Поиск по творчеству и критике
Cлово "1950"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава пятая. Творчество Н. В. Гоголя (1809-1852)
Входимость: 11. Размер: 178кб.
2. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (Большая советская энциклопедия. - 2-е изд. - 1952 г.)
Входимость: 4. Размер: 51кб.
3. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел четвертый. Глава третья. Реалистический период творчества Пушкина
Входимость: 4. Размер: 124кб.
4. Гозенпуд А.: Гоголь в музыке
Входимость: 4. Размер: 102кб.
5. Поспелов Г.Н.: Творчество Н.В. Гоголя. Значение творчества Гоголя. 4. Гоголь и революционная демократия 60-х годов
Входимость: 3. Размер: 14кб.
6. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел первый. Глава вторая. Поиски новых путей литературного творчества
Входимость: 3. Размер: 47кб.
7. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Введение
Входимость: 3. Размер: 88кб.
8. Машинский С.: Гоголь и "Дело о вольнодумстве"
Входимость: 2. Размер: 118кб.
9. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава восьмая. Вокруг наследия Гоголя. Часть 1
Входимость: 2. Размер: 39кб.
10. Виноградов И. А.: Повесть Н. В. Гоголя "Вий" - Из истории интерпретаций
Входимость: 2. Размер: 46кб.
11. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава четвертая. История. Критика. Повести. Часть 2
Входимость: 2. Размер: 52кб.
12. Из записных книжек В. С. Аксаковой
Входимость: 2. Размер: 20кб.
13. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава шестая. Творчество К. Ф. Рылеева (1795-1826)
Входимость: 2. Размер: 47кб.
14. Виноградов В. В.: Язык Гоголя и его значение в истории русского языка. Примечания
Входимость: 2. Размер: 21кб.
15. Поспелов Г.Н.: Творчество Н.В. Гоголя. Гоголь - моралист. 2. Вторая часть "Мёртвых душ"
Входимость: 2. Размер: 14кб.
16. Поспелов Г.Н.: Творчество Н.В. Гоголя. 1. Вопросы изучения творчества Гоголя
Входимость: 2. Размер: 19кб.
17. Гоголь Н. В. - Белинскому В. Г., около 20 июня н. ст. 1847 г.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
18. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава первая. Борьба прогрессивных сил общества за новый путь развития русской литературы
Входимость: 2. Размер: 45кб.
19. Коростин А., Стернин Г.: Герои Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века
Входимость: 2. Размер: 165кб.
20. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел третий. Глава первая. Первые реалистические попытки и опыты
Входимость: 2. Размер: 22кб.
21. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава третья. Переход от поэзии к прозе. Развитие критического реализма
Входимость: 2. Размер: 20кб.
22. Лидин В. Г.: Перенесение праха Н. В. Гоголя
Входимость: 1. Размер: 11кб.
23. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел шестой. Теория реализма. Основоположник революционно-демократической критики и эстетики В. Г. Белинский (1811-1848)
Входимость: 1. Размер: 70кб.
24. Станкевич А. В. - Щепкину Н. М., 20 февраля 1847 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
25. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Своеобразие художественного построения "Евгения Онегина". "Чужая речь" в "Евгении Онегине"
Входимость: 1. Размер: 20кб.
26. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Введение
Входимость: 1. Размер: 9кб.
27. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава шестая. Поэма о России. Часть 5
Входимость: 1. Размер: 47кб.
28. Студитский А. Е. - Погодину М. П., 1849 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
29. Попов А. Н. - Свербеевой Е. А., сентябрь 1846 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
30. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Краткий список рекомендуемой литературы
Входимость: 1. Размер: 4кб.
31. Друзьям моим
Входимость: 1. Размер: 2кб.
32. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава III. Петербургские повести. Часть 5
Входимость: 1. Размер: 67кб.
33. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 3. "Миргород". Часть 3
Входимость: 1. Размер: 37кб.
34. Гоголь Н. В. - Белинскому В. Г., 10 августа н. ст. 1847 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
35. Виноградов В. В.: О языке ранней прозы Гоголя. Примечания
Входимость: 1. Размер: 16кб.
36. Поспелов Г.Н.: Творчество Н.В. Гоголя. Юмор и сатира Гоголя. 9. Гоголь и передовая общественность 30-х годов
Входимость: 1. Размер: 21кб.
37. Гоголь в русской критике (сборник). Поляков М. Я.: Гоголь в оценке русской критики. Страница 2
Входимость: 1. Размер: 42кб.
