Поиск по творчеству и критике
Cлово "1939"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. С.Машинский - Предисловие (Гоголь в воспоминаниях современников)
Входимость: 4. Размер: 89кб.
2. Алексеев М. П.: Томас Мур и русские писатели XIX века
Входимость: 3. Размер: 132кб.
3. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава вторая. Прогрессивный романтизм в поэзии и его эволюция
Входимость: 2. Размер: 55кб.
4. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Часть вторая. Глава третья
Входимость: 2. Размер: 56кб.
5. Ходасевич В. Ф.: Памяти Гоголя
Входимость: 2. Размер: 18кб.
6. Виноградов В. В.: Язык Гоголя. Примечания
Входимость: 2. Размер: 60кб.
7. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел четвертый. Глава третья. Реалистический период творчества Пушкина
Входимость: 1. Размер: 124кб.
8. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 2. "Вечера на хуторе близ Диканьки". Часть 2
Входимость: 1. Размер: 34кб.
9. Григорьев А. А.: Гоголь и его последняя книга
Входимость: 1. Размер: 58кб.
10. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Своеобразие художественного построения "Евгения Онегина". Принцип противоречий
Входимость: 1. Размер: 53кб.
11. Кузовкина Т.: Функция булгаринского подтекста в произведениях Гоголя 1842 года
Входимость: 1. Размер: 44кб.
12. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Часть вторая. Глава седьмая
Входимость: 1. Размер: 80кб.
13. Белинский В. Г.: Русский театр в Петербурге
Входимость: 1. Размер: 13кб.
14. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Часть вторая. Глава пятая
Входимость: 1. Размер: 40кб.
15. Тынянов Ю. Н.: Достоевский и Гоголь - к теории пародии
Входимость: 1. Размер: 125кб.
16. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 3. "Живые характеры". Часть 3
Входимость: 1. Размер: 18кб.
17. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 3. "Миргород". Часть 1
Входимость: 1. Размер: 34кб.
18. Джулиани Р.: Историософские взгляды Гоголя и Шевырева. О "народе сильном, непочатом"
Входимость: 1. Размер: 30кб.
19. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 4. Декаденты, революционеры и душевное здоровье нации
Входимость: 1. Размер: 93кб.
20. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Введение
Входимость: 1. Размер: 12кб.
21. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Заключение
Входимость: 1. Размер: 61кб.
22. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 4. Повести. Часть 3
Входимость: 1. Размер: 45кб.
23. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 7. Последнее десятилетие. Вторая часть "Мертвых душ". Часть 1
Входимость: 1. Размер: 37кб.
24. Гоголь в русской критике (сборник). Поляков М. Я.: Гоголь в оценке русской критики. Страница 5
Входимость: 1. Размер: 30кб.
25. Падерина Е. Г.: Пушкинский мотив в заграничных письмах Гоголя 1836 — 1842 годов
Входимость: 1. Размер: 32кб.
26. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава седьмая. Духовная драма. Часть 1
Входимость: 1. Размер: 22кб.
27. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Декабрист в повседневной жизни
Входимость: 1. Размер: 139кб.
28. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (История русской литературы в 10 томах. - 1955 г.)
Входимость: 1. Размер: 19кб.
29. Смирнова Е. А.: Поэма Гоголя "Мертвые души". Глава четвертая. Дальнейшее развитие замысла
Входимость: 1. Размер: 130кб.
30. Белинский В. Г.: Арабески... Н. Гоголя... Миргород... Н. Гоголя...
Входимость: 1. Размер: 10кб.
31. Гозенпуд А.: Гоголь в музыке
Входимость: 1. Размер: 102кб.
32. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (История русской литературы в 10 томах. - 1955 г.). Глава 14
Входимость: 1. Размер: 23кб.
33. Зеньковский В.: Н. В. Гоголь. Часть III. Гоголь как человек. Глава I
Входимость: 1. Размер: 20кб.
34. Гоголь Н. В. - Гоголь Е. В., 9 мая 1840 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
35. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Чудаков А. П.: Ранние работы В. В. Виноградова о поэтике русской литературы
Входимость: 1. Размер: 75кб.
36. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Типологическая характеристика реализма позднего Пушкина
Входимость: 1. Размер: 102кб.
37. Спасский Николай: Проклятие Гоголя. Глава 2
Входимость: 1. Размер: 31кб.
38. Вересаев В.: Гоголь в жизни. IV. Профессура
Входимость: 1. Размер: 85кб.
39. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава IV. "Ревизор". Часть 4
Входимость: 1. Размер: 52кб.
40. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава III. Петербургские повести. Часть 1
Входимость: 1. Размер: 77кб.
41. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 3. "Живые характеры". Часть 2
Входимость: 1. Размер: 51кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. С.Машинский - Предисловие (Гоголь в воспоминаниях современников)
Входимость: 4. Размер: 89кб.
Часть текста: - И. С. Тургенева, П. В. Анненкова, С. Т. Аксакова. Из других материалов перепечатывались в разное время лишь незначительные отрывки (например, в сб. "Гоголь в рассказах современников", под ред. Вл. Львова, М. 1909, и книге, сост. В. В. Каллашом "Н. В. Гоголь в воспоминаниях современников и переписке", вышедшей двумя изданиями: М. 1909 и М. 1924). Свидетельства современников были широко использованы в известных книгах В. В. Гиппиуса ("Н. В. Гоголь в письмах и воспоминаниях", М. 1931) и В. В. Вересаева ("Гоголь в жизни", М.-Л. 1933). Однако "монтажный" принцип, положенный в основу этих изданий, лишал читателя возможности цельного восприятия мемуарных документов. Отрывки из них играли здесь лишь чисто иллюстративную роль в освещении тога или иного периода биографии Гоголя. Что касается книги Вересаева, то ее порочность определялась прежде всего совершенно некритическим отношением составителя к мемуарным источникам. В. В. Вересаев воспроизводил без каких бы то ни было комментариев противоречивые, а порой и взаимно исключающие друг друга свидетельства. Настоящее издание является наиболее полным, хотя далеко не исчерпывающим, сводом мемуарных материалов о Гоголе. В отборе этих материалов мы руководствовались желанием дать советскому читателю лишь самое ценное и важное, что помогло бы воссоздать живой облик великого русского писателя. В книгу не включены воспоминания, содержание которых основано на малозначительных или сомнительной достоверности фактах (И. Г. Кулжинского. В. Н. Репниной, А. С. Стурдзы, И. Ф. Золотарева и др.). Некоторые мемуары (С. В. Скалон, И. К. Айвазовского, К. С. Аксакова, Д. К. Малиновского и др.), не вошедшие по тем или иным причинам в книгу, но содержащие интересные свидетельства о Гоголе, используются в комментариях. Ряд воспоминаний...
2. Алексеев М. П.: Томас Мур и русские писатели XIX века
Входимость: 3. Размер: 132кб.
Часть текста: Грибоедова, Пушкина, В. К. Кюхельбекера, И. И. Козлова, Гоголя, А. С. Хомякова, А. И. Полежаева. -- Мур и А. И. Подолинский Возвратимся, однако, к Томасу Муру. В 1821 г., когда в "Сыне Отечества" была опубликована в стихотворном переводе Жуковского вторая вставная поэма из "Лаллы Рук" -- "Paradise and the Peri", о Муре сразу заговорили в нескольких русских журналах. В "Соревнователе просвещения" та же поэма появилась в русском прозаическом переводе К. П. Б. под более точным, чем у Жуковского, заглавием "Рай и пери (сочинение Томаса Мура)" 68 ; этот перевод был, однако, завершен до перевода Жуковского и выполнен независимо от него. Это полный перевод указанной поэмы Мура, сохраняющий также многие прозаические примечания английского поэта, тогда как при переводе Жуковского они большею частью опущены. Хотя при переводе К. П. Б. указано, что он сделан "с английского", в этом можно усомниться, принимая во внимание допущенную здесь кое-где транскрипцию собственных имен, явно следующую за французской орфоэпией: Жак-сон (Jackson), Иннистан...
3. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава вторая. Прогрессивный романтизм в поэзии и его эволюция
Входимость: 2. Размер: 55кб.
Часть текста: многие из его современников, получившие признание еще до восстания декабристов: П. А. Вяземский, Н. М. Языков, А. А. Дельвиг, Е. А. Баратынский. Каждый из них испытал на себе огромное влияние Пушкина; признавая его первенство, каждый стремился вместе с тем сказать свое слово. Но в молодости никто из них не поднялся до пушкинского революционного романтизма, а в зрелые годы, когда Пушкин создавал основы художественного реализма, все они остались на романтических позициях. Торжество реакции, распространение в обществе уныния, страха перед неизвестностью, глубокого разочарования и мистики, было объективной почвой, на которой оживали различные формы романтизма. Ближайшее поэтическое окружение Пушкина и поэты, согретые его вниманием в страшное николаевское время, остались верными романтизму, сочетавшему прогрессивные черты с элегической бесперспективностью и отсталыми политическими взглядами. Петр Андреевич Вяземский (1792-1878) "Звезда разрозненной плеяды", как называл его Баратынский, князь Вяземский начал свое творчество шестью годами раньше Пушкина, но занимался поэзией преимущественно как приятным развлечением. Он много острил над классицистами, сыпал эпиграммами, веселыми песенками, объяснялся с друзьями, умудряясь даже литературно-критические замечания втискивать в ямбы, сочинял альбомные стихи. Пробовал свои силы и в басне. Был активным членом "Арзамаса" под кличкой Асмодей. Общественный подъем в связи с подготовкой вооруженного восстания оказал сильное влияние на Вяземского, его творчество приобрело политическое направление. В 1818 году, участвуя в...
4. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Часть вторая. Глава третья
Входимость: 2. Размер: 56кб.
Часть текста: Тягостные переживания Гоголя. Его встречи с Белинским в Петербурге. Значение гоголевского творчества в преодолении идейных заблуждений Белинского в 1840 г. Гоголь в Москве в кругу Аксаковых, Киреевских, Хомякова, Погодина, Шевырева. Взгляды славянофилов как система воззрений. Встречи Гоголя с Лермонтовым, его отношение к творчеству Лермонтова. Вторичный отъезд за границу. Неудавшаяся попытка написать запорожскую историческую трагедию. Создание второй редакции "Тараса Бульбы". Реакционные тенденции шовинизма и монархизма в ней. "Рим" как итог раздумий Гоголя над судьбами Запада, как первое выражение назревающего в Гоголе идейного кризиса. Пророческий, выспренний тон, экзальтация как проявления внутренней борьбы, душевного смятения Гоголя. Поездка в Россию с готовой рукописью "Мертвых душ". 1 С. Т. Аксаков в своих воспоминаниях рассказывает о том впечатлении, которое произвел Гоголь на своих друзей при встрече после трехлетней разлуки: "Наружность Гоголя так переменилась, что его можно было не узнать: следов не было прежнего, гладковыбритого и обстриженного (кроме хохла) франтика в модном фраке! Прекрасные белокурые густые волосы лежали у него почти по плечам; красивые усы, эспаньолка довершали...
5. Ходасевич В. Ф.: Памяти Гоголя
Входимость: 2. Размер: 18кб.
Часть текста: Стиль, следственно, можно определить как результат взаимодействия приемов изобразительных с приемами языковыми. Потому так трудно и шатко всякое исследование стиля. Мы сознаем неотложную важность таких исследований и торопимся к ним приступить, не имея достаточно установленных и разработанных методов. Самая разработка этих методов находится еще в зачаточном состоянии. Кое-что мы, однако, уже умеем различать и оценивать, хотя надо сознаться, что интуиция здесь играет слишком большую роль. С другой стороны, несомненно, что в оценке эстетических явлений вовсе без интуиции обойтись нельзя. Дело все в том, чтобы и самой интуиции поставить пределы, определив ее законные права и отмежевав области, ей неподсудные. Как бы то ни было, мы можем априорно разделить приемы на хорошие и дурные, правые и ложные. Обилие ложных приемов создаст ложное, упадочное искусство, в известном пределе перестающее быть искусством вообще. Приемы правые многообразны. Не изменяя своей сущности, они различествуют в своей внутренней структуре....
6. Виноградов В. В.: Язык Гоголя. Примечания
Входимость: 2. Размер: 60кб.
Часть текста: «Нос» (1921). Эта и две последующие статьи о Гоголе вошли в его книгу «Эволюция русского натурализма» (1929), историко-литературным центром которой безусловно является Гоголь; ему посвящены и две самостоятельные книги — «Гоголь и натуральная школа» (1925) и «Этюды о стиле Гоголя» (1926). Существенное место занимает этот писатель и в тогдашних теоретических работах Виноградова, посвященных сказу и теории поэтической речи. В конце 20-х годов им задумывалось еще несколько больших работ: о связях Гоголя с французскими романтиками, Вальтер Скоттом, «романтически-ужасным жанром» (последние две должны были составить 2-й и 3-й выпуски «Этюдов о стиле Гоголя»), об образе автора у Гоголя (см. II, 481). Работа над Гоголем в это время связывалась у Виноградова с деятельностью группы по изучению литературных стилей 30—40-х годов при Государственном институте истории искусств, которою он руководил. Эта группа, как писалось в одном из отчетов, «сосредоточила свое внимание на изучении стиля Гоголя. В результате работы группы составился сборник трудов ее участников, приготовленный к...
7. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел четвертый. Глава третья. Реалистический период творчества Пушкина
Входимость: 1. Размер: 124кб.
