Поиск по творчеству и критике
Cлово "1836"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Мордовченко Н. И.: Гоголь и журналистика, 1835 - 1836 гг.
Входимость: 46. Размер: 120кб.
2. Письма Гоголя
Входимость: 35. Размер: 146кб.
3. Вересаев В.: Гоголь в жизни. V. "Ревизор"
Входимость: 25. Размер: 65кб.
4. Гиппиус В.: Проблематика и композиция "Ревизора"
Входимость: 22. Размер: 109кб.
5. Чиж В. Ф.: Болезнь Н. В. Гоголя. Глава VI
Входимость: 20. Размер: 65кб.
6. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Часть первая. Глава седьмая
Входимость: 19. Размер: 66кб.
7. Рецензии, не вошедшие в "Современник"
Входимость: 18. Размер: 37кб.
8. Манн Ю. В.: Гоголь Н. В. (Русские писатели. - 1989 г.)
Входимость: 18. Размер: 71кб.
9. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 5. Драматургия. Часть 5
Входимость: 14. Размер: 95кб.
10. Вересаев В.: Гоголь в жизни. VI. За границей
Входимость: 14. Размер: 144кб.
11. Анри Труайя: Николай Гоголь. Часть II. Глава I Путешествие
Входимость: 13. Размер: 24кб.
12. Рецензии из "Современника"
Входимость: 12. Размер: 22кб.
13. Анри Труайя: Николай Гоголь. Часть I. Глава X. Представление
Входимость: 11. Размер: 37кб.
14. Петербургские записки 1836 года
Входимость: 11. Размер: 33кб.
15. Степанов А.Н.: Николай Васильевич Гоголь. "Общественная комедия"
Входимость: 11. Размер: 39кб.
16. Официальная переписка о "Ревизоре"
Входимость: 11. Размер: 12кб.
17. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава пятая. Театр – "Великая школа" и "Кафедра". Часть 5
Входимость: 11. Размер: 21кб.
18. Гоголь Н. В. - Прокоповичу Н. Я., 25 января (н. ст.) 1837 г.
Входимость: 10. Размер: 23кб.
19. Гиппиус В.: Н. В. Гоголь
Входимость: 10. Размер: 102кб.
20. Рулин П. И.: "Женитьба"
Входимость: 10. Размер: 104кб.
21. Гоголь в русской критике (сборник). Поляков М. Я.: Гоголь в оценке русской критики. Страница 2
Входимость: 10. Размер: 42кб.
22. Чиж В. Ф.: Болезнь Н. В. Гоголя. Глава VII
Входимость: 9. Размер: 78кб.
23. Письма современников о Гоголе
Входимость: 9. Размер: 26кб.
24. Анненков П.В. - Н.В. Гоголь в Риме летом 1841 года. Страница 5
Входимость: 9. Размер: 52кб.
25. Анри Труайя: Николай Гоголь. Биографический список
Входимость: 8. Размер: 36кб.
26. Зеньковский В.: Н. В. Гоголь. Вместо введения
Входимость: 8. Размер: 38кб.
27. Гиппиус В. В.: Творческий путь Гоголя. Первый период жизни (1809—1836)
Входимость: 8. Размер: 37кб.
28. Алексеев М. П.: Томас Мур и русские писатели XIX века
Входимость: 8. Размер: 132кб.
29. Зеньковский В.: Н. В. Гоголь. Часть II. Гоголь как мыслитель. Глава II
Входимость: 8. Размер: 33кб.
30. Падерина Е. Г.: Пушкинский мотив в заграничных письмах Гоголя 1836 — 1842 годов
Входимость: 8. Размер: 32кб.
31. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Часть вторая. Глава вторая
Входимость: 7. Размер: 42кб.
32. Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга. Глава 1. "Верный список общества". Часть 6
Входимость: 7. Размер: 16кб.
33. А. Воронский. Гоголь. Комедии
Входимость: 7. Размер: 38кб.
34. Гуковский Г. А.: Реализм Гоголя. Глава III. Петербургские повести. Часть 1
Входимость: 7. Размер: 77кб.
35. Виноградов В. В.: Поэтика русской литературы. Избранные труды. Эволюция русского натурализма. Гоголь и Достоевский. О литературной циклизации
Входимость: 7. Размер: 69кб.
