Поиск по творчеству и критике
Cлово "1949"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел четвертый. Глава третья. Реалистический период творчества Пушкина
Входимость: 8. Размер: 124кб.
2. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (Большая советская энциклопедия. - 2-е изд. - 1952 г.)
Входимость: 8. Размер: 51кб.
3. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава пятая. Творчество Н. В. Гоголя (1809-1852)
Входимость: 6. Размер: 178кб.
4. Коростин А., Стернин Г.: Герои Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века
Входимость: 6. Размер: 165кб.
5. Замыслова Е. Е.: "Чужое" глазами Гоголя - по страницам поэмы "Мертвые души" и переписки
Входимость: 4. Размер: 16кб.
6. Аксаков C.Т. - История моего знакомства с Гоголем. (Страница 5)
Входимость: 4. Размер: 67кб.
7. Гоголь в русской критике (сборник). Тургенев И. С.: Из писем И. С. Тургенева
Входимость: 3. Размер: 7кб.
8. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава шестая. Творчество К. Ф. Рылеева (1795-1826)
Входимость: 3. Размер: 47кб.
9. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел третий. Глава третья. Создание реалистической комедии. А. С. Грибоедов (1794-1829)
Входимость: 2. Размер: 47кб.
10. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел шестой. Теория реализма. Основоположник революционно-демократической критики и эстетики В. Г. Белинский (1811-1848)
Входимость: 2. Размер: 70кб.
11. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел третий. Глава вторая. Создание реалистической басни. И. А. Крылов (1768-1844)
Входимость: 2. Размер: 34кб.
12. Одекова Ф. Р.: Рекомендации писателям - собратьям по перу - в метапоэтике Н. В. Гоголя
Входимость: 2. Размер: 12кб.
13. Манн Ю. В.: Гоголь Н. (Краткая литературная энциклопедия. - 1964 г.)
Входимость: 2. Размер: 31кб.
14. Гиппиус В. В.: Творческий путь Гоголя. Первый период жизни (1809—1836)
Входимость: 2. Размер: 37кб.
15. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (История русской литературы в 10 томах. - 1955 г.). Глава 6
Входимость: 2. Размер: 51кб.
16. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава вторая. Прогрессивный романтизм в поэзии и его эволюция
Входимость: 2. Размер: 55кб.
17. Гиппиус В. В.: Творческий путь Гоголя. Гоголь в "Современнике"
Входимость: 2. Размер: 15кб.
18. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Чудаков А. П.: Ранние работы В. В. Виноградова о поэтике русской литературы
Входимость: 2. Размер: 75кб.
19. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел четвертый. Глава вторая. Романтический период творчества Пушкина (1820-1824)
Входимость: 2. Размер: 38кб.
20. Рецензии, не вошедшие в "Современник"
Входимость: 2. Размер: 37кб.
21. Тургенев И.С. - Гоголь. Из писем
Входимость: 2. Размер: 38кб.
22. Гиппиус В. В.: Творческий путь Гоголя. "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Входимость: 2. Размер: 27кб.
23. Виноградов В. В.: О языке ранней прозы Гоголя. Примечания
Входимость: 1. Размер: 16кб.
24. Аксакова В. С. - Аксакову С. Т., 11 сентября 1848 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
25. Машинский С.: Гоголь и "Дело о вольнодумстве"
Входимость: 1. Размер: 118кб.
26. Поспелов Г.Н.: Творчество Н.В. Гоголя. Гоголь - Романтик. 2. Романтическая народность
Входимость: 1. Размер: 34кб.
27. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава вторая. Пасичник Рудый Панько. Часть 3
Входимость: 1. Размер: 30кб.
28. Андрущенко Е. А.: "Ревизор" Н. В. Гоголя и русская сатирическая комедия XIX в.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
29. Пушкин A.С. - Письмо к издателю "Литературных прибавлений к Русскому инвалиду", Вечера на хуторе близ Диканьки. Изд. второе. (Рецензия)
Входимость: 1. Размер: 7кб.
30. Гоголь в русской критике (сборник). Поляков М. Я.: Гоголь в оценке русской критики. Страница 4
Входимость: 1. Размер: 30кб.
31. Кузовкина Т.: Функция булгаринского подтекста в произведениях Гоголя 1842 года
Входимость: 1. Размер: 44кб.
32. Спасский Николай: Проклятие Гоголя. Глава 3
Входимость: 1. Размер: 15кб.