38. Карпов А. А., Виролайнен М. Н.: Н. В. Гоголь и М. С. Щепкин
Входимость: 1. Размер: 10кб.
39. Карташев В. С.: Два ботанических автографа Гоголя
Входимость: 1. Размер: 10кб.
40. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 3. "Живые характеры". Часть 1
Входимость: 1. Размер: 34кб.
41. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (История русской литературы в 10 томах. - 1955 г.). Глава 10
Входимость: 1. Размер: 14кб.
42. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. "Фаталист" и проблема востока и запада в творчестве Лермонтова
Входимость: 1. Размер: 50кб.
43. Гоголь Н. В. - Белинскому В. Г., конец июля - начало августа н. ст. 1847 г.
Входимость: 1. Размер: 39кб.
44. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 3. Толстой и зарождение психотерапии в России
Входимость: 1. Размер: 132кб.
45. Спевякина Д. В.: Храмы близ Арбата, в которых молился Н. В. Гоголь
Входимость: 1. Размер: 30кб.
46. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Гоголь. Пушкин и "Повесть о капитане Копейкине". К истории замысла и композиции "Мертвых душ"
Входимость: 1. Размер: 51кб.
47. Аксакова В. С. - Аксакову С. Т., 11 сентября 1848 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
48. Спасский Николай: Проклятие Гоголя. Эпилог
Входимость: 1. Размер: 9кб.
49. Панаев И.И. - Из "Литературных воспоминаний", Из "Воспоминания о Белинском"
Входимость: 1. Размер: 30кб.
50. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 6. "Мертвые души". Часть 2
Входимость: 1. Размер: 34кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава пятая. Творчество Н. В. Гоголя (1809-1852)
Входимость: 11. Размер: 178кб.
Часть текста: печали и гнева, железным стихом, облитым "горечью и злостью", Лермонтов откликнулся на самую важную потребность эпохи - потребность суровой критики существующего порядка вещей. Но самое полное художественное выражение жажда социальной критики и отрицания нашла в творчестве Гоголя, гениального ученика и продолжателя Пушкина. По характеру своего дарования и взглядам на жизнь Гоголь больше, чем кто-либо из его современников, способен был безукоризненно владеть орудием "пламенной сатиры" и возглавить критическое направление русской литературы. Пушкин раньше всех понял это, предав молодому писателю свои творческие замыслы - сюжеты "Ревизора" и "Мертвых душ". Романтический период творчества Гоголь начал пробовать свои литературные силы очень рано, еще в годы ученья в Нежине. Помимо сатирического обозрения "Нечто о Нежине, или дуракам закон не писан", им была написана трагедия "Разбойники", повесть "Братья Твердиславичи", баллада "Две рыбки" и много стихотворений. Обо всех этих опытах юного поэта сохранились лишь воспоминания современников. Только два произведения Гоголя-поэта дошли до нас. Это стихотворение "Италия", полное романтической восторженности перед страною красоты, по которой "стонет и тоскует" душа поэта, и романтическая поэма из немецкой жизни "Ганц Кюхельгартен". Первое без подписи автора опубликовано в журнале "Сын отечества" за 1829 год; второе - издано отдельной книжкой в том же 1829 году под псевдонимом - В. Алов. В "Ганце Кюхельгартене" сказались некоторые задушевные мысли будущего великого писателя - желание славы, основанной на высоком подвиге для блага людей, и желание заслужить "благословение потомков". "Проблески жизни" в поэме - это отзвуки реальных событий, о которых беседует пастор со своим зятем, музыкантом Вильгельмом...
2. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (Большая советская энциклопедия. - 2-е изд. - 1952 г.)
Входимость: 4. Размер: 51кб.