36. Аксаков C.Т. - История моего знакомства с Гоголем. (Страница 5)
Входимость: 7. Размер: 67кб.
37. Шенрок В. И.: Материалы для биографии Гоголя (старая орфография). Пять лет жизни за-границей. 1836 - 1841 гг. II. Заграничная жизнь Гоголя в 1836 - 1839 годах. Глава I
Входимость: 6. Размер: 18кб.
38. Чиж В. Ф.: Болезнь Н. В. Гоголя. Глава X
Входимость: 6. Размер: 57кб.
39. Синявский Андрей (Абрам Терц): В тени Гоголя. Глава третья. Мертвые душат. Рельеф портрета.
Входимость: 6. Размер: 45кб.
40. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава пятая. Творчество Н. В. Гоголя (1809-1852)
Входимость: 6. Размер: 178кб.
41. Игорь Золотусский. Гоголь. Часть 3. Глава третья.
Входимость: 6. Размер: 37кб.
42. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел пятый. Глава четвертая. Творчество М. Ю. Лермонтова (1814-1841)
Входимость: 6. Размер: 56кб.
43. Гиппиус В. В.: Творческий путь Гоголя. Драматургия
Входимость: 6. Размер: 44кб.
44. Гоголь Н. В. - Погодину М. П., 21 февраля 1836 г.
Входимость: 6. Размер: 4кб.
45. Шенрок В. И.: Материалы для биографии Гоголя (старая орфография). Пять лет жизни за-границей. 1836 - 1841 гг. I. Постановка на сцену "Ревизора" и отъезд Гоголя за-границу. Глава XII
Входимость: 6. Размер: 41кб.
46. Мочульский К.: Духовный путь Гоголя. 5. За границей и в России (1836–1842)
Входимость: 6. Размер: 26кб.
47. Игорь Золотусский. Гоголь. Часть 3. Глава вторая.
Входимость: 6. Размер: 46кб.
48. Машинский С. И.: Художественный мир Гоголя. Глава четвертая. История. Критика. Повести. Часть 2
Входимость: 6. Размер: 52кб.
49. Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века. Раздел шестой. Теория реализма. Основоположник революционно-демократической критики и эстетики В. Г. Белинский (1811-1848)
Входимость: 5. Размер: 70кб.
50. Вересаев В.: Гоголь в жизни. Примечание
Входимость: 5. Размер: 64кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Мордовченко Н. И.: Гоголь и журналистика, 1835 - 1836 гг.
Входимость: 46. Размер: 120кб.
Часть текста: Намереваясь писать историю средних веков, „томов в 8 или 9“, он в то же время продолжает обрабатывать комедию „Женихи“, готовит к печати „Миргород“ и „Арабески“, в это же время заканчивает „Нос“ для „Московского Наблюдателя“ и высказывает самое активное и горячее сочувствие в организации этого журнала. С осени 1835 г. Гоголь начал работу над „Мертвыми душами“ и над „Ревизором“. Профессорская кафедра, журналистика, театр переплетаются и чередуются в это время в замыслах Гоголя. В 1835 г. Гоголь принимает ближайшее участие в проектируемом альманахе Пушкина, а с 1836 г., „расплевавшись с университетом“, входит активным сотрудником в „Современник“, где выступает с боевой нашумевшей статьей „О движении журнальной литературы“. В „Современник“ Гоголь дал „Коляску“, „Нос“ (непринятый редакцией „Московского Наблюдателя“), „Утро делового человека“. Он писал для „Современника“ рецензии и вел в журнале значительную редакционно-техническую работу. Первая постановка „Ревизора“ на сцене была рубежом в творческой биографии Гоголя. Комедия прозвучала как...
2. Письма Гоголя
Входимость: 35. Размер: 146кб.