33. Смирнова Е. А.: Поэма Гоголя "Мертвые души". Глава третья. "Поэт жизни действительной"
Входимость: 1. Размер: 109кб.
34. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава пятая. Революционный романтизм
Входимость: 1. Размер: 28кб.
35. Пономарев С. И. - Погодину М. П., 18 марта 1852 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
36. Белинский В.Г. - Из статей и писем. Страница 2
Входимость: 1. Размер: 63кб.
37. Поспелов Г.Н.: Творчество Н.В. Гоголя. Значение творчества Гоголя. 2. Гоголь и Белинский
Входимость: 1. Размер: 16кб.
38. Виноградов И. А.: Обретение жанра: Народная песня и "Тарас Бульба" Гоголя
Входимость: 1. Размер: 57кб.
39. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. От издательства
Входимость: 1. Размер: 2кб.
40. Арват Ф. С., Арват Н. Н.: О первых украинских переводах произведений Н. В. Гоголя
Входимость: 1. Размер: 24кб.
41. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 4. Повести. Часть 1
Входимость: 1. Размер: 17кб.
42. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Библиография
Входимость: 1. Размер: 75кб.
43. Виноградов В. В.: Язык Гоголя. Примечания
Входимость: 1. Размер: 60кб.
44. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Художественное пространство в прозе Гоголя
Входимость: 1. Размер: 132кб.
45. Книга всякой всячины, или подручная энциклопедия. Примечания
Входимость: 1. Размер: 17кб.
46. Спасский Николай: Проклятие Гоголя. Глава 2
Входимость: 1. Размер: 31кб.
47. Лонгинов М.Н. - Воспоминание о Гоголе
Входимость: 1. Размер: 16кб.
48. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Гоголь. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия
Входимость: 1. Размер: 59кб.
49. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 4. Повести. Часть 6
Входимость: 1. Размер: 12кб.
50. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (История русской литературы в 10 томах. - 1955 г.)
Входимость: 1. Размер: 19кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел четвертый. Глава третья. Реалистический период творчества Пушкина
Входимость: 8. Размер: 124кб.
Часть текста: лицу с русской действительностью, с деревенской Россией. Это был уже не автор "Деревни", юноша, пылающий политическими страстями, негодующий и уверенный в скором восходе на русском небосклоне "звезды пленительного счастья". Теперь это был зрелый поэт, охлажденный суровым опытом. Мысль поэта-изгнанника, пережившего веру в преобразования по "манию царя" и в успех самоотверженных "сеятелей", устремилась в глубь жизни, в сущность человеческих характеров и народных судеб. Богатырским напряжением духовных сил Пушкин не дал деревенской глуши сломить себя, на что, несомненно, рассчитывало царское самодержавие, насильственно разрывая его связи с культурой, с идейным и социальным движением современности. Принудительную близость с глухой деревенской Русью он превратил в идейную близость с нею, с народом русским, и это дало ему возможность подняться идейно и творчески гораздо выше современников и стать "уже воспитателем будущих поколений" (Белинский). "Евгений Онегин" (1823-1830) "Самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии",- так назвал Белинский роман "Евгений Онегин". На создание этого...
2. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (Большая советская энциклопедия. - 2-е изд. - 1952 г.)
Входимость: 8. Размер: 51кб.
Часть текста: писатель, гениальный художник слова. Жизнь и литературная деятельность . Г. родился в местечке Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика В. А. Гоголя. Детские годы провёл в имении отца — селе Васильевке Миргородского уезда. Еще подростком Г. познакомился с народной жизнью, с бытом украинской деревни, полюбил украинские сказки, песни, предания. В 1818 Г. поступил в Полтавское уездное училище, а в 1821 — в Нежинскую гимназию высших наук. Хотя г. Нежин находился далеко от центров деятельности декабристов, однако в гимназии ощущалась напряжённость обстановки того времени. Гимназисты заучивали наизусть вольнолюбивые стихи А. С. Пушкина и К. Ф. Рылеева, читали альманах «Полярная звезда». Большое влияние на учеников имели прогрессивно настроенные преподаватели, особенно профессор права Н. Г. Белоусов, к-рый в 1827 был обвинён в «вольнодумстве», а позднее удалён из гимназии. Г. был на стороне Белоусова и давал показания в его пользу. Во время пребывания в гимназии выявилась разносторонняя одарённость Г. В эти годы он, по свидетельству его товарищей, написал несколько стихотворений, трагедию «Разбойники», историч. повесть «Братья Твердиславичи», сатиру «Нечто о Нежине, или дуракам закон не писан», в к-рой проявилась присущая ему юмористич. жилка (эти ранние произведения не сохранились). Г. страстно увлекался театром. Он принимал участие в гимназич....
3. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава пятая. Творчество Н. В. Гоголя (1809-1852)
Входимость: 6. Размер: 178кб.
Часть текста: способен был безукоризненно владеть орудием "пламенной сатиры" и возглавить критическое направление русской литературы. Пушкин раньше всех понял это, предав молодому писателю свои творческие замыслы - сюжеты "Ревизора" и "Мертвых душ". Романтический период творчества Гоголь начал пробовать свои литературные силы очень рано, еще в годы ученья в Нежине. Помимо сатирического обозрения "Нечто о Нежине, или дуракам закон не писан", им была написана трагедия "Разбойники", повесть "Братья Твердиславичи", баллада "Две рыбки" и много стихотворений. Обо всех этих опытах юного поэта сохранились лишь воспоминания современников. Только два произведения Гоголя-поэта дошли до нас. Это стихотворение "Италия", полное романтической восторженности перед страною красоты, по которой "стонет и тоскует" душа поэта, и романтическая поэма из немецкой жизни "Ганц Кюхельгартен". Первое без подписи автора опубликовано в журнале "Сын отечества" за 1829 год; второе - издано отдельной книжкой в том же 1829 году под псевдонимом - В. Алов. В "Ганце Кюхельгартене" сказались некоторые задушевные мысли будущего великого писателя - желание славы, основанной на высоком подвиге для блага людей, и желание заслужить "благословение потомков". "Проблески жизни" в поэме - это отзвуки реальных событий, о которых беседует пастор со своим зятем, музыкантом Вильгельмом (революция в Испании, борьба...
4. Коростин А., Стернин Г.: Герои Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века
Входимость: 6. Размер: 165кб.
Часть текста: без агинских рисунков к «Мертвым душам», без галлереи гоголевских типов Боклевского, без иллюстраций на гоголевские темы художников-передвижников, без замечательного цикла рисунков к «Мертвым душам» Петра Соколова. Многое останется непонятным в творческой биографии таких художников, как Репин, Крамской, В. Маковский, если не учитывать их глубокого интереса к Гоголю и его творениям. Гоголь — один из любимейших писателей советских художников-иллюстраторов. Достаточно вспомнить иллюстрации Кукрыниксов к «Мертвым душам», «Шинели» и «Портрету», А. М. Лаптева — к «Мертвым душам», Е. А. Кибрика — к «Тарасу Бульбе». Иллюстрируя гоголевские произведения, советские художники творчески используют лучшие традиции русского искусства. Систематизация и исследование богатейшего изобразительного материала, связанного с гоголевскими произведениями, начались уже давно 1 . Однако многое в этой области остается еще не изученным, даже еще не найденным, многое стало известно только в недавнее время. Так, всего лишь несколько лет назад был обнаружен и частично опубликован основной цикл иллюстраций Петра Соколова к «Мертвым душам». Из числа доселе не найденных материалов отметим современные Гоголю иллюстрации к «Ревизору» К. И. Рабуса (1799—1857), экспонировавшиеся в 1902 г. на...
5. Замыслова Е. Е.: "Чужое" глазами Гоголя - по страницам поэмы "Мертвые души" и переписки
Входимость: 4. Размер: 16кб.
Часть текста: Но одно дело любовь к Европе, и совсем другое — подражание ей. Последнее для Гоголя было неприемлемо. Он четко противопоставлял «свое» и «чужое», как сегодня принято говорить, концепты, связанные с самосознанием этноса и его стереотипом поведения 1 . Поскольку данная оппозиция актуальна и в наше время, о чем свидетельствуют современная публицистика, особый интерес представляет отношение Гоголя к «чужому», прежде всего к Западу. Как точно заметил В. А. Воропаев, в поэме «Мертвые души» отчетливо ощутим принцип противопоставления «свое — чужое» 2 . Причем особо подчеркивается, насколько западные нововведения дурно влияют на русский народ. Так, помещик Василий Платонов из второго тома «Мертвых душ» утверждает, что «русский человек покуда хорош и расторопен и не лентяй, покуда он ходит в рубашке и зипуне; но, что, как только заберется в немецкий сюртук, станет вдруг неуклюж и нерасторопен, и лентяй, и рубашку не переменяет, и в баню перестает вовсе ходить, и спит в сюртуке, и заведутся у него под сюртуком немецким и клопы, и блох несчетное множество» 3 . Свое мнение по поводу западного...
