Поиск по творчеству и критике
Cлово "1891"
Входимость: 9. Размер: 165кб.
Входимость: 6. Размер: 132кб.
Входимость: 5. Размер: 33кб.
Входимость: 4. Размер: 75кб.
Входимость: 4. Размер: 4кб.
Входимость: 3. Размер: 22кб.
Входимость: 3. Размер: 39кб.
Входимость: 3. Размер: 64кб.
Входимость: 2. Размер: 107кб.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Входимость: 2. Размер: 176кб.
Входимость: 2. Размер: 14кб.
Входимость: 2. Размер: 45кб.
Входимость: 2. Размер: 83кб.
Входимость: 2. Размер: 32кб.
Входимость: 2. Размер: 65кб.
Входимость: 2. Размер: 16кб.
Входимость: 2. Размер: 99кб.
Входимость: 2. Размер: 4кб.
Входимость: 2. Размер: 36кб.
Входимость: 2. Размер: 45кб.
Входимость: 2. Размер: 170кб.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Входимость: 1. Размер: 28кб.
Входимость: 1. Размер: 88кб.
Входимость: 1. Размер: 85кб.
Входимость: 1. Размер: 65кб.
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Входимость: 1. Размер: 49кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Входимость: 1. Размер: 204кб.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 105кб.
Входимость: 1. Размер: 103кб.
Входимость: 1. Размер: 66кб.
Входимость: 1. Размер: 92кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 9. Размер: 165кб.
Часть текста: Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века ГЕРОИ ГОГОЛЯ В РУССКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ XIX ВЕКА Бессмертные творения Гоголя неизменно привлекали к себе внимание лучших представителей русского изобразительного искусства XIX века, начиная с Агина и кончая младшим поколением передвижников в лице С. А. Коровина и С. В. Иванова. Бичующая сила сатирических образов, страстное разоблачение социального зла, горячая вера в исполинскую мощь народа — делали произведения гениального писателя близкими самым передовым русским художникам. Работа над воплощением гоголевских образов в графике и живописи тесно связана с общими путями развития русского демократического искусства. Трудно представить себе историю русской реалистической графики без агинских рисунков к «Мертвым душам», без галлереи гоголевских типов Боклевского, без иллюстраций на гоголевские темы художников-передвижников, без замечательного цикла рисунков к «Мертвым душам» Петра Соколова. Многое останется непонятным в творческой биографии таких художников, как Репин, Крамской, В. Маковский, если не учитывать их глубокого интереса к Гоголю и его творениям. Гоголь — один из любимейших писателей...
Входимость: 6. Размер: 132кб.
Часть текста: работами: чищенье и шитье сапог, кошение травы и т. п. Лечение: полное равнодушие всех окружающих к его речам, занятия такого рода, которые бы поглощали силы больного 2 . * * * Крепкое здоровье Льва Николаевича Толстого (1828–1910) упоминалось в мемуарной литературе столь часто, что стало частью его образа. Д. С. Мережковский противопоставил «здоровье» Толстого и «болезненность» Достоевского как два типа таланта и два полюса духовного развития. Слава о несокрушимом здоровье писателя распространилась и за пределы России: Стефан Цвейг отзывался о нем как о воплощении физической и духовной силы. Тем не менее это не защитило Толстого от ярлыка душевного расстройства, который повесили на него критики. Свобода, независимость, неукротимая энергии писателя создавали для этого немало поводов. Его произведения, философия и повседневная жизнь выходили за общепринятые рамки и не укладывались в стандартные классификации. Это стало особенно явным, когда в конце 1870-х годов Толстой, неожиданно для своих современников, прекратил писать беллетристику и перешел на публицистику и философствование. Появилась масса недовольных: читатели лишились удовольствия читать, а литературная критика — критиковать новые романы; власти увидели в Толстом революционера, а радикалы, напротив, сожалели, что он не пошел в своей оппозиционности настолько далеко, насколько им бы хотелось. За проповедь собственной версии христианства Русская православная церковь прокляла и отлучила писателя. Как и в случае с Гоголем, критики Толстого нашли поддержку у психиатров, и те стали подыскивать диагноз его «душевному расстройству». Толстой отвечал на критику критикой: когда мир решил, что он безумен, он объявил...
Входимость: 5. Размер: 33кб.
