Поиск по творчеству и критике
Cлово "1888"
Входимость: 4. Размер: 165кб.
Входимость: 3. Размер: 75кб.
Входимость: 3. Размер: 176кб.
Входимость: 3. Размер: 58кб.
Входимость: 2. Размер: 109кб.
Входимость: 2. Размер: 77кб.
Входимость: 2. Размер: 65кб.
Входимость: 2. Размер: 66кб.
Входимость: 2. Размер: 14кб.
Входимость: 2. Размер: 83кб.
Входимость: 2. Размер: 93кб.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
Входимость: 2. Размер: 36кб.
Входимость: 2. Размер: 17кб.
Входимость: 2. Размер: 67кб.
Входимость: 2. Размер: 17кб.
Входимость: 2. Размер: 53кб.
Входимость: 2. Размер: 105кб.
Входимость: 2. Размер: 89кб.
Входимость: 2. Размер: 64кб.
Входимость: 2. Размер: 17кб.
Входимость: 1. Размер: 153кб.
Входимость: 1. Размер: 90кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
Входимость: 1. Размер: 125кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Входимость: 1. Размер: 39кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 72кб.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
Входимость: 1. Размер: 25кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
Входимость: 1. Размер: 42кб.
Входимость: 1. Размер: 204кб.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Входимость: 1. Размер: 132кб.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 4. Размер: 165кб.
Часть текста: к «Мертвым душам» Петра Соколова. Многое останется непонятным в творческой биографии таких художников, как Репин, Крамской, В. Маковский, если не учитывать их глубокого интереса к Гоголю и его творениям. Гоголь — один из любимейших писателей советских художников-иллюстраторов. Достаточно вспомнить иллюстрации Кукрыниксов к «Мертвым душам», «Шинели» и «Портрету», А. М. Лаптева — к «Мертвым душам», Е. А. Кибрика — к «Тарасу Бульбе». Иллюстрируя гоголевские произведения, советские художники творчески используют лучшие традиции русского искусства. Систематизация и исследование богатейшего изобразительного материала, связанного с гоголевскими произведениями, начались уже давно 1 . Однако многое в этой области остается еще не изученным, даже еще не найденным, многое стало известно только в недавнее время. Так, всего лишь несколько лет назад был обнаружен и частично опубликован основной цикл иллюстраций Петра Соколова к...
Входимость: 3. Размер: 75кб.
Часть текста: ВНПМ — Вопросы нервно-психической медицины. Киев, 1896–1905 ЖНПК — Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. Москва, 1901–1992. КА — Клинический архив гениальности и одаренности. Екатеринбург/ Свердловск, 1925–1929. ОП — Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. СПб, 1896–1916. Архивные материалы Архив Российской академии наук. Фонд 450 (Акад. Н. К. Кольцов). Архив русской эмиграции при Московском культурном фонде. Дело доктора медицины М. П. Полосина. Музей истории медицины Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. Фонд Архива Психиатрической клиники (ОФ 523/132). Фонд П. Б. Ганнушкина. Общественный музей Преображенской больницы. Фонд 103. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 2299. Н. Е. Осипов. On. 1. Ед. хр. 1. Л. 7 (Осипов Н. Е. Достоевский и психиатры); Ед. хр. 14. Л. 42 (Осипов Н. Е. Толстой и медицина); Ед. хр. 19. Л. 17–26 (Осипов Н. Е. Анализ романа гр. Л. Н. Толстого «Семейное счастье»); Ед. хр. 21. Л. 6, 9 (Осипов Н. Е. Анализ повести гр. Л. Н. Толстого «Детство»); Ед. хр. 26. Л. 14 (Осипов Н. Е. Новый подход к Достоевскому); Ед. хр. 42. JI. 40 (Письмо A. JI. Бёма Осипову); Ед. хр. 44. JI. 2 (Письмо М. О. Вульфа Н. Е. Осипову, 1927 г.); Ед. хр. 47. Л. 1 (Письмо Е. А. Ляцкого Н. Е. Осипову); Ед. хр. 88 (Письмо редактора журнала «Современные записки» В. А. Руднева М. П. Полосину, 21.10.1927). Центральный государственный архив истории и архитектуры г. Москвы (ЦГИАМ). Ф. 363. On. 1. Ед. хр. 70. Л. 185 (Объявление о санатории Н. Н. Баженова и О. Мари в Шуази-ле Руа). Ф. 363. Оп. 2. Ед. хр. 3097. Л. 10 (Свидетельство о политической благонадежности Н. Е. Осипова). Цитируемые источники на русском языке Автократов П. М. Призрение, лечение и эвакуация...
