Поиск по творчеству и критике
Cлово "1896"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Библиография
Входимость: 11. Размер: 75кб.
2. Даты жизни Гоголя, 1842—1845 гг.
Входимость: 8. Размер: 57кб.
3. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 1. Гоголь, моралисты и психиатры
Входимость: 7. Размер: 99кб.
4. Даты жизни Гоголя, 1846—1847 гг.
Входимость: 5. Размер: 41кб.
5. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 4. Декаденты, революционеры и душевное здоровье нации
Входимость: 4. Размер: 93кб.
6. Данилов С. С.: Гоголь в инсценировках
Входимость: 4. Размер: 103кб.
7. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Этюды о стиле Гоголя. Примечания
Входимость: 3. Размер: 58кб.
8. Коростин А., Стернин Г.: Герои Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века
Входимость: 3. Размер: 165кб.
9. Гоголь Н. В. - Языкову Н. М., 26 октября н. ст. 1844 г.
Входимость: 3. Размер: 10кб.
10. Анненкова Е. И.: Абрамцево и творческие маршруты Н. В. Гоголя
Входимость: 2. Размер: 28кб.
11. Гоголь Н. В. - Языкову Н. М., 5 апреля н. ст. 1845 г.
Входимость: 2. Размер: 18кб.
12. Гоголь Н. В. - Языкову Н. М., 1 мая н. ст. 1845 г.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
13. Гоголь Н. В. - Языкову Н. М., 22 (21) июля н. ст. 1846 г.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
14. Даты жизни Н. В. Гоголя до 1835 г.
Входимость: 2. Размер: 90кб.
15. Гоголь Н. В. - Языкову Н. М., 2 января н. ст. 1845 г.
Входимость: 2. Размер: 16кб.
16. Тынянов Ю. Н.: Достоевский и Гоголь - к теории пародии
Входимость: 2. Размер: 125кб.
17. Виноградов В. В.: Язык Гоголя и его значение в истории русского языка. Примечания
Входимость: 2. Размер: 21кб.
18. Вересаев В.: Гоголь в жизни. XI. "Переписка с друзьями"
Входимость: 2. Размер: 95кб.
19. Гоголь Н. В. - Языкову Н. М., 5 июня н. ст. 1845 г.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
20. Гозенпуд А.: Гоголь в музыке
Входимость: 2. Размер: 102кб.
21. Языков Н. М. - Аксакову С. М., 10 - 15 июня 1845 г.
Входимость: 2. Размер: 6кб.
22. Смирнова Е.: С. Т. Аксаков и его книга "История моего знакомства с Гоголем"
Входимость: 2. Размер: 68кб.
23. Гоголь Н. В. - Языкову Н. М., 15 (11) января н. ст. 1845 г.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
24. Языков Н. М. - Гоголю Н. В., 18 февраля 1846 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
25. Переверзев В.: Гоголь Н. В. (Большая советская энциклопедия. - 1-е изд. - 1930 г.)
Входимость: 1. Размер: 53кб.
26. Наброски завещания
Входимость: 1. Размер: 2кб.
27. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава вторая. Прогрессивный романтизм в поэзии и его эволюция
Входимость: 1. Размер: 55кб.
28. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 15/3 января 1848 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
29. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 28 августа (н. ст.) 1839 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
30. Гоголь Н. В. - Погодину М. П., 10 сентября н. ст. 1846 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
31. Языков Н. М. - Гоголю Н. В., 21 ноября 1845 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
32. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 15 декабря 1834 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
33. Григорьев А. А.: Гоголь и его последняя книга
Входимость: 1. Размер: 58кб.
34. Официальное письмо наследнику Александру Николаевичу, конец августа - сентябрь 1850 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
35. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел второй. Глава третья. Творчество К. Н. Батюшкова (1787-1855)
Входимость: 1. Размер: 35кб.
36. Гоголь Н. В. - Языкову Н. М., 12 ноября н. ст. 1844 г.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
37. Гоголь Н. В. - Смирновой А. О., конец марта 1851 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
38. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., А. В. и Е. В., 3 октября 1851 г.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
39. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 21 марта 1851 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
40. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 14 июля 1851 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
41. Гоголь Н. В. - Панову В. А., лето 1841 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
42. Вересаев В.: Гоголь в жизни. Предисловие
Входимость: 1. Размер: 17кб.