Часть текста: доказываютъ такое богатство внутренняго мiра, что едва-ли можно сомневаться и въ важномъ образовательномъ значенiи будущей полной его бiографiи. Еще при жизни поэта сначала его генiальныя произведенiя, а потомъ болезненный роковой переломъ, происшедшiй, какъ полагали, въ его характере и убежденiяхъ, столь неожиданно всехъ поразившiй и казавшiйся сначала какимъ-то загадочнымъ и непонятнымъ, возбудили надолго особенный интересъ какъ въ литературе, такъ и въ более развитыхъ слояхъ общества. Вместе съ темъ сознавалась и трудность удовлетворительнаго уясненiя личности Гоголя. — Все это прекрасно выражено въ следующихъ словахъ И. С. Аксакова, сказанныхъ въ самый годъ кончины Гоголя: „Вся жизнь, весь художественный подвигъ, все искреннiя страданiя Гоголя, наконецъ сожженiе самимъ художникомъ своего труда, надъ которымъ онъ такъ долго, такъ мучительно работалъ, эта страшная торжественная ночь сожженiя и вследъ за этимъ смерть, — все это вместе носитъ характеръ такого событiя, представляетъ такую великую, грозную поэму, смыслъ которой останется долго неразгаданнымъ“. („Московскiй Сборн.“ 1852 г.). Въ томъ же свете должна была...
Входимость: 4. Размер: 75кб.
Часть текста: Сироткина: Классики и психиатры Библиография Сокращения журнальных названий АП — Архив психиатрии, неврологии и судебной психопатологии. Харьков, 1883–1899. ВКСПН — Вестник клинической и судебной психиатрии и невропатологии. СПб, 1883–1899. ВПКАГ — Вестник психиатрии, криминальной антропологии и гипнотизма. СПб, 1904–1912. ВНПМ — Вопросы нервно-психической медицины. Киев, 1896–1905 ЖНПК — Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. Москва, 1901–1992. КА — Клинический архив гениальности и одаренности. Екатеринбург/ Свердловск, 1925–1929. ОП — Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. СПб, 1896–1916. Архивные материалы Архив Российской академии наук. Фонд 450 (Акад. Н. К. Кольцов). Архив русской эмиграции при Московском культурном фонде. Дело доктора медицины М. П. Полосина. Музей истории медицины Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. Фонд Архива Психиатрической клиники (ОФ 523/132). Фонд П. Б. Ганнушкина. Общественный музей Преображенской больницы. Фонд 103. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2299. Н. Е. Осипов. On. 1. Ед. хр. 1. Л. 7 (Осипов Н. Е. Достоевский и психиатры); Ед. хр. 14. Л. 42 (Осипов Н. Е. Толстой и медицина); Ед. хр. 19. Л. 17–26 (Осипов Н. Е. Анализ романа гр. Л. Н. Толстого «Семейное счастье»); Ед. хр. 21. Л. 6, 9 (Осипов Н. Е. Анализ повести гр....
Входимость: 4. Размер: 4кб.
Часть текста: мне скоро уже приходит время ехать в Останд на морское купанье, куда посылает меня Коп, стало быть придется целый месяц или даже и два не видать вас, а через Франкфурт следует ехать во всяком случае. За письмо ваше очень, очень благодарю, но вы не сдержали условия. Помните? я вас просил, чтобы наследнику не заикаться насчет меня в денежном отношении. Но так как вы уже это сделали, то, в наказание, должны сими деньгами выплатить мой долг, то есть те четыре тысячи, которые я года четыре тому назад занял у вас в Петербурге. Я знаю, 1 что это вам будет немножко досадно, но нечего делать, нужно покориться обстоятельствам. Затем целую вас душою и мыслию. Ваш Гоголь. Гр. Виельгорские вам кланяются. Смирнова уже несколько раз в письмах повелевает обнять вас и в последнем вами присланном 2 письме выразилась об этом предмете так: «Жучка меня пенял за молчание, чрез Тургенева. Скажите ему, что я его люблю». Во Франкфурте я по обыкновению остановлюсь в Hôtel de Russie. А здесь попрежнему живу в Hôtel de Hollande. Душевный поклон супруге и приветствие малютке! На обороте: à Son Excellence Monsieur M-r B. de Joukoffsky. Francfort s/M. Hôtel de Russie. Сноски 1 я не знаю 2 присланном мне Примечания Печатается по подлиннику ( ЛБ ). Впервые опубликовано, с пропусками, в «Сочинениях и письмах», VI, стр....
