всего тридцать лет. Он родился 18 сентября 1795 года в поместье отца, небогатого русского помещика, - в селе Батово бывшей Петербургской губернии. Образование и воспитание получил в кадетском корпусе в Петербурге (1801-1814), где директором был генерал-майор Клингер, известный немецкий поэт периода "бури и...
3. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 6. "Мертвые души". Часть 1
Входимость: 3. Размер: 31кб.
Часть текста: сцены, но которое, однако ж, поразило его больше всего мной прежде читанного, он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью, не приняться за большое сочинение! Это просто грех!» … в заключенье всего отдал мне свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать сам что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому. Это был сюжет «Мертвых душ». Гоголь начал писать «Мертвые души» вскоре после выхода «Миргорода» и «Арабесок», с середины 1835 года, и работал над первой частью своей поэмы до конца 1841 года, то есть более шести лет. 7 октября 1835 года он сообщал Пушкину: «Начал писать «Мертвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Но теперь остановил его на третьей главе. Ищу хорошего ябедника, с которым бы можно коротко сойтиться. Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь». В дальнейшем этот замысел Гоголя еще более расширился. Работа над «Мертвыми душами» была на время отодвинута написанием «Ревизора» и хлопотами, связанными с его постановкой. Появление «Ревизора» вызвало, как уже указывалось, злобное неистовство реакционного лагеря, «светской черни», которой, однако, не удалось сломить писателя, заставить его отказаться от создания произведения еще более острого сатирического звучания. Гоголь уехал из России в разгар жесточайшей реакции: 1836 год – это год закрытия «Телескопа», в котором выступал молодой Белинский. За напечатание «Философических писем» Чаадаева редактор журнала Надеждин был сослан, а сам Чаадаев объявлен сумасшедшим. «Светская чернь» уже подготавливала убийство Пушкина. III Отделение...
4. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Введение
Входимость: 2. Размер: 12кб.
Часть текста: одаренность русского народа. Созданные ею полотна национальной жизни занимают одно из первых мест среди вечно живых творений вдохновенного художественного гения человечества. На великом художественном опыте писателей-классиков учатся и совершенствуют свое мастерство советские писатели. Основоположник социалистического реализма, гениальный пролетарский писатель Максим Горький - непосредственный продолжатель лучших традиций литературы XIX века. Начиная с пушкинской "Деревни", проникнутой болью за поруганный народ и ожиданием того дня, когда можно будет увидеть "народ неугнетенный", писатели XIX века выступают как люди, душа которых, говоря словами Радищева, народными страданиями "уязвлена стала". Они изображают ужасы бесправного существования народа, возмущаются всевластием "дикого барства", открывают в народе источник великих сил разума, таланта, воли к творчеству и прогрессу, связывают с освобождением народа будущее России. Чем больше накапливалось в народе гнева и отчаянной решимости, чем организованнее становилась его борьба против поработителей, тем глубже вникала литература в психику и думы трудящихся, тем колоритнее и значительнее становились образы крестьян, сочувствующих им интеллигентов, затем рабочих и революционеров, тем настойчивее писатели показывали народ как силу, способную влить в Россию энергию обновления и стремительного движения вперед. Великая и благородная миссия, которую взяла на себя классическая русская литература, миссия защиты народа от царских властей и помещичье-буржуазного гнета, накладывала особую печать на всю ее историю. Это история непрестанной борьбы, борьбы мужественной и самоотверженной. Царизм не шутил с теми, кто шел вразрез с "видами правительства". Талант и слава не защищали от самых жестоких преследований. Ссылка, каторга, виселица, одиночное заключение - вот нередко итог...
5. Гоголь Н. В. - Прокоповичу Н. Я., 25 января (н. ст.) 1837 г.
Входимость: 2. Размер: 23кб.