Часть текста: училище, а в 1821 — в Нежинскую гимназию высших наук. Хотя г. Нежин находился далеко от центров деятельности декабристов, однако в гимназии ощущалась напряжённость обстановки того времени. Гимназисты заучивали наизусть вольнолюбивые стихи А. С. Пушкина и К. Ф. Рылеева, читали альманах «Полярная звезда». Большое влияние на учеников имели прогрессивно настроенные преподаватели, особенно профессор права Н. Г. Белоусов, к-рый в 1827 был обвинён в «вольнодумстве», а позднее удалён из гимназии. Г. был на стороне Белоусова и давал показания в его пользу. Во время пребывания в гимназии выявилась разносторонняя одарённость Г. В эти годы он, по свидетельству его товарищей, написал несколько стихотворений, трагедию «Разбойники», историч. повесть «Братья Твердиславичи», сатиру «Нечто о Нежине, или дуракам закон не писан», в к-рой проявилась присущая ему юмористич. жилка (эти ранние произведения не сохранились). Г. страстно увлекался театром. Он принимал участие в гимназич. спектаклях, играл в них роли комич. стариков и старух, проявляя незаурядные способности актёра. В 1826 Г. завёл «Книгу всякой всячины», куда записывал материалы по украинской этнографии и народной поэзии. Уже в эти годы Г. ощутил неудовлетворенность тусклой жизнью нежинских «существователей» и начал помышлять о служении благородным и высоким целям. Жажда общественно-полезной деятельности, самый характер к-рой еще крайне смутно рисовался молодому Г., нашла отражение в письмах и в первом дошедшем до нас произведении — поэме «Ганц Кюхельгартен» (написана в 1827). Её романтич. герой не может примириться со спокойной, мещанской жизнью, стремится к осуществлению вольнолюбивых идеалов. Окончив в 1828 Нежинскую гимназию, Г. к началу 1829 переехал в Петербург. Здесь ему пришлось испытать с самого начала жестокое...
3. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел четвертый. Глава третья. Реалистический период творчества Пушкина
Входимость: 4. Размер: 124кб.
Часть текста: поэм к реалистическому роману, от трагических коллизий, изображенных в драматических сценах романтических поэм, к высокой трагедии, отражающей драматические периоды исторической жизни народа, совершался не только под влиянием идейного фактора, но также под влиянием условий и обстоятельств жизни поэта. Новая гроза, разразившаяся над его головой летом 1824 года, приведшая к Михайловскому затворничеству, поставила Пушкина лицом к лицу с русской действительностью, с деревенской Россией. Это был уже не автор "Деревни", юноша, пылающий политическими страстями, негодующий и уверенный в скором восходе на русском небосклоне "звезды пленительного счастья". Теперь это был зрелый поэт, охлажденный суровым опытом. Мысль поэта-изгнанника, пережившего веру в преобразования по "манию царя" и в успех самоотверженных "сеятелей", устремилась в глубь жизни, в сущность человеческих характеров и народных судеб. Богатырским напряжением духовных сил Пушкин не дал деревенской глуши сломить себя, на что, несомненно, рассчитывало царское самодержавие, насильственно разрывая его связи с культурой, с идейным и социальным движением современности. Принудительную близость с глухой деревенской Русью он превратил в идейную...
4. Гозенпуд А.: Гоголь в музыке
Входимость: 4. Размер: 102кб.
Часть текста: театр новые темы и образы. Белинский писал: «„Ночь перед рождеством ... “ есть целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом, тут вся поэзия его жизни» 1 . Характеристику эту можно распространить на все остальные повести, составляющие «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь вошел в историю русской музыки как великий поэт народной жизни, как создатель ярких национальных характеров: героических — в «Тарасе Бульбе», простодушно-лукавых — в «Вечерах». Лиризм, изобилие бытовых картин, юмор, поэтическая фантастика и, наконец, песенная природа гоголевской прозы, проницательно отмеченная Пушкиным, — все это делало задачу музыкального воплощения «Вечеров на хуторе» чрезвычайно заманчивой и увлекательной. Проникновение образов Гоголя в отечественную музыку в значительной степени определило развитие национальной оперы и тем самым способствовало дальнейшему движению русской музыки по пути реализма. Воздействие Гоголя сказалось также на произведениях симфонического, инструментального и песенного жанров, даже и не опирающихся на гоголевские темы. Несомненно, оркестровые миниатюры Даргомыжского, «Ночь на Лысой горе» и...
5. Поспелов Г.Н.: Творчество Н.В. Гоголя. Значение творчества Гоголя. 4. Гоголь и революционная демократия 60-х годов
Входимость: 3. Размер: 14кб.