Входимость: 3. Размер: 22кб.
Часть текста: и къ целому ряду драматическихъ произведенiй Гоголя, начатыхъ въ середине тридцатыхъ годовъ. Дiалогическая форма изложенiя, наклонность къ которой сильно чувствуется уже въ „Соро̀чинской Ярмарке“ и въ другихъ разсказахъ перваго тома „Вечеровъ на Хуторе“ — въ „Страшной Мести становится очень заметною. И тамъ, и здесь собственно-повествовательный элементъ весьма часто уступаетъ место какъ описанiямъ природы, такъ и разговорамъ действующихъ лицъ. Если вообще трудно указать какое-нибудь эпическое произведенiе, въ которомъ не только не являлся бы дiалогъ, но и не занималъ бы весьма виднаго места, то между темъ какъ у большинства другихъ писателей онъ лишь не надолго заступаетъ место разсказа, составляющаго во всякомъ случае главную форму изложенiя, у Гоголя нередко, особенно въ „Страшной Мести“, наоборотъ, дiалогъ, чередуясь съ описанiями и характеристиками, оставляетъ мало места повествованiю въ строгомъ смысле слова. Собственно повествовательный элементъ является у Гоголя господствующимъ уже позднее — кое где въ „Арабескахъ“, но особенно въ повести „Римъ“ и, наконецъ, въ „Мертвыхъ Душахъ“; но онъ имеетъ еще весьма второстепенное значенiе въ „Вечерахъ“ и „Миргороде“, при чемъ матерiалъ, которымъ пользовался для него авторъ, чаще всего оказывается заимствованнымъ. Происходила ли эта особенность творчества Гоголя...
Входимость: 3. Размер: 39кб.
Часть текста: „Н. В. Гоголь и его новый бiографъ“. Какъ рецензiя, такъ и брошюра преисполнены всевозможныхъ мелочныхъ и невежественныхъ придирокъ, лучшимъ опроверженiемъ которыхъ послужило бы простое сопоставленiе ихъ съ отзывами другихъ гг. рецензентовъ. Правда, въ нашей печати брошюра г. Витберга не обратила на себя абсолютно никакого вниманiя, кроме опроверженiя въ заметке „Библiографическихъ Записокъ“ (1892, VI); но уже въ виду того, что нельзя ожидать самостоятельной и верной оценки ея отъ лицъ, не получившихъ литературнаго образованiя, съ нею все-таки приходится считаться, темъ более, что сущность дела въ брошюре основана на искаженiяхъ, передержкахъ и наконецъ просто на грубомъ непониманiи написаннаго, непониманiи, совершенно невероятномъ въ человеке, решающемся выступить съ печатнымъ разборомъ книги. Некоторыя изъ менее несостоятельныхъ и притомъ не безусловно мелочныхъ возраженiй г. Витберга были уже опровергнуты нами выше, въ самомъ тексте книги; но намъ необходимо отразить и остальныя. Чтобы дать въ немногихъ словахъ достаточное понятiе о томъ, съ какимъ возражателемъ мы имеемъ дело ...
Входимость: 3. Размер: 64кб.
