Поиск по творчеству и критике
Cлово "1909"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Сперанский М.: Гоголь Н. В.(Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат) - старая орфография
Входимость: 19. Размер: 53кб.
2. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава восьмая. Вокруг наследия Гоголя. Часть 5
Входимость: 8. Размер: 54кб.
3. Н. Пиксанов. Николай Васильевич Гоголь ("Брокгауз и Эфрон", 1916)
Входимость: 8. Размер: 57кб.
4. Десницкий В. А.: Задачи изучения жизни и творчества Гоголя.
Входимость: 7. Размер: 83кб.
5. Гоголь в русской критике (сборник). Поляков М. Я.: Гоголь в оценке русской критики. Страница 5
Входимость: 6. Размер: 30кб.
6. Черневич М. Н.: Гоголь и гоголевские образы в сочинениях В. И. Ленина
Входимость: 6. Размер: 40кб.
7. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Библиография
Входимость: 5. Размер: 75кб.
8. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 1. Гоголь, моралисты и психиатры
Входимость: 4. Размер: 99кб.
9. Данилов С. С.: Гоголь в инсценировках
Входимость: 4. Размер: 103кб.
10. Гоголь в русской критике (сборник). Немирович-Данченко Вл.: Тайна сценического обаяния Гоголя
Входимость: 4. Размер: 15кб.
11. Назаревский А. А.: Из архива Головни
Входимость: 4. Размер: 125кб.
12. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 3. Толстой и зарождение психотерапии в России
Входимость: 4. Размер: 132кб.
13. Гиппиус В.: Гоголь. Список сокращений
Входимость: 4. Размер: 4кб.
14. Манн Ю. В.: Гоголь Н. (Краткая литературная энциклопедия. - 1964 г.)
Входимость: 4. Размер: 31кб.
15. А. Воронский. Гоголь. Важнейшие источники и пособия
Входимость: 3. Размер: 3кб.
16. Заметки по этнографии
Входимость: 3. Размер: 45кб.
17. Карташев В. С.: Два ботанических автографа Гоголя
Входимость: 3. Размер: 10кб.
18. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (История русской литературы в 10 томах. - 1955 г.). Глава 14
Входимость: 3. Размер: 23кб.
19. Клейменова Р. Н.: Создание памятника Н. В. Гоголю в Москве в 1909 г.
Входимость: 3. Размер: 15кб.
20. Степанов Н. Л.: Гоголь Н. В. (Большая советская энциклопедия. - 2-е изд. - 1952 г.)
Входимость: 3. Размер: 51кб.
21. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Заключение
Входимость: 3. Размер: 61кб.
22. Алексеев М. П.: Драма Гоголя из англо-саксонской истории
Входимость: 3. Размер: 114кб.
23. Нечкина М. В.: Гоголь у Ленина
Входимость: 3. Размер: 95кб.
24. С.Машинский - Предисловие (Гоголь в воспоминаниях современников)
Входимость: 3. Размер: 89кб.
25. Виноградов И. А.: Обретение жанра: Народная песня и "Тарас Бульба" Гоголя
Входимость: 3. Размер: 57кб.
26. Тайна исчезновения черепа Гоголя (Вариант 1)
Входимость: 2. Размер: 5кб.
27. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава первая. Борьба прогрессивных сил общества за новый путь развития русской литературы
Входимость: 2. Размер: 45кб.
28. Блок А. А.: Дитя Гоголя
Входимость: 2. Размер: 8кб.
29. Коростин А., Стернин Г.: Герои Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века
Входимость: 2. Размер: 165кб.
30. Десницкий В. А.: Задачи изучения жизни и творчества Гоголя. II. К изучению жизни и творчества Гоголя. Вопросы и замечания
Входимость: 2. Размер: 61кб.
31. История памятников Гоголю в Москве
Входимость: 2. Размер: 14кб.
32. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 2. "Течение и ход пьесы". Часть 3
Входимость: 2. Размер: 12кб.
33. Рулин П. И.: "Женитьба"
Входимость: 2. Размер: 104кб.
34. В.Я. Брюсов: Гипербола и фантастика у Гоголя
Входимость: 2. Размер: 30кб.
35. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава IV. "Ревизор". Часть 1
Входимость: 2. Размер: 34кб.
36. Вересаев В.: Гоголь в жизни. VII. В России
Входимость: 2. Размер: 127кб.
37. Гиппиус В.: Гоголь. I. Первые влияния и первая идиллия
Входимость: 2. Размер: 42кб.
38. Игорь Золотусский. Гоголь. Краткая библиография
Входимость: 2. Размер: 4кб.
39. Гоголь Н. В. - Гоголь Е. В., 6 апреля н. ст. 1847 г.
Входимость: 2. Размер: 9кб.
40. Дурылин С. Н.: "Дело" об имуществе Гоголя
Входимость: 2. Размер: 46кб.
41. Списки книг
Входимость: 2. Размер: 16кб.
42. Вересаев В.: Гоголь в жизни. Предисловие
Входимость: 2. Размер: 17кб.
43. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Гоголь и натуральная школа
Входимость: 2. Размер: 136кб.
44. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава II. "Миргород". Часть 3
Входимость: 2. Размер: 204кб.
45. Красильников С. А.: Источники собрания украинских песен Н. В. Гоголя
Входимость: 2. Размер: 153кб.
46. Документы о службе Гоголя в департаменте государственного хозяйства и публичных зданий
Входимость: 2. Размер: 25кб.
47. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 5. Драматургия. Часть 5
Входимость: 2. Размер: 95кб.
48. Даты жизни Гоголя, 1848—1852 гг.
Входимость: 2. Размер: 72кб.
49. Книга всякой всячины, или подручная энциклопедия. Примечания
Входимость: 1. Размер: 17кб.
50. Отрывки, наброски, планы
Входимость: 1. Размер: 31кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Сперанский М.: Гоголь Н. В.(Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат) - старая орфография
Входимость: 19. Размер: 53кб.
Часть текста: языке, свое яркое выраженiе особенно въ раннiй перiодъ его деятельности; оне отразились на содержанiи его раннихъ произведенiй перваго перiода и на своеобразномъ художественномъ стиле его речи, преимущественно того же перiода2). Время сложенiя мiросозерцанiя и писательской физiономiи Г. падаетъ на знаменательную эпоху возрожденiя малорусской литературы и народности (время вскоре после И. П. Котляревскаго); обстановка, созданная этимъ возрожденiемъ, оказала влiянiе и довольно сильное также на Г., какъ въ раннихъ его произведенiяхъ, такъ и позднее въ отдельныхъ взглядахъ въ зреломъ возрасте3). Воспитанiе Г. совершается на юге Россiи подъ перекрестнымъ влiянiемъ домашней обстановки и малорусской среды, съ одной стороны, и общерусской литературы въ ея отраженiи въ глухой, далекой отъ центровъ провинцiи — съ другой. Возрождающаяся малорусская литература несетъ на себе ясно выраженный интересъ къ народности, культивируетъ живой народный языкъ, бережливо, любовно и въ то же время энергично изучаетъ, вводитъ въ литературный оборотъ народный бытъ,...
2. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава восьмая. Вокруг наследия Гоголя. Часть 5
Входимость: 8. Размер: 54кб.
Часть текста: годах обострил, с одной стороны, интерес к прогрессивным традициям русской общественной мысли, а с другой – стремление у реакции их скомпрометировать, объявить эти традиции устаревшими, не соответствующими потребностям современной действительности. Естественно, что полемика вовлекла в свою орбиту и наследие многих писателей, творчество которых сыграло ту или иную роль в общественной жизни России. Среди них одно из первых мест принадлежало Гоголю. Его имя оказалось в самом, можно сказать, эпицентре идейно-литературных споров. Этому в немалой мере содействовало и внешнее обстоятельство – два больших гоголевских юбилея: в 1902 и в 1909 гг. В Петербурге, Москве, Киеве в ряде других городов пятидесятилетие со дня смерти и столетие со дня рождения писателя отмечались очень широко. Появилось много монографических книг, критических эссе и несметное количество публикаций в периодике. Кажется, дотоле ни один юбилей классика не вызывал еще такого шумного общественного резонанса, такого потока критических, причем – крайне противоречивых, откликов, как эти два юбилея Гоголя. Заметим, что в ту пору было опубликовано немало дельных,...