Часть текста: школы", отказываться от творческих традиций, основанных Гоголем, а затем стали даже критиковать эти традиции с точки зрения вновь возрождавшихся идей "чистого искусства". Во главе этой группы стали А. В. Дружинин, В. П. Боткин и П. В. Анненков. Некрасову, который редактировал тогда журнал "Современник", а также вступившему в редакцию этого журнала Н. Г. Чернышевскому и позднее Н. А. Добролюбову пришлось, наоборот, взять на себя принципиальную и активную защиту идейных и эстетических позиций 40-х годов, традиций Гоголя-реалиста и Белинского, и выступить с резкой и принципиальной критикой теории "чистого искусства". В этих целях Чернышевский публикует в "Современнике" цикл статей под названием "Очерки гоголевского периода русской литературы". В этом своём произведении, как и в других, Чернышевский является прямым продолжателем и преемником Белинского. Это сказывается, в частности, и в его понимании и оценке творчества Гоголя. Подобно Белинскому, Чернышевский считает Гоголя "без всякого сравнения величайшим из русских писателей по значению" 1 . Он особенно высоко ценит его за критические тенденции его творчества, "... несмотря на высокие достоинства и огромный успех комедии Грибоедова и романа Пушкина,- пишет он, - должно приписать исключительно Гоголю заслугу прочного введения в русскую изящную литературу сатирического - или, как справедливее будет назвать его, критического направления " 2 . Он называет Гоголя также "отцом русской прозаической литературы, как Пушкина - отцом русской поэзии" 3 . Подобно Белинскому, Чернышевский утверждает приоритет Гоголя в...
6. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел первый. Глава вторая. Поиски новых путей литературного творчества
Входимость: 3. Размер: 47кб.
Часть текста: - уже в короткий период "дней Александровых прекрасного начала". Участники разработали "Законы Дружеского литературного общества", в которых определялись цель, предмет и средства общества. Положено было, что будут разбираться критические переводы и сочинения на русском языке, обсуждаться полезные книги и собственные произведения. Выделены были задача овладения "теорией изящных искусств", т. е. эстетикой, и практическое стремление к выработке эстетического вкуса. Общество не было чуждо и морально-политических целей. Особенно подчеркивалась задача воспитания высокого чувства патриота-гражданина. Поэтому говорили и даже часто "о вольности, о рабстве". В речи о любви к отечеству Андрей Тургенев связывал идею патриотизма с идеей высокого человеческого достоинства: "Цари хотят, чтоб пред ними пресмыкались во прахе рабы; пусть же ползают пред ними льстецы с мертвою душою; здесь пред тобою стоят сыны твои!". Тот же Андрей Тургенев, самая светлая голова в обществе и, несомненно, личность, много обещавшая (он родился в 1784, умер - на двадцатом году, в 1803), выступал с критикой на два фронта. Как в Ломоносове, так и в Карамзине он видел важнейший недостаток - неумение изображать жизнь народа, слабое выражение национально-русского содержания. Андрей Тургенев обращал внимание слушателей на единственно верный источник самобытного национального художественного творчества. Этот источник - устная народная поэзия. "Теперь,- говорил он,- только в одних сказках и песнях находим мы остатки русской литературы, в сих-то драгоценных остатках, а особливо в песнях находим мы и чувствуем еще характер нашего народа" 1 . Андрей Тургенев первый высказал дерзкое сомнение в существовании русской литературы, сомнение, которое будет не раз раздаваться в первой трети XIX века и вызовет бурю споров. Заглядывая в будущее русской литературы, Тургенев опасается вредного...
7. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Введение
Входимость: 3. Размер: 88кб.
Часть текста: борьба в николаевской России. Идеология "официальной народности". Идеология славянофильства. Идеология буржуазно-либерального "западничества". Белинский и Герцен - основоположники революционно-демократической идеологии. Роль творчества Гоголя в идейно-политической борьбе его времени. 1 Гоголь принадлежит к замечательному поколению, к которому непосредственно перешло духовное наследие декабристов, Грибоедова и Пушкина. Белинский и Герцен, Бакунин и Огарев, Станкевич и Сатин, Шевченко и Лермонтов, Пирогов и Федотов, братья Критские и Полежаев - все они были сверстниками Гоголя, родившегося на пороге второго десятилетия XIX века. У колыбели этого поколения стоял 1812 год. В детстве и отрочестве они слышали гром пушек на Сенатской площади, который возвестил о революционном крещении России. Их вступление в самостоятельную жизнь осенила мрачная тень виселиц на верках Петропавловской крепости. Им пришлось жить в николаевской казарме, под неусыпным надзором голубых мундиров, в России, о которой иностранный наблюдатель сказал: "Тюрьма без покоя, пустыня без отдыха..." По-разному отозвались в душе представителей этого поколения впечатления детства и юности. По-разному прошли они свой жизненный путь. Но было у них и общее - и оно было самым главным в жизни, в творчестве, в судьбе лучших людей этого поколения. Они были охвачены страстью - именно страстью! - любви к России и к своему народу, страстью служения родине. "Садилось солнце, купола блестели, город стлался на необозримое пространство под горой, свежий ветерок подувал на нас, постояли мы, постояли, оперлись друг на друга и, вдруг обнявшись, присягнули, в виду всей Москвы, пожертвовать нашей жизнью...
