Поиск по творчеству и критике
Cлово "1934"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Библиография
Входимость: 9. Размер: 75кб.
2. Виноградов И. А.: Повесть Н. В. Гоголя "Вий" - Из истории интерпретаций
Входимость: 9. Размер: 46кб.
3. Виноградов В. В.: Язык Гоголя. Примечания
Входимость: 7. Размер: 60кб.
4. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 6. Гений в психоневрологическом диспансере
Входимость: 7. Размер: 65кб.
5. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава шестая. Творчество К. Ф. Рылеева (1795-1826)
Входимость: 7. Размер: 47кб.
6. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава вторая. Прогрессивный романтизм в поэзии и его эволюция
Входимость: 6. Размер: 55кб.
7. Данилов С. С.: Гоголь в инсценировках
Входимость: 5. Размер: 103кб.
8. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел первый. Глава вторая. Поиски новых путей литературного творчества
Входимость: 4. Размер: 47кб.
9. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Введение
Входимость: 3. Размер: 12кб.
10. Мильдон В. И.: Россия в изгнании о России Гоголя
Входимость: 3. Размер: 16кб.
11. Алексеев М. П.: Томас Мур и русские писатели XIX века
Входимость: 3. Размер: 132кб.
12. Манн Ю. В.: Гоголь Н. (Краткая литературная энциклопедия. - 1964 г.)
Входимость: 3. Размер: 31кб.
13. Десницкий В. А.: Задачи изучения жизни и творчества Гоголя.
Входимость: 3. Размер: 83кб.
14. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава первая. Борьба прогрессивных сил общества за новый путь развития русской литературы
Входимость: 2. Размер: 45кб.
15. Ходасевич В. Ф.: Памяти Гоголя
Входимость: 2. Размер: 18кб.
16. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава восьмая. Вокруг наследия Гоголя. Часть 5
Входимость: 2. Размер: 54кб.
17. Барбе д'Оревильи: Николай Гоголь
Входимость: 2. Размер: 81кб.
18. Назаревский А. А.: Из архива Головни
Входимость: 2. Размер: 125кб.
19. Манн Ю. В.: Гоголь Н. В. (Русские писатели. - 1989 г.)
Входимость: 2. Размер: 71кб.
20. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 4. "Тайна смеха". Часть 2
Входимость: 2. Размер: 32кб.
21. Смирнова Е. А.: Поэма Гоголя "Мертвые души"
Входимость: 2. Размер: 7кб.
22. С.Машинский - Предисловие (Гоголь в воспоминаниях современников)
Входимость: 2. Размер: 89кб.
23. Боратынская Н. Л. - Путятам С. Л. и Н. В. , 13 апреля 1843 г.
Входимость: 2. Размер: 14кб.
24. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 5. Здоровье и болезнь Пушкина
Входимость: 2. Размер: 41кб.
25. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Декабрист в повседневной жизни
Входимость: 2. Размер: 139кб.
26. А. Воронский. Гоголь. Важнейшие источники и пособия
Входимость: 2. Размер: 3кб.
27. Гоголь Н. В. - Аксакову С. Т., 7 мая 1849 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
28. Гоголь Н. В. - Щепкину М. С., 10 мая 1836 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
29. Коростин А., Стернин Г.: Герои Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века
Входимость: 1. Размер: 165кб.
30. Гоголь в русской критике (сборник). Примечания
Входимость: 1. Размер: 8кб.
31. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Пушкин. Своеобразие художественного построения "Евгения Онегина". Литература и "литературность" в "Евгении Онегине"
Входимость: 1. Размер: 33кб.
32. Гозенпуд А.: Гоголь в музыке
Входимость: 1. Размер: 102кб.
33. Гоголь Н. В. - Погодину М. П., 18 января 1836 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
34. Рисунки Гоголя
Входимость: 1. Размер: 7кб.
35. Машковцев Н. Г.: История портрета Гоголя
Входимость: 1. Размер: 41кб.
36. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Эволюция русского натурализма. Гоголь и Достоевский. Школа сентиментального натурализма
Входимость: 1. Размер: 176кб.
37. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 3. Толстой и зарождение психотерапии в России
Входимость: 1. Размер: 132кб.