43. Гоголь Н. В. - Никитенко А. В., 24 января 1835 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
44. Гоголь Н. В. - Языкову Н. М., первая половина сентября н. ст. 1844 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
45. Гоголь Н. В. - Никитенко А. В., 30 октября н. ст. 1842 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
46. Языков Н. М. - Гоголю Н. В., 14 октября 1844 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
47. Гоголь Н. В. - Перовскому В. А., 20 апреля н. ст. 1844 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
48. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 28 ноября 1849 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
49. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 7 июля н. ст. 1847 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
50. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел третий. Глава первая. Первые реалистические попытки и опыты
Входимость: 1. Размер: 22кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Библиография
Входимость: 11. Размер: 75кб.
Часть текста: 1883–1899. ВКСПН — Вестник клинической и судебной психиатрии и невропатологии. СПб, 1883–1899. ВПКАГ — Вестник психиатрии, криминальной антропологии и гипнотизма. СПб, 1904–1912. ВНПМ — Вопросы нервно-психической медицины. Киев, 1896–1905 ЖНПК — Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. Москва, 1901–1992. КА — Клинический архив гениальности и одаренности. Екатеринбург/ Свердловск, 1925–1929. ОП — Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. СПб, 1896–1916. Архивные материалы Архив Российской академии наук. Фонд 450 (Акад. Н. К. Кольцов). Архив русской эмиграции при Московском культурном фонде. Дело доктора медицины М. П. Полосина. Музей истории медицины Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. Фонд Архива Психиатрической клиники (ОФ 523/132). Фонд П. Б. Ганнушкина. Общественный музей Преображенской больницы. Фонд 103. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2299. Н. Е. Осипов. On. 1. Ед. хр. 1. Л. 7 (Осипов Н. Е. Достоевский и психиатры); Ед. хр. 14. Л. 42 (Осипов...
2. Даты жизни Гоголя, 1842—1845 гг.
Входимость: 8. Размер: 57кб.
Часть текста: оставил рукописи в Москве. Письмо № 3. Январь — начало февраля. Гоголь заканчивает работу над «Римом». Гоголь. АН СССР, III, стр. 707. Февраль (начало). Гоголь читает «Рим» у Аксаковых, затем — на вечере у московского генерал-губернатора кн. Д. В. Голицына. «История моего знакомства», стр. 58. 6 февраля. Не получая известий из Петербурга и понимая безнадежность дальнейших хлопот, Гоголь пишет Плетневу, что он готов согласиться отложить на время печатание первого тома «Мертвых душ»: «Я вижу, не судьба моему творенью теперь быть напечатану». Предлагает для «Современника» статью «около семи печатных листов», т. е. «Портрет» в новой редакции. Письмо не было отправлено своевременно: оно было послано Плетневу лишь 17 февраля. Письмо № 7. 14 февраля. Гоголь получил письмо П. А. Плетнева с извещением о том, что Петербургский цензурный комитет назначил цензором «Мертвых душ» А. В. Никитенко и что рукопись «пропускается». Письмо № 10. 24 февраля — 4 марта. Гоголь пишет письма министру народного просвещения С. С. Уварову и попечителю С. -Петербургского учебного округа М. А. Дондукову-Корсакову с просьбой облегчить цензурное прохождение «Мертвых душ». Письма №№ 16 и 17. Конец февраля — начало марта. Гоголь заканчивает переработку «Портрета». Гоголь АН СССР, III, стр. 667. 4 марта. Гоголь, опасаясь новых...
3. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 1. Гоголь, моралисты и психиатры
Входимость: 7. Размер: 99кб.