Входимость: 3. Размер: 176кб.
Часть текста: меня памяти друзей моих, что чаще и торжественней льются душевные мои слезы и что живет в душе моей глубокая, неотразимая вера, что небесная сила поможет взойти мне на ту лестницу, которая предстоит мне, хотя я стою еще на нижайших и первых ее ступенях. Много труда и пути, и душевного воспитания впереди еще. Чище горнего снега и светлей небес должна быть душа моя, и только тогда я приду в силы начать подвиги и великое поприще, тогда только разрешится загадка моего существования... О житейских мелочах моих не говорю вам ничего: их почти нет, да, впрочем, слава богу, их даже и не чувствуешь, и не слышишь. Посылаю вам "Мертвые души". Это первая часть... Я переделал ее много с того времени, как читал вам первые главы, но все, однако же, не могу не видеть ее малозначительности, в сравнении с другими, имеющими последовать ей частями. Она, в отношении к ним, все мне кажется похожею на приделанное губернским архитектором наскоро крыльцо к дворцу, который задуман строиться в колоссальных размерах, а, без сомнения, в ней наберется немало таких погрешностей, которых я пока еще не вижу. Ради бога, сообщите мне ваши замечания. Будьте строги и неумолимы как можно больше. Вы знаете сами, как мне это нужно. Гоголь -- В. А. Жуковскому, 26 июня 1842 г., из Берлина. Письма, II, 183. Несмотря на лето, "Мертвые души" расходятся очень живо и в Москве и в Петербурге. Погодину отдано уже 4500 рублей; в непродолжительном времени и другие получат свои деньги (забавно, что никто не хочет получить первый, а всякий желает быть последним). С. Т. Аксаков -- Гоголю, 3 июля 1842 г. История знакомства, 71. При корректуре второго тома прошу тебя действовать как можно самоуправней и полновластней: в "Тарасе Бульбе" много есть...
Входимость: 3. Размер: 58кб.
Часть текста: духовной жизни и чудесныхъ явленiй Божества. По непонятной причине онъ избегалъ встречи съ Ф. П. Газомъ; но въ ночь на новый 1852 годъ онъ, выходя изъ своей комнаты наверхъ къ гр. Александру Толстому, неожиданно встретилъ его, выходящаго отъ графа, на пороге. Гаазъ ломанымъ русскимъ языкомъ старался ему сказать свое приветствiе и между прочимъ, думая выразить известную мысль одного писателя, сказалъ, что онъ желаетъ ему такого новаго года, который бы даровалъ ему вечный годъ. — Присутствующiй тутъ же заметилъ, что эти слова произвели на Гоголя невыгодное впечатленiе и какъ бы поселили унынiе; хотя оно и было скоро проходящее, но служило зародышемъ техъ предчувствiй, которыя въ последствiи времени при другихъ, более яркихъ впечатленiяхъ приняли огромный размеръ. Бъ феврале захворала Хомякова, сестра Языкова, съ которымъ онъ былъ друженъ. Онъ зналъ ее съ детства: ея болезнь сильно озабочивала его. Онъ часто навещалъ ее, и когда она была уже въ опасности, при немъ спросили у Д. Альфонскаго, въ какомъ положенiи онъ ее находитъ; онъ отвечалъ: „надеюсь, что ей не давали каломель, который можетъ ее погубить?“ Но Гоголю было известно, что каломель уже былъ данъ — онъ вбегаетъ къ графу, и браннымъ голосомъ говоритъ: „все кончено, она погибнетъ, ей дали ядовитое лекарство“. — Къ несчастiю, больная действительно въ скоромъ времени умерла. Смерть ея не столько поразила ея мужа и всехъ родныхъ, какъ Гоголя. Расположенный къ мрачнымъ мыслямъ, онъ не могъ...