Часть текста: всего нужно тебя поздравить с новым годом. Желаю 1 одного: чтобы он был плодороднее для тебя прочих, чтобы ты наконец принялся за дело. Тебе нужно испытать горькое и приятное нашего ремесла. Жизнь твоя не полна, ты теперь должен иногда чувствовать пустоту ее. Пора, брат, пора! Вот тебе и желание мое и упрек вместе. Из письма Данилевского ты, я думаю, уже узнал о моем пребывании здесь. Я попал в Париж почти нечаянно. В Италии холера, в Швейцарии холодно. На меня напала хандра, да притом и доктор требовал для моей болезни перемены места. Я получил письмо от Данилевского, что он скучает в Париже, и решился ехать разделять его скуку. Париж город хорош для того, кто именно едет для Парижа, чтобы погрузиться во всю его жизнь. Но для таких людей, как мы с тобою, — не думаю, разве нужно скинуть с каждого из нас по 8 лет. К удобствам здешним 2 приглядишься, тем более, что их более, нежели сколько нужно; люди легки, а природы, в которой всегда находишь рессурс и утешение, когда всё приестся, — нет: итак, нет того, что бы могло привязать к нему мою жизнь. Жизнь политическая, жизнь вовсе противоположная смиренной художнической, 3 не может понравиться таким счастливцам праздным, как мы с тобою. Здесь всё политика, в каждом переулке и переулочке библиотека с журналами. Остановишься на улице чистить сапоги, тебе суют в руки журнал; в нужнике дают журнал. Об делах Испании больше всякой хлопочет, нежели о своих собственных. Только в одну жизнь театральную я иногда вступаю: итальянская опера здесь чудная! Гризи, Тамбурини, Рубина, Лаблаш — это такая четверня, что даже странно, что они собрались вместе. На свете большею частию бывает так, что одна вещь находится в одном углу, а другая, которой бы...
6. Тургенев И.С. - Гоголь. Из писем
Входимость: 2. Размер: 38кб.
Часть текста: к Гоголю покойный Михаил Семенович Щепкин. Помню день нашего посещения: 20-го октября 1851 года. Гоголь жил тогда в Москве, на Никитской, в доме Талызина, у графа Толстого. Мы приехали в час пополудни: он немедленно нас принял. Комната его находилась возле сеней, направо. Мы вошли в нее - и я увидел Гоголя, стоявшего перед конторкой с пером в руке. Он был одет в темное пальто, зеленый бархатный жилет и коричневые панталоны. За неделю до того дня я его видел в театре, на представлении "Ревизора"; он сидел в ложе бельэтажа, около самой двери, и, вытянув голову, с нервическим беспокойством поглядывал на сцену, через плечи двух дюжих дам, служивших ему защитой от любопытства публики. Мне указал на него сидевший рядом со мною <Е. М.> Ф<еоктистов>. Я быстро обернулся, чтобы посмотреть на него; он, вероятно, заметил это движение и немного отодвинулся назад, в угол. Меня поразила перемена, происшедшая в нем с 41 года. Я раза два встретил его тогда у Авдотьи Петровны Е<лаги>ной. В то время он смотрел приземистым и плотным малороссом; теперь он казался худым и испитым человеком, которого уже успела на порядках измыкать жизнь. Какая-то затаенная боль и тревога, какое-то грустное беспокойство примешивались к постоянно проницательному выражению его лица. Увидев нас со Щепкиным, он с веселым видом пошел к нам навстречу и, пожав мне руку, промолвил: "Нам давно следовало быть знакомыми". Мы сели. Я рядом с ним, на широком диване; Михаил Семенович на креслах, возле него. Я попристальнее вгляделся в его черты. Его белокурые волосы, которые от висков падали прямо, как обыкновенно у казаков, сохранили еще цвет молодости, но уже заметно поредели; от его покатого, гладкого, белого лба по-прежнему так и веяло умом. В небольших карих глазах искрилась по временам веселость - именно веселость, а не...
7. Рулин П. И.: "Женитьба"
Входимость: 2. Размер: 104кб.
Часть текста: в то время; это и подчеркнуто дважды в самом заглавии пьесы — „писано в 1833 году“ и „совершенно невероятное происшествие“. Некоторой оторванностью комедии от других произведении зрелой поры творчества Гоголя объясняется и то место, какое заняла она в гоголевской литературе. Очень мало внимания уделил ей Белинский, одно — правда, в высшей степени ценное — замечание встречаем у Чернышевского. Юбилейная литература 1902—1909 гг., в сущности, не внесла ничего нового в понимание комедии. Появившиеся же в советские годы книги о „Женитьбе“, 1 ставя себе специальные задания — дать режиссерский комментарий к комедии или выяснить ее сценическую историю, не могли, естественно, затронуть всех связанных с нею вопросов. Поэтому, несмотря на наличие большого фактического материала и множества ценных, но разрозненных наблюдений, — мы далеки еще от ясного представления о стилевом облике пьесы. Место ее в творческом процессе Гоголя, идейная сущность и художественные способы, наконец связи с современной Гоголю и предшествовавшей литературой, ориентированность на определенные моменты в развитии русского театра, даже самая степень этой ориентированности — все это требует или определения...
8. Гоголь Н. В. - Щепкину М. С., 29 апреля 1836 г.
Входимость: 2. Размер: 10кб.