Часть текста: И это все происходит, думаю, оттого, что люди воображают, будто человеческий мозг находится в голове; совсем нет: он приносится ветром со стороны Каспийского моря. Н. В. Гоголь Психиатр до последнего времени мыслил душевное расстройство как явление, чуждое здоровому человеку, явление, обусловленное глубокими анатомическими изменениями инвалидного мозга, в котором он хочет найти подтверждение своим утверждениям и положениям. То законное, с определенной точки зрения, отыскивание во что бы то ни стало физических изменений, которых на самом деле пока нельзя открыть, приводит психиатра к теории функциональных, молекулярных, химических изменений и не позволяет ему изучать явление прежде всего с той стороны, с которой, казалось бы, у него имеются все шансы что-то узнать, со стороны душевных изменений — с психологической. И. Д. Ермаков 1 Современники Николая Васильевича Гоголя (1809–1852) были поражены тем, что, находясь на вершине своей славы, писатель вдруг распрощался с художественной литературой, стал глубоко религиозным и превратился в проповедника, как им казалось, реакционных идей. «Загадка Гоголя» — по выражению П. А. Вяземского — продолжала мучить его современников до тех пор, пока они не нашли ей объяснение в болезни, которая, как считали многие, сделала блестящего писателя и социального критика чуть ли не религиозным маньяком 2 . Вынесенное по моральным основаниям суждение о болезни Гоголя не требовало медицинского подтверждения. Но психиатры, во второй половине XIX века все громче заявлявшие о себе, вмешались в дискуссию. Удобный случай представился полвека спустя после смерти Гоголя, в 1902 году. В тот год вышли сразу две его патографии: врачи Н. Н. Баженов и В. Ф. Чиж предложили, как им казалось, авторитетные доказательства тому, что Гоголь страдал душевным расстройством. Медики использовали...
4. Даты жизни Гоголя, 1846—1847 гг.
Входимость: 5. Размер: 41кб.
Часть текста: по поводу перевода первого тома «Мертвых душ» на немецкий язык (из опасения, что иностранцы могут принять книгу «за портрет России»). Письмо № 6. 27 января (н. ст.). Гоголь просит А. О. Смирнову сообщать ему различные сведения о Калуге и ее жителях, о крестьянах Калужской губернии «как помещичьих, так и казенных, обо всех у них и с ними переменах и вообще обо всем, что ни касается их участи». Гоголь намеревался использовать эти сведения как материал для второго тома «Мертвых душ». Письмо № 7. 4 марта (н. ст.). Просьба Гоголя к Смирновой сообщить ему о старообрядцах Калужской губернии, о том, «каковы они в жизни, в работе, в трудах». Письмо № 11. 16 марта (н. ст.). Гоголь сообщает Жуковскому, что ему «удалось кое-что написать из „М<ертвых> душ“». Письмо № 12. 20 марта (н. ст.). Отказ Гоголя на предложение гравера Е. Е. Бернардского уступить ему за 1500 руб. сер. право издания «Мертвых душ» с иллюстрациями художника А. А. Агина. Письмо № 13. ...
5. Ирина Сироткина: Классики и психиатры. Глава 4. Декаденты, революционеры и душевное здоровье нации
Входимость: 4. Размер: 93кб.
Часть текста: за то, что сейчас происходит в русской литературе и русской действительности. Но должна же существовать какая-нибудь связь между последним полувеком нашей литературы и нашей действительности, между величием нашего созерцания и ничтожеством нашего действия. Кажется иногда, что русская литература истощила до конца русскую действительность: как исполинский единственный цветок Victoria Regia, русская действительность дала русскую литературу и ничего уже большего дать не может. Во сне мы были боги, а наяву людьми еще не стали. Д. С. Мережковский 1 Был ли в России декаданс? «Хотя в эпохи упадка вырождающихся становится больше, но благодаря именно им создаются государства», — писал Эмиль Дюркгейм в своем знаменитом исследовании «Самоубийство» (1897). Этот вывод он иллюстрировал, сравнивая современную ему французскую литературу с российской: «В писателях обеих наций заметны болезненная тонкость нервной системы и определенный недостаток психического и нравственного равновесия. Но насколько разные социальные следствия проистекают из этих одинаковых условий, как биологических, так и социологических! В то время как русская литература полна идеалов, в то время как ее специфическая меланхолия, основанная на активном сострадании к человеческим несчастьям, это — здоровая печаль, которая побуждает к действию, наша… не выражает ничего, кроме глубокого отчаяния и тревожного состояния депрессии» 2 . По Дюркгейму, возраст и жизнеспособность общества определяются тем, есть ли у него идеалы и высшие ценности. Старый мир переживал период аномии — разрушения устоев, жизненных норм и ценностей,...
6. Данилов С. С.: Гоголь в инсценировках
Входимость: 4. Размер: 103кб.