Входимость: 2. Размер: 109кб.
Часть текста: и дает волну большей активности, жизнерадостности, прилива умственных и физических сил, повышения настроения. Этим повышениям тона нервно-психической жизни соответствуют и наиболее активные периоды его творческой деятельности. Но уже в течение всего последнего десятилетия, очевидно, под влиянием ряда перенесенных приступов психоза — талант угасает, работоспособность исчезает; внутренние побуждения к художественной работе остаются, но ослабленная болезнью сила творчества уже непропорциональна иногда грандиозным замыслам и планам писателя. В его переписке за этот период времени постоянно повторяются жалобы на то, что «не живется и не пишется». В письме к Жуковскому (14 дек. 1849 г., Москва) он спрашивает: «Что это? старость или временное оцепенение сил?.. Творчество мое лениво. Стараясь не пропустить и минуты времени, не отхожу от стола, не отодвигаю бумаги, но строки лепятся вяло; а время летит невозвратно. Или в самом деле 42 года есть для меня старость»? И ранее в другом письме к Жуковскому (3 апр. 1849 г.): «Та же недвижность и в моих литературных занятиях. Я ничего не издал в свет и ничего не готовлю, что и приуготовляю, то идет медленно и не может никак выйти скоро и Бог один знает, когда выйдет. Отчего, зачем нашло на меня такое оцепенение, этого не могу понять». Эти периодические повторения меланхолических депрессивных периодов в жизни Гоголя можно отметить, начиная с первой половины 30-х годов. Уже 1833 г. был, как выражается не психиатр, а историк литературы — Шенрок, мертвым годом для Гоголя. Шенрок отмечает поразительную непроизводительность Гоголя в этом году и высказывает предположение, что это объясняется болезнью. Кулиш, первый биограф Гоголя, также отмечает, что «в промежуток между июлем и ноябрем с Гоголем случилось нечто необыкновенное», но что именно, остается неизвестным. Сам Гоголь в письме от 9 ноября этого года пишет, между...
Входимость: 2. Размер: 77кб.
Часть текста: обещание написать второй том с изображением "прекрасного начала" в русской жизни. Сожжение рукописи в 1845 г. и обращение к теоретической разработке этой проблемы. "Воскрешение" Плюшкина и всех мертвых душ как цель Гоголя. Общественно-политические истоки идейного кризиса и перелома в Гоголе в середине 40-х гг. Приближение социальной бури на Западе. Опасность нового крестьянского возмущения в России. "Страхи и ужасы" России и Европы в восприятии Гоголя. Недовольство Гоголя ростом его популярности в Европе. Религиозные искания как поиски выхода из обступавших Гоголя "страхов и ужасов". Решение издать "Выбранные места" для пропаганды выводов, к которым пришел Гоголь. Идеи книги Гоголя: самодержавие, православие, великороссийский шовинизм. "Выбранные места" и славянофильская идеология. "Выбранные места" и западноевропейские произведения феодального социализма. Идейная борьба в России в момент появления "Выбранных мест"....
Входимость: 2. Размер: 65кб.
Часть текста: без всяких средств; мне нужно давать ее актерам на разыграние, что обыкновенно делается, по крайней мере, за два месяца прежде. Сделайте милость, пришлите скорее и сделайте наскоро хоть сколько-нибудь главных замечаний. Начал писать "Мертвых Душ". Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Но теперь остановил его на третьей главе. Ищу хорошего ябедника, с которым бы можно коротко сойтись. Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь. Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если же сего не случится, то у меня пропадет даром время, и я не знаю, что делать тогда с моими обстоятельствами. Я, кроме моего скверного жалования университетского -- 600 рублей, никаких не имею теперь мест. Сделайте же милость, дайте сюжет; духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, куда смешнее черта! Ради бога, ум и желудок мой оба голодают. Мои ни "Арабески", ни "Миргород" не идут совершенно. Черт их знает, что это значит! Книгопродавцы такой народ, которых без всякой совести можно повесить на ...