6. Аксаков C.Т. - История моего знакомства с Гоголем. (Страница 5)
Входимость: 4. Размер: 67кб.
Часть текста: года. "Я получил письмо от маменьки. Дела ее устроились; на этот год по крайней мере она обеспечена. В письме (которое вы без сомнения уже получили от меня чрез Хомякова) я забыл спросить вас, получили ли вы письмо, в котором я просил вас о постановке "Ревизора". В нем было вложено письмецо к Ольге Семеновне и Конст. Сергеевичу; получили <ли> они эти письма и отчего никто из них не отвечал ниже двумя строчками? Что касается до Щепкина, то его просто следует выбранить. Я писал два письма к нему. Я не сержусь на него, если уже у него такой обычай, чтобы не отвечать на письма. Но он должен по крайней мере сказать вам, чтоб вы уведомили меня, что письма точно получены, чтобы я не думал по крайней мере, что пропадают они. Подумайте сами, чего не могло притти в мою голову, когда во время самое трудное для меня и такое время, когда ожидал более всего писем отовсюду, решительно отовсюду, и в это время все будто сговорились и бросили меня на три месяца самого тягостного состояния. Не забывайте меня, бесценный друг. Вы уже знаете из письма, которое получили от Хомякова, как нужно писать ко мне. Да хранит вас бог всех в ненарушимой святости души и здоровья. Адресуйте в Гастейн (в Тироле), poste restante". Я не помню, чтоб когда-нибудь получил письмо...
7. Гоголь в русской критике (сборник). Тургенев И. С.: Из писем И. С. Тургенева
Входимость: 3. Размер: 7кб.
Часть текста: чувствовать. Самые проницательные умы из иностранцев, как, например, Мериме, видели в Гоголе только юмориста на английский манер. Его историческое значение совершенно ускользает от них. Повторяю, надо быть русским, чтобы понимать, кого мы лишились… Тургенев И. С. – Феоктистову Е. М., 26 февраля 1852 2 26 февраля 1852 г. Вторник. [С. -Петербург] Вы не можете себе представить, друзья мои, как я вам благодарен за сообщение подробностей о смерти Гоголя, – я уже писал об этом Боткину. Я перечитываю каждую строку с какой-то мучительной жадностью и ужасом, – я чувствую, что в этой смерти этого человека кроется более, чем кажется с первого взгляда, и мне хочется проникнуть в эту грозную и горестную тайну. Меня это глубоко поразило, так глубоко, что я не помню подобного впечатления. Притом я был подготовлен другими обстоятельствами, которые вы, вероятно, скоро узнаете, если уже не узнали. Тяжело, Феоктистов, тяжело, и мрачно, и душно. Мне, право, кажется, что какие-то темные волны без плеска сомкнулись над моей головой, – и иду я на дно, застывая и немея. Но об этом когда-нибудь при личном свидании… А оно будет довольно скоро, если ничего не случится, – около 10 апреля я в Москве, на Фоминой неделе. 3 Вы мне пишете о статье, которую я должен написать в «Современник», – не знаю, удастся ли мне… В этом случае нельзя сесть и писать не обдумавши, – надо попасть в тон, а уже думать о необходимости попасть в тон, когда говоришь о смерти Гоголя, тяжело и жестоко. Я рад, что его хоронили в университетской церкви, и действительно нахожу вас счастливыми, что удостоились нести...
8. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава шестая. Творчество К. Ф. Рылеева (1795-1826)
Входимость: 3. Размер: 47кб.