Часть текста: совершенства. В его сказках меня всегда поражали драматические места “. 1 Действительно, уже в украинских повестях Гоголя сказался гениальный драматург. Напряженным развитием действия, чисто сценическими ситуациями и блестящими диалогами отличается ряд эпических произведений Гоголя. И приспособление их для сцены происходило, поэтому, с минимальной затратой труда авторами инсценировок, а сплошь и рядом даже без всякой специальной литературной обработки гоголевского текста. В Ленинградской театральной библиотеке им. А. В. Луначарского сохранился цензурный экземпляр инсценировки „Майской ночи“, сделанной путем сокращения текста повести непосредственно в ее печатном издании. 2 Анонимный автор инсценировки не удосужился даже выписать диалоги повести. Не менее характерен другой пример. Не один любительский спектакль разыгрывал „Разговор двух дам“, не одно актерское поколение училось мастерству сценического диалога на этих страницах поэмы Гоголя, а между тем, как правило, в этих случаях пользовались непосредственно текстом „Мертвых душ“. Несмотря на это, нашему учету всё же поддается настолько большое количество пьес „по Гоголю“, ...
7. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Этюды о стиле Гоголя. Примечания
Входимость: 3. Размер: 58кб.
Часть текста: Виноградова по ИЛЯЗВ в 1923/24 уч. г. работа эта значится как «приготовленная к печати» (ЛГАЛИ, ф. 6960, оп. 1, ед. хр. 9, л. 28). 10 февраля г. в Секции художественной словесности ГИИИ Виноградов по материалам подготовленной книги сделал доклад «Пародии на стиль Гоголя» («Поэтика», Вып. I. Л., 1926, стр. 156; ГИИИ, 1927, стр. 48; ЛГАЛИ, ф. 3289, оп. 1, ед. хр. 153). Книга выросла на волне интереса к проблеме пародии в русской филологической науке 20-х годов. Эта проблема осознавалась в качестве одной из важнейших как в эволюционном рассмотрении литературы (пародия — один из главных движущих факторов в литературной борьбе в понимании раннего Тынянова, изучение роли пародии в истории античной и средневековой культуры, в частности народного театра в работах О. Фрейденберг и П. Богатырева), так и в плане философии и эстетики слова (М. Бахтин). Как явствует из протокола обсуждения доклада в ГИИИ, Б. В. Казанский «указал на существенные различия в той и другой пародии и находил нужным углубить их сравнение со стилем Гоголя на основе общего анализа пародических приемов. В. В. Виноградов возразил на это, что не считал этого нужным, так как пародирование гоголевского стиля в обоих случаях достаточно ясно» (ЛГАЛИ, ф. 3289, оп. 1, ед. хр. 67, л. 135). В статье об истории пародии Н. Кравцов писал о...
8. Коростин А., Стернин Г.: Герои Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века
Входимость: 3. Размер: 165кб.
Часть текста: творения Гоголя неизменно привлекали к себе внимание лучших представителей русского изобразительного искусства XIX века, начиная с Агина и кончая младшим поколением передвижников в лице С. А. Коровина и С. В. Иванова. Бичующая сила сатирических образов, страстное разоблачение социального зла, горячая вера в исполинскую мощь народа — делали произведения гениального писателя близкими самым передовым русским художникам. Работа над воплощением гоголевских образов в графике и живописи тесно связана с общими путями развития русского демократического искусства. Трудно представить себе историю русской реалистической графики без агинских рисунков к «Мертвым душам», без галлереи гоголевских типов Боклевского, без иллюстраций на гоголевские темы художников-передвижников, без замечательного цикла рисунков к «Мертвым душам» Петра Соколова. Многое останется непонятным в творческой биографии таких художников, как Репин, Крамской, В. Маковский, если не учитывать их глубокого интереса к Гоголю и его творениям. Гоголь — один из любимейших писателей советских художников-иллюстраторов. Достаточно вспомнить иллюстрации Кукрыниксов к «Мертвым душам», «Шинели» и «Портрету», А. М. Лаптева — к «Мертвым душам», Е. А. Кибрика — к «Тарасу Бульбе». Иллюстрируя гоголевские произведения, советские художники творчески используют лучшие традиции русского искусства. Систематизация и исследование богатейшего изобразительного материала, связанного с гоголевскими произведениями, начались уже давно 1 . Однако многое в этой области остается еще не изученным, даже...