Входимость: 2. Размер: 66кб.
Часть текста: самообмана. Хлестаков - обобщение типичных черт, свойственных людям эпохи фикций, от Николая до поручика Пирогова. Мир уездного чиновничества в "Ревизоре". Купечество и его жалобы на нарушение "конституционной гарантии" российской буржуазии - узаконенного взяточничества. Восторженный прием "Ревизора" у молодежи. "Негодование света". Официальное одобрение "Ревизора" и натравливание казенных перьев на комедию. Неожиданный финал "Ревизора" в Чембаре. Растерянность Гоголя: "все против меня" - чиновники, полицейские, купцы, литераторы. "Театральный разъезд" как попытка разобраться в причинах негодования "всех сословий". Ответ "автора" его хулителям. Решение Гоголя временно уехать за границу. 1 "Ревизор", высшее достижение гоголевского драматического гения, - третья пьеса Гоголя. Но читатели и зрители узнали ее первой, поскольку из неоконченного "Владимира III степени" Гоголь в № 1 "Современника" (в марте 1836 г.) опубликовал только одну сцену под названием "Утро...
Входимость: 2. Размер: 14кб.
Часть текста: целого столетия и фонд их мог уже считаться исчерпанным, при просмотре хранящихся в архивах неизданных писем и дневников разных современников Гоголя удалось обнаружить свыше пятисот неизвестных свидетельств о великом писателе. Выявленные письма и дневниковые записи ученых, литераторов, журналистов, художников, актеров, студентов, а также родных и друзей Гоголя представляют многообразный материал для характеристики как самого Гоголя, так и окружавшей его среды. Немногие из русских писателей XIX века пользовались при жизни такой широкой известностью, как Гоголь. Выход в свет каждой его новой повести, появление на сцене новой комедии становились событием, горячо обсуждавшимся всей читающей Россией. Имя Гоголя-художника было боевым знаменем для прогрессивной части русского общества, возглавлявшейся Белинским. Глубокой ненавистью платили Гоголю представители крепостнической, бюрократической России и рептильные журналисты, не прощавшие ему его обличений. О Гоголе спорили с пеной у рта. Знакомства с ним упорно добивались. Каждое слово Гоголя, каждый его поступок подвергались подробному анализу. Издатели журналов и альманахов не переставали преследовать Гоголя просьбами о сотрудничестве. Все это не могло не оставить заметного следа и в переписке современников Гоголя. Наибольшее количество материалов о Гоголе обнаружено в огромном семейном фонде Аксаковых, в настоящее время раздробленном и находящемся в нескольких архивохранилищах Москвы и Ленинграда. Аксаковы поддерживали знакомство с Гоголем в течение целых двух десятилетий и внимательно следили за его жизненным и творческим путем, постоянно обмениваясь между собой своими наблюдениями. Частые встречи с Гоголем; чтение им своих сочинений; высказывания его о произведениях литературы и искусства; подробности о постановке его пьес; отзывы читателей о Гоголе и его сочинениях; цензурные...
Входимость: 2. Размер: 83кб.
Часть текста: заката феодализма, вдумчиво, но без страха наблюдавший буржуазное перерождение своего класса, органически вошел в слагавшуюся культуру новой буржуазной России. Писаревское „неприятие“ Пушкина, его „искусства для искусства“, было кратковременным эпизодом в истории русского просвещения. Традиции этого „неприятия“ еще можно проследить в народнических противопоставлениях Пушкина Некрасову. Но к 80-м годам прошлого века, когда народничество, несмотря на героические усилия и блестящие победы „Народной воли“, постепенно расставалось с былыми революционными „иллюзиями“, — Пушкин был внесен в пантеон русской буржуазной культуры как знамя социального мира и культурного единения всех наций, всех сословий. „Пушкин нашел... свои идеалы в родной земле“, — и от его имени 8 июня 1880 г. Достоевский, накануне казни Александра II, призывает всех „на спасительную дорогу смиренного общения с народом“, призывает к „народной вере и...