3. Н. Пиксанов. Николай Васильевич Гоголь ("Брокгауз и Эфрон", 1916)
Входимость: 8. Размер: 57кб.
Часть текста: отбросил ее, говоря, что ее поляки выдумали. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, умер, когда сыну было 15 лет; но полагают, что сценическая деятельность отца, который был человек веселого характера и замечательный рассказчик, не осталась без влияния на вкусы будущего писателя, у которого рано проявилась склонность к театру. Жизнь в деревне до школы и после, в каникулы, шла в полнейшей обстановке малорусского быта, панского и крестьянского. В этих впечатлениях был корень позднейших малорусских повестей Гоголя, его исторических и этнографических интересов; впоследствии, из Петербурга, Гоголь постоянно обращался к матери, когда ему требовались новые бытовые подробности для его малороссийских повестей. Влиянию матери приписывают задатки религиозности, впоследствии овладевшей всем существом Гоголя, а также и недостатки воспитания: мать окружала его настоящим обожанием, и это могло быть одним из источников его самомнения, которое, с другой стороны, рано порождалось инстинктивным сознанием таившейся в нем гениальной силы. Десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву для приготовления в Гимназию, к одному из тамошних учителей; затем он поступил в гимназию высших наук в Нежине (с мая 1821 г. по июнь 1828 г.), где был сначала своекоштным, потом пансионером гимназии. Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, в несколько дней подготовлялся к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности. В плохом обучении была, по-видимому, виновата и сама гимназия высших наук, на первое время дурно организованная; например, преподаватель словесности был...
4. Десницкий В. А.: Задачи изучения жизни и творчества Гоголя.
Входимость: 7. Размер: 83кб.
Часть текста: ГОГОЛЯ 1 Процесс изучения и осмысления творчества Пушкина и Гоголя, двух величайших художников слова дореформенной России, процесс социального освоения их наследия протекал далеко не одинаково. Пушкин — поэт утверждения, радостного приятия жизни, полновластный наследник высших достижений европейского просвещения заката феодализма, вдумчиво, но без страха наблюдавший буржуазное перерождение своего класса, органически вошел в слагавшуюся культуру новой буржуазной России. Писаревское „неприятие“ Пушкина, его „искусства для искусства“, было кратковременным эпизодом в истории русского просвещения. Традиции этого „неприятия“ еще можно проследить в народнических противопоставлениях Пушкина Некрасову. Но к 80-м годам прошлого века, когда народничество, несмотря на героические усилия и блестящие победы „Народной воли“, постепенно расставалось с былыми революционными „иллюзиями“, — Пушкин был внесен в пантеон русской буржуазной культуры как знамя социального мира и культурного единения всех наций, всех сословий. „Пушкин нашел... свои идеалы в родной земле“, — и от его имени 8 июня 1880 г. Достоевский, накануне казни Александра II, призывает всех „на спасительную дорогу смиренного общения с...
5. Гоголь в русской критике (сборник). Поляков М. Я.: Гоголь в оценке русской критики. Страница 5
Входимость: 6. Размер: 30кб.
Часть текста: традиций. «Литература наша началась сатирою, продолжалась сатирою и до сих пор стоит на сатире», – замечал Добролюбов. Последовательно исходя из революционного демократизма и материализма, Н. Добролюбов развил теорию Белинского и Чернышевского о реалистической сатире. С точки зрения Добролюбова сила сатиры – в осознанном выражении коренных интересов народа. Она остается бессильной и незначительной, если направлена против «частных явлений» и не вскрывает «ненормальности всего общественного устройства». Как показал в свое время Белинский, сила сатиры Гоголя в том, что она глубоко вскрывала изнутри жизненные противоречия, освещая их гневом и иронией автора. Добролюбов развивает эти положения Белинского. Он демонстрирует ограниченность сатиры XVIII века, которая не принимает в расчет «состояния общественной нравственности», положения администрации, отношения одного класса к другому и рисует частные случаи. Принципиально новым явлением была только сатира Гоголя. Но и он осмелился приподнять только «ничтожный кончик занавесы, под которой скрываются пороки». Все это сильно снижает, по его мнению, размах гениальной сатиры Гоголя. [105] Замечательна в этом отношении критика Добролюбовым либерально-обличительной комедии А. Потехина «Мишура». Пьеса его оказалась «дидактичной», лишенной жизненной и политической глубины. Автор ее не понял «тайны» гоголевского смеха, состоявшей в том, что Ноздрев, Сквозник-Дмухановский «забавны», смехотворны, но это не уменьшает нашей ненависти к ним. Автору нужно было стать выше не только этого мира негодяев и мерзавцев, «но и выше тех, между кем ...