9. Гоголь Н. В. - Языкову Н. М., 26 октября н. ст. 1844 г.
Входимость: 3. Размер: 10кб.
Часть текста: при всей краткости, сколько верно, столько же, к сожалению, и неутешительно, но во-первых, так было всегда, а во-вторых, кто виноват? Это уж давно известно всем, что петербургские литераторы <.......>, 1 а московские <......>. 2 Мнение 3 твое о новом журнале, имеющем издаваться в Москве, как мне кажется, довольно основательно, хотя самого журнала еще нет. Я тоже думаю, что это будет что-то в роде Отеч<ественных> Записок. Недавно мне удалось наконец прочесть одно твое послание, именно послание к Вяземскому, напечатанное в Современнике. Я заметил в нем особенную трезвость в слоге и довольно мужественное расположение, но всё еще повторяется в нем то же самое, т. е. что пора и надобно присесть за дело, а самого дела еще нет. Как бы то ни было, но душа твоя вкусила уже другую жизнь, в ней произошли уже другие явления. Если еще 4 не испил, то, по крайней мере, уже прикоснулся устами высшего духовного источника, к которому многим, многим и слишком многим следовало бы давно прикоснуться. Зачем же в стихах своих ты показываешь доныне одно внешнее свое состояние, а не внутреннее, или разве стихи не достойны того, чтобы отражать его, или разве там мало предметов? Но закружится голова, если станем исчислять то, что никем еще доныне не тронуто. Смотри, чтобы нам самим не подвергнуться тем упрекам, которыми мы любим упрекать текущую литературу. Почему знать, может быть, на нас лежит грех, что завелось среди ее такое количество <........> 5 и <.......> 6 Каков между прочим Погодин и какую штуку он со мною сыграл вновь! Я воскипел негодованием на Бецкого за помещение моего портрета, и надобен же такой случай: вдруг сам Бецкий является из Харькова во Франкфурт для принятия от меня личного распекания. От него я узнаю, что Погодин ...
10. Анненкова Е. И.: Абрамцево и творческие маршруты Н. В. Гоголя
Входимость: 2. Размер: 28кб.
Часть текста: фазисе. Следовательно, задача заключается прежде всего в том, чтобы определить место этого культурного локуса, Абрамцево, в творческой судье Гоголя — писателя, который сам соотносил себя с бессемейным путником. Действительно, Гоголю не суждено было обрести или выстроить собственный Дом, который, во-первых, и не отпускал бы его в бесконечные и дальние странствования, а если и отпускал, то встречал бы «счастливого путника» «после долгой скучной дороги <...> радостным криком выбежавших навстречу людей, шумом и беготней детей <...> успокоительными тихими речами, прерываемыми пылкими лобзаниями» (VI, 133). Дворянская культура XIX в. знает немало освященных как литературным, так и семейным творчеством Домов. Поскольку Гоголь, начиная с 1836 по 1848 гг. находился в беспрестанных переездах, то можно было бы выстроить некую творческую географию писателя, задаваясь вопросом, есть ли внутренняя связь между пребыванием в том или ином месте и создаваемыми произведениями. Хотя и было сказано в письме 1838 г. «Посох мой страннический уже не существует < ...> Я теперь сижу дома» (XI, 132), этот посох еще не раз пригодился писателю. Перемещения Гоголя по Европе поражают широтою охвата городов и частотой (хотя и неравномерной) их смены. Скорее всего, в Гоголе проступал тот феномен русского европейца, который активно проявился в русской культурной и общественной жизни первой трети XIX столетия, однако внутреннее мироощущение Гоголя было иным, о чем уже отчасти приходилось писать 1 , следовательно, и его временные возвраты, приезды в Россию имели свою специфику. Что означает Абрамцево в этом контексте? Обретение дома, которого прежде не было? Возвращение Одиссея на родную землю (Гоголя манил этот образ, не случайно он так любовно писал о переводе «Одиссеи» Жуковским)? Или неизбежное прекращение странствований, что могло означать и завершение творческого пути, ибо дороги питали его творческий дар? Покинув Россию в...