Часть текста: дирекциею, я такое получил отвращение к театру, — что одна мысль о тех приятностях, которые готовятся для меня еще и на московском театре, в силе удержать и поездку в Москву и попытку хлопотать о чем-либо. К довершению, наконец, возможнейших мне пакостей здешняя дирекция, то есть директор Гедеонов вздумал, как слышу я, отдать главные роли другим персонажам после четырех представлений ее, будучи подвинут какой-то мелочной личной ненавистью к некоторым главным актерам в моей пьесе, как-то: к Сосницкому и Дюру. — Мочи нет. Делайте, что хотите, с моей пьесой, но я не стану хлопотать о ней. Мне она сама надоела так же, как хлопоты о ней. Действие, произведенное ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня. Бранят и ходят на пьесу; на четвертое представление нельзя достать билетов. Если бы не высокое заступничество государя, пьеса моя не была бы ни за что на сцене, и уже находились люди, хлопотавшие о запрещении ее. Теперь я вижу, что значит быть комическим...
9. Алексеев М. П.: Томас Мур и русские писатели XIX века
Входимость: 2. Размер: 132кб.
Часть текста: "Свет гарема"). -- Отзвуки "Лаллы Рук" в произведениях Грибоедова, Пушкина, В. К. Кюхельбекера, И. И. Козлова, Гоголя, А. С. Хомякова, А. И. Полежаева. -- Мур и А. И. Подолинский Возвратимся, однако, к Томасу Муру. В 1821 г., когда в "Сыне Отечества" была опубликована в стихотворном переводе Жуковского вторая вставная поэма из "Лаллы Рук" -- "Paradise and the Peri", о Муре сразу заговорили в нескольких русских журналах. В "Соревнователе просвещения" та же поэма появилась в русском прозаическом переводе К. П. Б. под более точным, чем у Жуковского, заглавием "Рай и пери (сочинение Томаса Мура)" 68 ; этот перевод был, однако, завершен до перевода Жуковского и выполнен независимо от него. Это полный перевод указанной поэмы Мура, сохраняющий также многие прозаические примечания английского поэта, тогда как при переводе Жуковского они большею частью опущены. Хотя при переводе К. П. Б. указано, что он сделан "с английского", в этом можно усомниться, принимая во внимание допущенную здесь кое-где транскрипцию собственных имен, явно следующую за французской орфоэпией: Жак-сон (Jackson), Иннистан (Jinnistan) и др. К французскому подлиннику восходит также напечатанная в "Сыне Отечества" 1821 г. и переведенная из парижского "Revue encyclopedique" статья под заглавием: "Исторический опыт об английской поэзии и о нынешних английских поэтах" 69 , в которой одна страница отдана Муру; автором ее был Филарет Шаль, уделивший внимание также "Лалле Рук" 70 . Отметим, что в переводе К. П. ...
10. Анненков П.В. - Н.В. Гоголь в Риме летом 1841 года. Страница 5
Входимость: 2. Размер: 52кб.
Часть текста: с верными своей церкви. Вместо мне знакомого добродушного, прозорливого, все понимающего и классифицирующего психолога - стоял теперь передо мною совсем другой человек, да и не человек, а какой-то проповедник на кафедре, им же и воздвигнутой на свою потребу, громящий с нее грехи бедных людей направо и налево, по власти кем-то ему данной я не всегда зная хорошенько, чем они действительно грешат. Тон письма сбил меня совсем с толка, потому что я еще не знал тогда, что роль пророка и проповедника Гоголь уже давно усвоил себе, что в этой роли он уже являлся г-же Смирновой, Погодину, Языкову, даже Жуковскому и многим другим, громя и по временам бичуя их с ловкостью почти что ветхозаветного человека. Привожу это письмо целиком 237 . "Франкфурт, мая 10-го Благодарю вас за некоторые известия о толках на книгу. Но ваши собственные мнения... смотрите за собой: они пристрастны. Неумеренные эпитеты, разбросанные кое-где в вашем письме, уже показывают, что они пристрастны. Человек благоразумный не позволил бы их себе никогда. Гнев или неудовольствие на кого бы то ни было всегда несправедливы; в одном только случае может быть справедливо наше неудовольствие - когда оно обращается не против кого-либо другого, а против себя самого, против собственных мерзостей и против собственного неисполнения своего долга. Еще: вы думаете, что вы видите дальше и глубже других, и удивляетесь, что многие, по-видимому, умные люди, не замечают того, что заметили вы. Но это еще бог весть кто ошибается. Передовые люди - не те, которые видят одно что-нибудь такое, чего другие не видят, и удивляются тому, что другие не видят; передовыми людьми можно назвать только тех, которые именно видят все то, что видят другие (все другие, а не некоторые), и, опершись на сумму всего, видят то, чего не видят другие и уже не удивляются тому, что другие не видят того же. В...