8. Машинский С.: Гоголь и "Дело о вольнодумстве"
Входимость: 2. Размер: 118кб.
Часть текста: умов». То тут, то там, в самых различных местах страны стихийно прорывалось наружу «дум высокое стремленье», погасить которое правительство Николая I оказалось, в конце концов, бессильным. События 14 декабря в Петербурге и вспыхнувшее почти одновременно восстание Черниговского полка на Украине (29 декабря 1825 — 3 января 1826 г.) не прошли стороной мимо Нежина. Под влиянием растущего в стране недовольства феодально крепостническим строем в «гимназии высших наук» в 1827 г. возникло так называемое «дело о вольнодумстве», в которое была замешана значительная часть профессоров и учеников. Это «дело» представляет интерес не только как важный исторический факт, но и как событие, имеющее непосредственное отношение к биографии Гоголя. Оно чрезвычайно ярко раскрывает ту политическую атмосферу, в условиях которой жил Гоголь в последние годы своего пребывания в гимназии — то есть в период, непосредственно предшествовавший его выходу на большую литературную дорогу. «Дело о вольнодумстве»...
9. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава восьмая. Вокруг наследия Гоголя. Часть 1
Входимость: 2. Размер: 39кб.
Часть текста: всем друзьям и знакомым писателя с предложением: записать «для памяти историю своего с ним знакомства». [259] Обращение Аксакова вызвало немало откликов. В журналах и газетах стали появляться «воспоминания», «заметки», «черты для биографии», «голоса из провинции» и пр. Неведомые авторы этих сочинений торопились поведать миру о своем знакомстве и встречах с великим писателем. Значительная часть этой мемуарной литературы представляла собой беззастенчивую фальсификацию. В качестве авторов «воспоминаний» порой выступали лица, не имевшие решительно никакого отношения к Гоголю. Достаточно, например, сказать, что в роли мемуариста выступил даже Булгарин. В 1854 году на страницах «Северной пчелы» он неожиданно предался воспоминаниям о своих встречах с Гоголем. Он писал, будто бы Гоголь в конце 1829 или начале 1830 года, отчаявшись найти в Петербурге службу, обратился к нему, Булгарину, за помощью и якобы принял предложенное ему место чиновника… в канцелярии III отделения. Эта инсинуация имела своей целью скомпрометировать Гоголя в глазах передовой, демократической России. Провокационный характер «воспоминаний» Булгарина не вызывал ни малейших сомнений. О том, какие порой изощренные формы приобретало искажение духовного облика Гоголя, свидетельствуют известные двухтомные «Записки о жизни Н. В. Гоголя» П. А. Кулиша, изданные им в 1856 году. Широко использовав...
10. Виноградов И. А.: Повесть Н. В. Гоголя "Вий" - Из истории интерпретаций
Входимость: 2. Размер: 46кб.
Часть текста: описании бурсы. Об этих сторонах заговорил еще первый критик «Миргорода» С. П. Шевырев 1 . Позднее на эти же стороны обратил внимание В. Г. Белинский 2 . Последний, как известно, восторженно воспринял описание бурсы и образ разгульного «философа» Хомы: «Пусть судит всякий как хочет, а по мне так философ Хома стоит философа Сковороды!» 3 . Статья Белинского была опубликована в той же части журнала «Телескоп» 4 , где и статья А. Ф. Хиджеу «Григорий Варсава Сковорода» 5 . Сравнение Хомы Брута со Сковородой возникло не без влияния указанного очерка и, по предположению С. А. Гончарова, заключает в себе «скрытый полемический смысл». В интерпретации Хиджеу Сковорода выступает мыслителем глубоко национальным, «предвосхищающим многие славянофильские идеи» 6 . (Об этом как бы призваны свидетельствовать приводимые А. Ф. Хиджеу слова философа: «Рус ли ты? будь им: верь православно, служи Царице правно, люби братию нравно» 7 .) Напротив, снискавший восторженные симпатии Белинского «философ» Хома, или «дневной» Хома Брут (по замечанию Е. С. Ефимовой), —...