6. Черневич М. Н.: Гоголь и гоголевские образы в сочинениях В. И. Ленина
Входимость: 6. Размер: 40кб.
Часть текста: 1894/5 г. в Пермской губернии и общие вопросы „кустарной промышленности“. Т. II, с. 216. „ Маниловские фразы“ народников. 6. Там же, с. 261—262. „ Маниловское празднословие предпринимателей, ходатайствующих о ссуде“. 7. Там же, с. 265. „ Маниловские фразы“ народников. 8. Там же, с. 272. „ Маниловские мечтания“ народников. 9. Там же, с. 275. „Мечтательные интеллигенты- Маниловы “. 1897 г. 10. Перлы народнического прожекторства. Т. II, с. 291. „Можно быть уверенным, что даже сама Коробочка согласится теперь с г. Южаковым, что теоретические основания его плана чрезвычайно «удобопонятны»“. 11. Там же, с. 299. „Г. Мануилов рассуждает, должно быть, по знаменитому рецепту знаменитого г-на Михайловского: надо взять хорошее и оттуда и отсюда, — наподобие того, как гоголевская невеста хотела взять нос одного жениха и приставить к подбородку другого“. 1899 г. 12. Развитие капитализма в России. Т. III, с. 274. Экономисты- Маниловы , изображающие капитализм „чем-то оторванным от народного производства»“. 13. Там же, с. 315....
7. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Библиография
Входимость: 5. Размер: 75кб.
Часть текста: СПб, 1883–1899. ВПКАГ — Вестник психиатрии, криминальной антропологии и гипнотизма. СПб, 1904–1912. ВНПМ — Вопросы нервно-психической медицины. Киев, 1896–1905 ЖНПК — Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. Москва, 1901–1992. КА — Клинический архив гениальности и одаренности. Екатеринбург/ Свердловск, 1925–1929. ОП — Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. СПб, 1896–1916. Архивные материалы Архив Российской академии наук. Фонд 450 (Акад. Н. К. Кольцов). Архив русской эмиграции при Московском культурном фонде. Дело доктора медицины М. П. Полосина. Музей истории медицины Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. Фонд Архива Психиатрической клиники (ОФ 523/132). Фонд П. Б. Ганнушкина. Общественный музей Преображенской больницы. Фонд 103. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2299. Н. Е. Осипов. On. 1. Ед. хр. 1. Л. 7 (Осипов Н. Е. Достоевский и психиатры); Ед. хр. 14. Л. 42 (Осипов...
8. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 1. Гоголь, моралисты и психиатры
Входимость: 4. Размер: 99кб.
Часть текста: явление прежде всего с той стороны, с которой, казалось бы, у него имеются все шансы что-то узнать, со стороны душевных изменений — с психологической. И. Д. Ермаков 1 Современники Николая Васильевича Гоголя (1809–1852) были поражены тем, что, находясь на вершине своей славы, писатель вдруг распрощался с художественной литературой, стал глубоко религиозным и превратился в проповедника, как им казалось, реакционных идей. «Загадка Гоголя» — по выражению П. А. Вяземского — продолжала мучить его современников до тех пор, пока они не нашли ей объяснение в болезни, которая, как считали многие, сделала блестящего писателя и социального критика чуть ли не религиозным маньяком 2 . Вынесенное по моральным основаниям суждение о болезни Гоголя не требовало медицинского подтверждения. Но психиатры, во второй половине XIX века все громче заявлявшие о себе, вмешались в дискуссию. Удобный случай представился полвека спустя после смерти Гоголя, в 1902 году. В тот год вышли сразу две его патографии: врачи Н. Н. Баженов и В. Ф. Чиж предложили, как им казалось, авторитетные доказательства тому, что Гоголь страдал душевным расстройством. Медики использовали свой научный арсенал, чтобы подтвердить: искусство, если оно не служит прогрессу, — искусство «больное». Особенно настойчиво предлагал свои услуги по медицинскому обоснованию общепринятого мнения Чиж. Вся его профессиональная деятельность, включая занятия экспериментальной психологией и психиатрией, была реализацией морального проекта, характерного для девятнадцатого века. Однако с началом нового столетия общественная и литературная оценка Гоголя изменилась. Между...