Часть текста: М. И., август 1822 г. 14. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., 10 октября 1822 г. 15. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., 23 марта 1823 г. 16. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., 3 октября 1823 г. 17. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., ноябрь - декабрь 1823 г. 18. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., 11 декабря 1823 г. 19. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., 22 января 1824 г. 20. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., 30 марта 1824 г. 21. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., 13 июня 1824 г. 22. Гоголь Н. В. - Гоголю В. А. и Гоголь М. И., 1 октября 1824 г. 23. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., 19 октября 1824 г. 24. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 13 января 1825 г. 25. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., март 1825 г. 26. Гоголь Н. В. - Гоголям В. А. и М. И., 18 марта 1825 г. 27. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 23 апреля 1825 г. 28. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 24 апреля 1825 г. 29. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 26 мая 1825 г. 30. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 3 июня 1825 г. 31. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 10 июня 1825 г. 32. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 15 августа 1825 г. 33. Гоголь Н. В. - Данилевскому А. С., 17 августа 1825 г. 34. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 30 сентября 1825 г. 35. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 13 октября 1825 г. 36. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 23 октября 1825 г. 37. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 2 декабря 1825 г. 38. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 17 января 1826 г. 39. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 21 апреля 1826 г. 40. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 14 мая 1826 г. 41. Гоголь Н. В. - Гоголь М. И., 4 июня 1826 г. 42. Гоголь Н. В. - Гоголь М....
3. Вересаев В.: Гоголь в жизни. V. "Ревизор"
Входимость: 25. Размер: 65кб.
Часть текста: мне нужно давать ее актерам на разыграние, что обыкновенно делается, по крайней мере, за два месяца прежде. Сделайте милость, пришлите скорее и сделайте наскоро хоть сколько-нибудь главных замечаний. Начал писать "Мертвых Душ". Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон. Но теперь остановил его на третьей главе. Ищу хорошего ябедника, с которым бы можно коротко сойтись. Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь. Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если же сего не случится, то у меня пропадет даром время, и я не знаю, что делать тогда с моими обстоятельствами. Я, кроме моего скверного жалования университетского -- 600 рублей, никаких не имею теперь мест. Сделайте же милость, дайте сюжет; духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, куда смешнее черта! Ради бога, ум и желудок мой оба голодают. Мои ни "Арабески", ни "Миргород" не идут совершенно. Черт их знает, что это значит! Книгопродавцы такой народ, которых без всякой совести можно повесить на первом дереве. Гоголь -- А. С. Пушкину, 7 окт. 1835 г., Письма, I, 353. Мысль "Ревизора" принадлежит Пушкину. Гоголь. Авторская исповедь. Гоголь при разговоре, между прочим, заметил, что первую идею к "Ревизору" подал ему Пушкин, рассказав о Павле Петровиче Свиньине, как он, в Бессарабии, выдавал себя за какого-то петербургского важного чиновника и только зашедши уже далеко (стал было брать прошения от колодников), был остановлен. -- "После слышал я,-- прибавил он,-- еще несколько подобных проделок, напр., о каком-то Волкове" 2 . О. М. Бодянский . Дневник. Рус. Стар., 1889, окт. 134. Пушкин рассказал Гоголю про случай, бывший в городе Устюжине Новгородской губ., о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей. Кроме...
4. Гиппиус В.: Проблематика и композиция "Ревизора"
Входимость: 22. Размер: 109кб.
Часть текста: беззаботными сценами“ и сатирой отражают противоречивую сущность определенной социальной группы, — именно той, которая в обстановке разгрома дворянской революции 1825 года занимала промежуточное положение между консервативно-аполитичной массой патриархального дворянства и радикально-настроенными буржуазно-дворянскими кругами. Та же или сходная социально-политическая характеристика применима ко многим литературным деятелям 30-х гг., примыкавшим частью — как и Гоголь — к пушкинскому „Современнику“, частью — к только что основанному „Московскому Наблюдателю“ (Андросов). Взятая в общем виде, характеристика эта применима и к Пушкину (последнего периода жизни); был момент, когда Пушкин и Гоголь идеологически очень близко подошли друг к другу (при всех бесспорных индивидуальных различиях между ними). Факты литературного единомыслия Гоголя с Пушкиным не могут быть успешно объяснены ни при механистическом и вполне произвольном прикреплении каждого из них к противоположным группам дворянства — Пушкина к „великосветской“, Гоголя — к „мелкопоместной“; ни при столь же упрощенном противопоставлении „либерально-дворянского“ Пушкина — „реакционно-дворянскому“ Гоголю (без учета идеологической эволюции Гоголя). Симптоматично, что сам Гоголь поворот свой в сторону серьезного комизма связывал именно с влиянием Пушкина („Но Пушкин заставил меня взглянуть на дело сурьезно“). Однако показания так называемой „Авторской исповеди“, откуда взяты и эти слова, требуют уточнений. Невозможно датировать этот...