Часть текста: и перешлю ему все свои замечания. Ради Христа! чтоб, он писал, да более, более!" 1 . Несомненно, это самая высокая и самая компетентная оценка творческого дарования Рылеева. И Пушкин не однажды выражал свое мнение о Рылееве как большом поэте. Следя из Михайловского за развитием современной русской литературы, Пушкин отметил, что на русском Парнасе происходит смена министерства, что старые авторитеты, такие как Жуковский и Батюшков, уступают место новым, свежим и крепким дарованиям. Среди них первое место он отводил Рылееву и в шутку прочил ему пост министра 2 . Рылеев - самое крупное дарование среди писателей-декабристов, ярчайший выразитель основных идей и образов революционного романтизма декабристов. В нем слились революционер и поэт, жизнь и творческое дело, политическая борьба и поэзия. Он пример того, как плодотворно влияние революционной идеологии на поэтический талант и как важно влияние поэтического слова в революционном деле. Жизнь и борьба Рылеева Кондратий Федорович Рылеев прожил всего тридцать лет. Он родился 18 сентября 1795 года в поместье отца, небогатого русского помещика, - в селе Батово бывшей Петербургской губернии. Образование и воспитание получил в кадетском корпусе в Петербурге (1801-1814), где директором был генерал-майор Клингер, известный немецкий поэт периода "бури и натиска", сподвижник молодого Гёте, сменивший свою романтическую музу на генеральский мундир и "палочную педагогику". Мальчик Рылеев не раз подвергался клингеровским "палочным внушениям". В корпусе им написана шуточная поэма...
9. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел третий. Глава третья. Создание реалистической комедии. А. С. Грибоедов (1794-1829)
Входимость: 2. Размер: 47кб.
Часть текста: появилась под конец царствования Александра I,- говорит Герцен. - Своим смехом она связывала самую блестящую эпоху тогдашней России, эпоху надежд и возвышенной юности, с темными и безмолвными временами Николая" 1 . Раннее творчество Грибоедова Склонности к литературному творчеству проявились у Грибоедова еще в студенческие годы. Он писал стихотворные сатиры и эпиграммы, а в l810 году, как сообщается в воспоминаниях о писателе, им была написана пародия на знаменитого "Дмитрия Донского" Озерова под названием "Дмитрий Дрянской" (из университетской жизни). В начале 1812 года у него были отрывки из комедии, содержание которой не дошло до нас даже в пересказах современников. Вообще ничего из самых ранних опытов писателя не сохранилось. Первая работа драматурга опубликована им в 1815 году (написана за год перед тем). Это комедия "Молодые супруги" - переделка комедии "Семейная тайна" (1809) французского драматурга Крезе де Лассера. За нею последовала "Притворная неверность" - вольный перевод одноактной французской комедии. Два явления в ней (XII и XIII) переведены другом Грибоедова А. А. Жандром. Обе пьесы шли и в Петербургском и в Московском театре. Гораздо живее и эстетически значительнее сцены, написанные Грибоедовым для комедии А. А. Шаховского "Своя семья, или замужняя невеста" (1817). Они были отдельно напечатаны автором в журнале "Сын отечества" в конце 1817 года (1, 4 и 5 явления второго акта комедии Шаховского). В этих сценах Варвара Саввишна и Мавра Саввишна, тетки героя комедии, говорят на прекрасном русском, грубоватом и интонационно богатом языке. В том же 1817 году в соавторстве с П. А. Катениным Грибоедов написал сатирическую...
10. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел шестой. Теория реализма. Основоположник революционно-демократической критики и эстетики В. Г. Белинский (1811-1848)
Входимость: 2. Размер: 70кб.
Часть текста: затворником" в Михайловском, прочитав свежий выпуск альманаха "Полярная звезда", написал возражение на статью А. Бестужева "Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начала 1825 годов". Вернее, не на всю статью, а на одно из ее положений. Бестужев утверждал, что в России "есть критика и нет литературы". "У нас есть критика? - спрашивал в своем "Возражении" поэт. - Где же она?... Что мы разобрали? Чьи литературные мнения сделались народными, на чьи критики можем мы сослаться, опереться?" 1 . Пушкин хорошо знал все достижения русской критики и критиков. Вяземский защищал его собственные романтические поэмы. Ив. Киреевский дельно высказался о "Евгении Онегине". Привлекли внимание Пушкина и статьи Веневитинова. С Полевым и Надеждиным приходилось временно сотрудничать, несмотря на различие взглядов. И при всем том Пушкин не видел настоящей критики, способной руководить общественным мнением. Он мечтал о такой критике, подготовлял ее своими собственными статьями, побуждал Гоголя выступать с анализом современной журналистики, убеждал писателей, чтобы они "взяли на себя труд управлять общим мнением", намечал в своих заметках и набросках важнейшие задачи научной критики. Пушкин почувствовал настоятельную потребность для дальнейшего развития русской литературы авторитетной, принципиальной критики. Переворот в литературе, который совершал поэт своим творчеством и...