38. Григорьев А. А.: Гоголь и его последняя книга
Входимость: 1. Размер: 58кб.
39. Гоголь Н. В. - Смирновой А. О., 15 февраля н. ст. 1844 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
40. Гоголь Н. В. - Гоголь А. В. и Е. В., 17 июля (н. ст.) 1836 г.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
41. Выбранные места из переписки с друзьями.
Входимость: 1. Размер: 42кб.
42. Рулин П. И.: "Женитьба"
Входимость: 1. Размер: 104кб.
43. Гоголь Н. В. - Аксакову С. Т., 15 мая 1836 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
44. Лотман Ю.: В школе поэтического слова - Пушкин. Лермонтов. Гоголь. Гоголь. Пушкин и "Повесть о капитане Копейкине". К истории замысла и композиции "Мертвых душ"
Входимость: 1. Размер: 51кб.
45. Тынянов Ю. Н.: Достоевский и Гоголь - к теории пародии
Входимость: 1. Размер: 125кб.
46. Вересаев В.: Гоголь в жизни. Манн Юрий: "Совершенно как живой"
Входимость: 1. Размер: 16кб.
47. Постановление СПб. цензурного комитета о "Коляске"
Входимость: 1. Размер: 7кб.
48. Гоголь Н. В. - Шевыреву С. П., 10 сентября (н. ст.) 1839 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
49. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Эволюция русского натурализма. Гоголь и Достоевский. К морфологии натурального стиля
Входимость: 1. Размер: 171кб.
50. Гоголь Н. В. - Аксакову К. С., первая половина февраля 1850 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Библиография
Входимость: 9. Размер: 75кб.
Часть текста: культурном фонде. Дело доктора медицины М. П. Полосина. Музей истории медицины Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. Фонд Архива Психиатрической клиники (ОФ 523/132). Фонд П. Б. Ганнушкина. Общественный музей Преображенской больницы. Фонд 103. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2299. Н. Е. Осипов. On. 1. Ед. хр. 1. Л. 7 (Осипов Н. Е. Достоевский и психиатры); Ед. хр. 14. Л. 42 (Осипов Н. Е. Толстой и медицина); Ед. хр. 19. Л. 17–26 (Осипов Н. Е. Анализ романа гр. Л. Н. Толстого «Семейное счастье»); Ед. хр. 21. Л. 6, 9 (Осипов Н. Е. Анализ повести гр. Л. Н. Толстого «Детство»); Ед. хр. 26. Л. 14 (Осипов Н. Е. Новый подход к Достоевскому); Ед. хр. 42. JI. 40 (Письмо A. JI. Бёма Осипову); Ед. хр. 44. JI. 2 (Письмо М. О. Вульфа Н. Е. Осипову, 1927 г.); Ед. хр. 47. Л. 1 (Письмо Е. А. Ляцкого Н. Е. Осипову); Ед. хр. 88 (Письмо редактора журнала «Современные записки» В. А. Руднева М. П. Полосину, 21.10.1927). Центральный государственный архив истории и архитектуры г. Москвы (ЦГИАМ)....
2. Виноградов И. А.: Повесть Н. В. Гоголя "Вий" - Из истории интерпретаций
Входимость: 9. Размер: 46кб.
Часть текста: даже несколько странным, что ключи к пониманию идеологического контекста, который складывался вокруг наследия Гоголя на протяжении более чем полутора столетий, могут обнаруживаться в истолкованиях не только этих первостепенных творений, но в произведении хотя и не менее известном, однако, без сомнения, уступающем им по своей значимости — повести «Вий». Внимание читателей традиционно сосредотачивалось на двух сторонах содержания этой повести: фантастических видениях семинариста Хомы Брута в церкви и реалистическом описании бурсы. Об этих сторонах заговорил еще первый критик «Миргорода» С. П. Шевырев 1 . Позднее на эти же стороны обратил внимание В. Г. Белинский 2 . Последний, как известно, восторженно воспринял описание бурсы и образ разгульного «философа» Хомы: «Пусть судит всякий как хочет, а по мне так философ Хома стоит философа Сковороды!» 3 . Статья Белинского была опубликована в той же части журнала «Телескоп» 4 , где и статья А. Ф. Хиджеу «Григорий Варсава Сковорода» 5 . Сравнение Хомы Брута со Сковородой возникло не без влияния...