5. Чиж В. Ф.: Болезнь Н. В. Гоголя. Глава VI
Входимость: 20. Размер: 65кб.
Часть текста: молодой человек, так заботился о своем здоровье, что в том же письме просит Прокоповича выслать ему в Васильевку три термометра; в городской квартире Гоголя было два термометра. Поездка не состоялась, и Гоголь летом 1835 г. чувствовал себя дурно в Васильевке, о чем и напоминает матери в письме от 22. ХII 1837 г.: "Когда я был последний раз у вас, вы, я думаю, сами заметили, что не знал, куда деваться от тоски, и напрасно искал развлечений. Я сам не знал, откуда происходила эта тоска, и, уже приехавши в Петербург, узнал, что это был припадок моей болезни (гемороид)". Так как Гоголь неоднократно жаловался на эту болезнь, то необходимо остановиться на этой жалобе больного. Неизвестно, страдал ли действительно Гоголь геморроем, или он так называл свои запоры; мало вероятно, чтобы Гоголь действительно страдал геморроями; все же эта болезнь редко бывает у молодых людей, и притом, если бы у него действительно была эта болезнь, у него был бы характерный для нее цвет лица. Важно то, что Гоголь придавал большое значение своей болезни, так о ней беспокоился, так желал лечиться. В самом деле, разве не мало лиц, страдающих геморроем, запорами, прилежно...
6. Гус М.С.: Гоголь и николаевская Россия. Часть первая. Глава седьмая
Входимость: 19. Размер: 66кб.
Часть текста: и натравливание казенных перьев на комедию. Неожиданный финал "Ревизора" в Чембаре. Растерянность Гоголя: "все против меня" - чиновники, полицейские, купцы, литераторы. "Театральный разъезд" как попытка разобраться в причинах негодования "всех сословий". Ответ "автора" его хулителям. Решение Гоголя временно уехать за границу. 1 "Ревизор", высшее достижение гоголевского драматического гения, - третья пьеса Гоголя. Но читатели и зрители узнали ее первой, поскольку из неоконченного "Владимира III степени" Гоголь в № 1 "Современника" (в марте 1836 г.) опубликовал только одну сцену под названием "Утро делового человека", а "Женитьба" была известна лишь ограниченному кругу лиц, слышавших авторское чтение пьесы (в Петербурге - в марте и в Москве - в мае 1835 г.). В статье "Петербургские записки 1836 года" Гоголь изложил свой основной эстетический принцип, имевший прямое отношение и к области драматургии: "То, что вседневно окружает нас, что неразлучно с нами, что обыкновенно, то может замечать один только глубокий, великий, необыкновенный ум". Это положение развивало и углубляло уже известную читателям мысль Гоголя (из статьи о Пушкине): "Чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное". Жизнь настоятельно требовала, чтобы явился поэт, способный в наиболее вседневном, обыкновеннейшем открыть то, что необыкновенно в своей противоестественности, уродливости, гнусности, открыть и выставить на всенародные очи для осмеяния, осуждения,...
7. Рецензии, не вошедшие в "Современник"
Входимость: 18. Размер: 37кб.