9. Данилов С. С.: Гоголь в инсценировках
Входимость: 4. Размер: 103кб.
Часть текста: для сцены вообще мало затронут изучением. В отношении Гоголя данный вопрос крайне осложнен специфическими свойствами его художественного мастерства. Эти свойства отметил еще П. А. Плетнев, когда в 1832 г. писал В. А. Жуковскому: „У Гоголя вертится на уме комедия. Не знаю, разродится ли он ею нынешней зимой, но я ожидаю в этом роде от него необыкновенного совершенства. В его сказках меня всегда поражали драматические места “. 1 Действительно, уже в украинских повестях Гоголя сказался гениальный драматург. Напряженным развитием действия, чисто сценическими ситуациями и блестящими диалогами отличается ряд эпических произведений Гоголя. И приспособление их для сцены происходило, поэтому, с минимальной затратой труда авторами инсценировок, а сплошь и рядом даже без всякой специальной литературной обработки гоголевского текста. В Ленинградской театральной библиотеке им. А. В. Луначарского сохранился цензурный экземпляр инсценировки „Майской ночи“, сделанной путем сокращения текста повести непосредственно в ее печатном издании. 2 Анонимный автор инсценировки не удосужился даже выписать диалоги повести. Не менее характерен другой пример. Не один любительский спектакль разыгрывал „Разговор двух дам“, не одно актерское поколение училось мастерству сценического диалога на этих страницах поэмы Гоголя, а между тем, как правило, в этих случаях пользовались непосредственно текстом „Мертвых душ“. Несмотря на это, нашему учету всё же поддается настолько большое количество пьес „по Гоголю“, что на основе их возможно проследить и самые принципы сюжетного отбора произведений Гоголя для театра на различных этапах его развития и те проблемы художественного стиля, которые попутно разрешались театром в каждый данный период. Но не только для истории театра существенно изучение инсценировок Гоголя. Инсценировка...
10. Гоголь в русской критике (сборник). Немирович-Данченко Вл.: Тайна сценического обаяния Гоголя
Входимость: 4. Размер: 15кб.
Часть текста: ни отливались сценические идеалы времени, – для театра остается неизменным закон единого общего переживания . Всякое отдаление автора от этого закона угрожает ему равнодушием, а всякое приближение к нему дает автору огромную власть над театральной толпой. Достижения этой власти так же бесконечно разнообразны, как разнообразны приемы творчества. Существует заблуждение, что так называемая сценичность не относится к области творчества, а лишь к умному, внимательному и расчетливому использованию условий сцены. Золя, как известно, решительно утверждал, что всякий умный писатель может быть драматургом. Но если это неверно само по себе, то относительно Гоголя такой взгляд был бы тяжким грехом неблагодарности. Когда вдумываешься в психологию творчества такого произведения, как «Ревизор», тогда не знаешь, чему больше удивляться, какая из духовных сил, создавших эту комедию, возбуждает больше поклонения: та ли, которая вдохновляла поэта вылавливать из русской жизни ее самые типичные черты… та ли, которая углубляла его взор до самых мелких и острых рисунков быта и сообщала автору радость правдивого, чистого, заразительного смеха? Или же та, которая складывала все эти черты в гармоническую картину характеров и столкновений, разбитую на акты, сцены и диалоги, та духовная сила, которая вводила эти акты, сцены и диалоги в неразрывную связь с театральной залой и которая есть гениальное чувство сцены , вдохновенное чувство театра ? Кто может уловить, где находится творческий первоисточник той или другой сцены «Ревизора»? Отлилась ли эта сцена в такую форму потому, что автор нашел ее наиболее соответствующей содержанию, или, наоборот, – сама сценическая ...