Часть текста: -- в молодости литературный старовер, напыщенный поэт, переводчик Буало и Мольера, театрал и декламатор. В сороковых годах пишет "Записки об уженье рыбы", "Записки ружейного охотника" и прославившую его "Семейную хронику" с ее продолжением "Детские годы Багрова-внука". Крупный помещик. В подмосковном его имении Абрамцеве часто гащивал Гоголь. АКСАКОВА Вера Сергеевна (1819--1864) -- дочь С. Т. Аксакова. АСАКОВА Надежда Сергеевна -- дочь С. Т. Аксакова. АКСАКОВА Ольга Семеновна -- жена С. Т. Аксакова. АНДРЕЕВ Алексей Симонович (1792--1863) 6мл воспитателем и преподавателем в училище правоведения в Петербурге (с 1835 по 1850 г.), потом директором карточной экспедиции. Оставил записки, из которых пока опубликован отрывок, относящийся к Гоголю. АННЕНКОВ Павел Васильевич (1812--1887) -- литературный критик и литературовед, издатель сочинений Пушкина, автор ценных биографических трудов о Пушкине, Станкевиче и не менее ценных воспоминаний о Белинском, Гоголе и др. Был "западником", принадлежал к кружку Белинского. АПРАКСИНА Софья Петровна (1802--1886) -- урожденная графиня Толстая, сестра Гоголева друга гр. А. П. Толстого. С 1818 г. замужем за флигель-адъютантом Вл. Ст. Апраксиным. Овдовев в 1833 г., посвятила себя всецело воспитанию своих детей и уходу за престарелым отцом, гр. П. А. Толстым, б. русским послом в Париже. АРМФЕЛЬД Александр Осипович (1806--1868) -- профессор судебной медицины и истории медицины в Московском университете, инспектор классов сиротского института Московского воспитательного дома. АРНОЛЬДИ Лев Иванович (1822--1860) -- единоутробный (от одной матери) брат А. О. Смирновой. В сороковых годах был чиновником особых поручений при калужском губернаторе Н. М. Смирнове. АРСЕНЬЕВ Илья Александрович (1820--1887). -- Отец его занимал видное место в московском...
Входимость: 2. Размер: 107кб.
Часть текста: (Октябрь 1841 г. --июнь 1842 г.) В начале октября ст. стиля Гоголь в Петербурге, где пробыл пять дней. А. И. Кирпичников . Хронолог. канва, 45. Возвратившись из Царского Села в шестом часу, вдруг вижу вошедшего ко мне Гоголя. Он прибыл на житье и, напечатав здесь "Мертвые души", переселится в Москву. П. А. Плетнев -- Я. К. Гроту, 7 окт. 1841 г., из Петербурга. Переписка Грота с Плетневым, I, 408. Воскресенье 12 окт. 1841 г. У меня обедал Гоголь. Понедельник 13 окт. Обедал и вечер провел у Балабиных, где был и Гоголь. П. А. Плетнев -- Я. К. Гроту, 14 окт. 1841 г., Переписка Грота с Плетневым, I, 411. В 1841 году Гоголь приехал из-за границы в Москву через Петербург. Он сперва намерен был печатать "Мертвые души" здесь, но потом раздумал. В этот приезд он, между прочим, явился у А. О. Смирновой, в собственном доме ее на Мойке; был в хорошем расположении духа, но о "Мертвых душах" не было и помину. Тут она узнала, что он находится в коротких отношениях с семейством графов Виельгорских; это, впрочем, было...
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Часть текста: опершись руками о колени, зачастую имея перед собою какие-нибудь мелкие покупки: они развлекали его. Часто встретишь его, бывало, в белых перчатках, щегольском пиджаке и синего бархата жилете; он всегда замечал шутя: "Вы - Рафаэль первого манера", и мы расходились смеясь. Гоголь многим делал добро рекомендациями, благодаря которым художники получали новые заказы. Его портрет, писанный Моллером, - верх сходства; мне пришлось два раза гравировать с него. В это же время приехал в Рим Ф. А. Моллер, пенсионер академии художеств, красивый молодой дворянин и художник с блестящим талантом и хорошими средствами, всегда веселый и крайне старательный. Его картина, известная под названием "Поцелуй", заставила говорить о нем весь Рим; "Русалка", по стихотворению Пушкина, была менее удачна; наконец он написал в Риме еще портрет Гоголя. ...Приезд наследника цесаревича 145 привлек в Рим множество гостей, особенно русских; Н. В. Гоголь, воспользовавшись этим, как известный писатель, желая помочь одному земляку своему, малороссу, весьма посредственному художнику, Шаповаленко, объявил, что будет читать комедию "Ревизор" 146 в пользу этого живописца, по 5 скуд за билет. Как приезжие русские, так и приятели художника все бросились брать билеты. Говорили, что Гоголь имеет необыкновенный дар читать, особенно "Ревизора", - комедию, обессмертившую его. Княгиня Зинаида Волконская 147 дала ему в своем дворе, Palazzo Poli, большое зало, с обещанием дарового угощения. Съезд был огромный. Я был восхищен появлением в числе гостей двух сестриц Алферьевых, из коих младшая была ангелом красоты, скромности и несказанной доброты; я все время любовался ею. В зале водворилась тишина; впереди, полукругом, стояло три ряда стульев, и все они были заняты лицами высшего круга. По середине залы стоял стол,...