Часть текста: от трагических коллизий, изображенных в драматических сценах романтических поэм, к высокой трагедии, отражающей драматические периоды исторической жизни народа, совершался не только под влиянием идейного фактора, но также под влиянием условий и обстоятельств жизни поэта. Новая гроза, разразившаяся над его головой летом 1824 года, приведшая к Михайловскому затворничеству, поставила Пушкина лицом к лицу с русской действительностью, с деревенской Россией. Это был уже не автор "Деревни", юноша, пылающий политическими страстями, негодующий и уверенный в скором восходе на русском небосклоне "звезды пленительного счастья". Теперь это был зрелый поэт, охлажденный суровым опытом. Мысль поэта-изгнанника, пережившего веру в преобразования по "манию царя" и в успех самоотверженных "сеятелей", устремилась в глубь жизни, в сущность человеческих характеров и народных судеб. Богатырским напряжением духовных сил Пушкин не дал деревенской глуши сломить себя, на что, несомненно, рассчитывало царское самодержавие, насильственно разрывая его связи с культурой, с идейным и социальным движением современности. Принудительную близость с глухой деревенской Русью он превратил в идейную близость с нею, с народом русским, и это дало ему возможность подняться идейно и творчески гораздо выше современников и стать "уже воспитателем будущих поколений" (Белинский)....
8. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 2. "Вечера на хуторе близ Диканьки". Часть 2
Входимость: 1. Размер: 34кб.
Часть текста: народе. В. Кюхельбекер в статье «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» (1824) писал: «… нравы отечественные, летописи, песни и сказания народные – лучшие, чистейшие, вернейшие источники для нашей словесности». [67] На значение народного творчества, и прежде всего песен как плодотворного источника для писателей, указывал М. Максимович в предисловии к первому изданию «Малороссийских песен» (1827), хорошо знакомому Гоголю: «Наступило, кажется, то время, когда познают истинную цену народности ; начинает сбываться желание – да создастся поэзия истинно Русская!» М. Максимович подчеркивает обращение лучших русских поэтов к народному творчеству, видя особенно полное выражение народного начала в песнях, в которых «звучит душа, движимая чувством, – где отсвечивается фантазия народная». [68] В своих заметках 1826 года Пушкин, откликаясь на споры о народности, указывает, что «Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или...
9. Григорьев А. А.: Гоголь и его последняя книга
Входимость: 1. Размер: 58кб.
Часть текста: 3 , хотя, собственно говоря, в этом предисловии нет ничего такого, что не было прежде сказано поэтом, на что по крайней мере не было сделано им намека. Партия, встретившая неприязненно предисловие к "Мертвым душам", может быть, не заметила, что она противоречит самой себе и более еще противоречит современному значению искусства, которое, сошло с своих прежних ходуль, совлеклось с туманного нимба, существует для всех и каждого, дает в себе часть всем и каждому. То время, когда поэт мог сказать себе: "Ты царь -- живи один!" 4 , уже прошло -- не знаем, ко вреду ли искусства, но, во всяком случае, не ко вреду общественного развития. Повторяем опять, что же тут мудреного, что поэт, который хочет создать народную эпопею, прислушивается к голосу народа?.. Неприязненность встречи предисловия ко второму изданию "Мертвых душ" объясняется только последнею книгою Гоголя, о которой давно уже ходили темные слухи в обществе 5 . Партия, складывавшая для Гоголя пьедестал из бренных остатков всей прошедшей литературы, до тех пор только поклонялась своему кумиру, пока не видела -- или, лучше сказать, могла еще не видеть -- слишком яркого различия его образа мышления от ее образа мышления, ибо, в настоящую минуту, говоря словами этой странной книги Гоголя: "уже умные люди начинают говорить, хоть противу собственного убеждения, из-за того только, чтобы не уступить...
10. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Своеобразие художественного построения "Евгения Онегина". Принцип противоречий
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: 17 д<ней>» 1 . Знакомство современников с текстом «Евгения Онегина» также растянулось на многие годы. Первую главу читатели, не имевшие возможности познакомиться с ней в рукописи, увидели в 1825 г., в середине февраля 2 . После этого остальные главы стали появляться с интервалом приблизительно в год: в октябре 1826 г. — вторая, в октябре 1827 г. — третья. В начале 1828 г. вышли сразу две главы: четвертая и пятая, а в марте того же года — шестая. Затем наступил перерыв в два года, и седьмую главу читатель получил лишь в марте 1830 г. Восьмая появилась в январе 1832 г Наконец, в двадцатых числах марта 1833 г. «Евгений Онегин» вышел отдельным изданием, собравшим воедино публиковавшиеся на протяжении ряда лет тексты. И публикация текста частями, и то, что по ходу создания романа менялся автор, менялся читатель, менялась эпоха, были в значительной мере обстоятельствами, внешними по отношению к первоначальному замыслу Пушкина. Определенные особенности романа сложились стихийно и только впоследствии были осмыслены поэтом как сознательный принцип. Однако очень скоро то, что порой появлялось случайно, сделалось осознанной конструктивной идеей....