3. Виноградов В. В.: Язык Гоголя. Примечания
Входимость: 7. Размер: 60кб.
Часть текста: о стиле Гоголя» (1926). Существенное место занимает этот писатель и в тогдашних теоретических работах Виноградова, посвященных сказу и теории поэтической речи. В конце 20-х годов им задумывалось еще несколько больших работ: о связях Гоголя с французскими романтиками, Вальтер Скоттом, «романтически-ужасным жанром» (последние две должны были составить 2-й и 3-й выпуски «Этюдов о стиле Гоголя»), об образе автора у Гоголя (см. II, 481). Работа над Гоголем в это время связывалась у Виноградова с деятельностью группы по изучению литературных стилей 30—40-х годов при Государственном институте истории искусств, которою он руководил. Эта группа, как писалось в одном из отчетов, «сосредоточила свое внимание на изучении стиля Гоголя. В результате работы группы составился сборник трудов ее участников, приготовленный к печати». Сборник назывался «Гоголь и его эпоха». В перечне материалов значится и статья Виноградова «Гоголь и историческая действительность» (сборник не вышел). На рубеже 30-х годов предметом непосредственных занятий Виноградова стала история русского литературного языка; их результатом явилась книга «Очерки по истории...
4. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 6. Гений в психоневрологическом диспансере
Входимость: 7. Размер: 65кб.
Часть текста: 6. Гений в психоневрологическом диспансере Глава 6 Гений в психоневрологическом диспансере …Когда мещанская идеология загнала в тупик все эсте-тико-творческие порывы и инстинкты, когда искусство представляет из себя почти сплошное кликушество (в виде некоторых форм футуризма), назрел такой момент, когда с помощью вмешательства эскулапа должна быть создана эстетико-творческая медицина. Когда это будет сделано, тогда только возможно будет новое возрождение гениального творчества. Г. В. Сегалин 1 Послереволюционная Россия стала лабораторией, в которой опытным путем проверялись самые смелые из когда-либо существовавших утопий. Все затвердевшие формы социального мышления подвергались переплавке; дошло и до пересмотра человеческой природы. Мысль о создании Нового человека не придумана большевиками: идея обновления, возрождения, преображения человечества существовала в древних мифологиях и в мировых религиях. Но лишь в послереволюционной России эту идею задумали воплотить в массовом масштабе и с привлечением самого последнего арсенала науки и техники. Московский институт мозга, Центральный институт труда, Государственный институт психоанализа и другие были основаны с этой целью уже в самом начале 1920-х годов. Они возникли не как частные или чисто учебные учреждения, а как государственные организации с солидными штатами, масштабными планами и четкой целью — преобразования человека. Появление в этом ряду проекта еще одного института — гения или гениальности — не должно нас удивлять. Мысль о гении как о высшем достижении человечества, идеале и цели его развития была...
5. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава шестая. Творчество К. Ф. Рылеева (1795-1826)
Входимость: 7. Размер: 47кб.
Часть текста: Рылеева. И Пушкин не однажды выражал свое мнение о Рылееве как большом поэте. Следя из Михайловского за развитием современной русской литературы, Пушкин отметил, что на русском Парнасе происходит смена министерства, что старые авторитеты, такие как Жуковский и Батюшков, уступают место новым, свежим и крепким дарованиям. Среди них первое место он отводил Рылееву и в шутку прочил ему пост министра 2 . Рылеев - самое крупное дарование среди писателей-декабристов, ярчайший выразитель основных идей и образов революционного романтизма декабристов. В нем слились революционер и поэт, жизнь и творческое дело, политическая борьба и поэзия. Он пример того, как плодотворно влияние революционной идеологии на поэтический талант и как важно влияние поэтического слова в революционном деле. Жизнь и борьба Рылеева Кондратий Федорович Рылеев прожил всего тридцать лет. Он родился 18 сентября 1795 года в поместье отца, небогатого русского помещика, - в селе Батово бывшей Петербургской губернии. Образование и воспитание получил в кадетском корпусе в Петербурге (1801-1814), где директором был генерал-майор Клингер, известный немецкий поэт периода "бури и натиска", сподвижник молодого Гёте, сменивший свою романтическую музу на генеральский мундир и "палочную педагогику". Мальчик Рылеев не раз подвергался клингеровским "палочным внушениям". В корпусе им написана шуточная поэма "Кулакияда" и не сохранившаяся ода "Любовь к отечеству". В последние годы пребывания в корпусе Рылеев, много читавший, называвший...
6. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава вторая. Прогрессивный романтизм в поэзии и его эволюция
Входимость: 6. Размер: 55кб.
Часть текста: уныния, страха перед неизвестностью, глубокого разочарования и мистики, было объективной почвой, на которой оживали различные формы романтизма. Ближайшее поэтическое окружение Пушкина и поэты, согретые его вниманием в страшное николаевское время, остались верными романтизму, сочетавшему прогрессивные черты с элегической бесперспективностью и отсталыми политическими взглядами. Петр Андреевич Вяземский (1792-1878) "Звезда разрозненной плеяды", как называл его Баратынский, князь Вяземский начал свое творчество шестью годами раньше Пушкина, но занимался поэзией преимущественно как приятным развлечением. Он много острил над классицистами, сыпал эпиграммами, веселыми песенками, объяснялся с друзьями, умудряясь даже литературно-критические замечания втискивать в ямбы, сочинял альбомные стихи. Пробовал свои силы и в басне. Был активным членом "Арзамаса" под кличкой Асмодей. Общественный подъем в связи с подготовкой вооруженного восстания оказал сильное влияние на Вяземского, его творчество приобрело политическое направление. В 1818 году, участвуя в подготовке проекта конституции для России, Вяземский написал стихотворение "Петербург". В непомерно длинном стихотворении, написанном шестистопным ямбом с парной рифмой, столица России представлена как "чудесный, величавый" памятник дерзновенной мысли и воли Петра Великого. Вслед за тем поэт восхваляет "Минервы нашей двор", двор Екатерины, но считает, что не следует завидовать прошлому: "Наш век есть славы век, наш царь (Александр I) любовь Вселенной!" Провозгласив, однако, что самовластье - "народных бед творец", Вяземский выражает надежду на то, что царствующий император даст русским права граждан, "права на счастье". Разделив с современниками политические иллюзии, Вяземский с лучшими из них разделил и ...
7. Данилов С. С.: Гоголь в инсценировках
Входимость: 5. Размер: 103кб.
Часть текста: сцены вообще мало затронут изучением. В отношении Гоголя данный вопрос крайне осложнен специфическими свойствами его художественного мастерства. Эти свойства отметил еще П. А. Плетнев, когда в 1832 г. писал В. А. Жуковскому: „У Гоголя вертится на уме комедия. Не знаю, разродится ли он ею нынешней зимой, но я ожидаю в этом роде от него необыкновенного совершенства. В его сказках меня всегда поражали драматические места “. 1 Действительно, уже в украинских повестях Гоголя сказался гениальный драматург. Напряженным развитием действия, чисто сценическими ситуациями и блестящими диалогами отличается ряд эпических произведений Гоголя. И приспособление их для сцены происходило, поэтому, с минимальной затратой труда авторами инсценировок, а сплошь и рядом даже без всякой специальной литературной обработки гоголевского текста. В Ленинградской театральной библиотеке им. А. В. Луначарского сохранился цензурный экземпляр инсценировки „Майской ночи“, сделанной путем сокращения текста повести непосредственно в ее печатном издании. 2 Анонимный автор инсценировки не удосужился даже выписать диалоги повести. Не менее характерен другой пример. Не один любительский спектакль разыгрывал...
8. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел первый. Глава вторая. Поиски новых путей литературного творчества
Входимость: 4. Размер: 47кб.
Часть текста: году оно распалось под влиянием внутренних разногласий и житейских обстоятельств. Следовательно, его деятельность частью прошла еще в условиях политического террора Павла I, а большею частью - уже в короткий период "дней Александровых прекрасного начала". Участники разработали "Законы Дружеского литературного общества", в которых определялись цель, предмет и средства общества. Положено было, что будут разбираться критические переводы и сочинения на русском языке, обсуждаться полезные книги и собственные произведения. Выделены были задача овладения "теорией изящных искусств", т. е. эстетикой, и практическое стремление к выработке эстетического вкуса. Общество не было чуждо и морально-политических целей. Особенно подчеркивалась задача воспитания высокого чувства патриота-гражданина. Поэтому говорили и даже часто "о вольности, о рабстве". В речи о любви к отечеству Андрей Тургенев связывал идею патриотизма с идеей высокого человеческого достоинства: "Цари хотят, чтоб пред ними пресмыкались во прахе рабы; пусть же ползают пред ними льстецы с мертвою душою; здесь пред тобою стоят сыны твои!". Тот же Андрей Тургенев, самая светлая голова в обществе и, несомненно, личность, много обещавшая (он родился в 1784, умер - на двадцатом году, в 1803), выступал с критикой на два фронта. Как в Ломоносове, так и в Карамзине он видел важнейший недостаток - неумение изображать жизнь народа, слабое выражение национально-русского содержания. Андрей Тургенев обращал внимание слушателей на единственно верный источник самобытного национального художественного творчества. Этот источник - устная народная поэзия. "Теперь,- говорил он,- только в одних сказках и песнях находим мы остатки русской литературы, в сих-то драгоценных остатках, а особливо в песнях находим мы и чувствуем еще характер нашего народа" 1 . Андрей Тургенев первый высказал дерзкое...
9. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Введение
Входимость: 3. Размер: 12кб.
Часть текста: чувство и художественная одаренность русского народа. Созданные ею полотна национальной жизни занимают одно из первых мест среди вечно живых творений вдохновенного художественного гения человечества. На великом художественном опыте писателей-классиков учатся и совершенствуют свое мастерство советские писатели. Основоположник социалистического реализма, гениальный пролетарский писатель Максим Горький - непосредственный продолжатель лучших традиций литературы XIX века. Начиная с пушкинской "Деревни", проникнутой болью за поруганный народ и ожиданием того дня, когда можно будет увидеть "народ неугнетенный", писатели XIX века выступают как люди, душа которых, говоря словами Радищева, народными страданиями "уязвлена стала". Они изображают ужасы бесправного существования народа, возмущаются всевластием "дикого барства", открывают в народе источник великих сил разума, таланта, воли к творчеству и прогрессу, связывают с освобождением народа будущее России. Чем больше накапливалось в народе гнева и отчаянной решимости, чем организованнее становилась его борьба против поработителей, тем глубже вникала литература в психику и думы трудящихся, тем колоритнее и значительнее становились образы крестьян, сочувствующих им интеллигентов, затем рабочих и революционеров, тем настойчивее писатели показывали народ как силу, способную влить в Россию энергию обновления и стремительного движения вперед. Великая и...
10. Мильдон В. И.: Россия в изгнании о России Гоголя
Входимость: 3. Размер: 16кб.
Часть текста: Г. Адамович писал в 1934 г. : «Гоголя нельзя разрезать на части ради удобства и легкости истолкования. Если в развитии его не обнаруживаются закономерности, то это — вина критики, и, во всяком случае, это не дает критику права вводить в свое исследование прокрустовы методы». 1 Таких методов нет или почти нет в суждениях эмиграции о Гоголе. Сейчас уже перестали, похоже, оспаривать мысль, что традиции русской классической литературы, завоевавшие ей всемирное признание, продолжились в изгнании, а не на материке, не в советской литературе, всегда торжественно и пышно именовавшейся лучшей в мире. В 1932 г., отвечая на постановление Политбюро ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций», советские поэты (Н. Асеев, Э. Багрицкий, В. Инбер, С. Кирсанов, М. Светлов и др.) писали: «В то время, как советская поэзия занимает первое место в мировой поэзии...» 2 Выступая в августе 1934 г. на 1 Всесоюзном съезде советских писателей, Н. Бухарин слегка поправил поэтов: «Нам нужно иметь сейчас смелость и дерзание выставлять настоящие, мировые критерии для нашего искусства и поэтического творчества. Мы должны догнать и обогнать Европу и Америку по мастерству». 3 Ныне едва ли не вся эта литература признана — с досадой, разочарованием, горечью, но признана — не просто заблуждением, а глубоко провинциальной словесностью,...