Часть текста: войска. При ней находятся портреты императоров и великих генералов. <Детский Карамзин, или Русская история в картинах, издаваемая Андреем Прево, коммиссионером Общества поощрения художеств, выходит тетрадями. С. -П. -бург, в тип. Гинце, 1836, в 8 д. л.> Издается периодически, в месяц до двух тетрадей. Литография незавидная, но для детей годится. <* Русские классики. Часть 1. Кантемир . 1836. СПб., в тип. Гинце. Выходит небольшими тетрадями.> Намерение очень хорошее — издать Кантемира и других старых писателей наших. Но издается это очень странно: в месяц выходит один или два печатных листа. За эти два листа и за обвертку к ним, в которой читателю решительно нет никакой надоб<ности>, читатель плотит рубль. Довольно дорого и неудобно. Дорого потому, что небольшой томик Кантемира будет стоить гораздо дороже десяти рублей. Неудобно потому, что у нас не привыкли к такому мелкому расчету, и всякой будет ожидать лучше всей книги, чтобы куп<ить>. На тетрадки обыкновенно разлагаются в Европе огромные издания, для того чтобы облегчить взнос денег для читателей, которые NB все почти люди бедные. Притом ливрезоны, выпускаемые французами, никогда не издаются по одному листу, но за 1 рубль они представят такое количество букв, какого не составит весь Кантемир. Плюшар издает «Путешествие вокруг света» Дюмон Дюрвиля. В месяц выходит тетрадь из 10 печатных листов довольно густой печати; при них множество картинок и вся тетрадь обходится по два рубли. Это можно назвать у нас дешевым. Притом издатели очень длят это издание. Кантемир, которого можно отпечатать всего в две недели, будет печатать<ся> полгода; кому охота каждый месяц <ждать> одного печатного листа? <* История поэзии. Чтения адъюнкта Московского университета Степана Шевырева. Том первый, содержащий в себе Историю поэзии индейцев и евреев, с приложением двух вступительных чтений о характере образования и...
8. Манн Ю. В.: Гоголь Н. В. (Русские писатели. - 1989 г.)
Входимость: 18. Размер: 71кб.
Часть текста: мон., в 1931 останки Г. перенесены на Новодевичье кладб.]. Происходил из семьи помещиков ср. достатка: у Гоголей было св. 1000 десятин земли и ок. 400 душ крепостных. Отец Г., Вас. Аф. Гоголь-Яновский (1777—1825), служил при Малорос. почтамте, в 1805 уволился с чином коллеж. асессора и женился на Мар. Ив. Косяровской (1791—1868), по преданию, первой красавице на Полтавщине. В семье было шестеро детей: помимо Г., сын Иван (ум. в 1819), дочери Марья (1811—44), Анна (1821—93), Лиза (1823—64) и Ольга (1825—1907). Г., будучи старшим братом, впоследствии опекал сестер, заботясь об их воспитании и образовании. Дет. годы Г. провел в имении родителей Васильевке (др. назв. — Яновщина). Край был овеян легендами, поверьями, ист. преданиями, будоражившими воображение. Рядом с Васильевкой располагалась Диканька (к к-рой впоследствии Г. приурочил происхождение своих первых повестей), где показывали сорочку казненного Кочубея, а также дуб, у к-рого якобы проходили свидания Мазепы с Матрёной (Марией). Культурным центром края являлись Кибинцы, имение Д. П. Трощинского (1754—1829), дальнего родственника...
9. Степанов Н. Л.: Гоголь - Творческий путь. Глава 5. Драматургия. Часть 5
Входимость: 14. Размер: 95кб.
Часть текста: все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Показывая отвратительный облик бюрократическо-чиновнической России, Гоголь тем самым обнажал антинародную, хищническую сущность всего помещичье-крепостнического строя, учил ненавидеть мерзость, лицемерие и корыстолюбие его чиновных представителей. Познакомившись с провинциальным чиновничеством во время своей вятской ссылки, Герцен с гневом рассказывает в «Былом и думах» об этом «искусственном, необразованном классе», который «составляет какое-то гражданское духовенство, священнодействующее в судах и полициях и сосущее кровь народа тысячами ртов, жадных и нечистых». Вспоминая о появлении «Ревизора», он говорит: «Гоголь приподнял одну сторону занавеси и показал нам русское чиновничество во всем безобразии его…». [235] В своем знаменитом письме к Гоголю Белинский указывал, что николаевская Россия «представляет собою ...
10. Вересаев В.: Гоголь в жизни. VI. За границей
Входимость: 14. Размер: 144кб.
Часть текста: вероятно, продолжится на несколько лет. Но теперь для меня есть что-то в этом утешительное. Разлуки между нами не может и не должно быть, и где бы я ни был, в каком отдаленном уголке ни трудился, я всегда буду возле вас. Каждую субботу я буду в вашем кабинете, вместе со всеми близкими вам. Вечно вы будете представляться мне слушающим меня читающего. Какое участие, какое заботливо-родственное участие видел я в глазах ваших!.. Низким и пошлым почитал я выражение благодарности к вам. Нет, я не был проникнут благодарностью; клянусь, это было что-то выше, что-то больше ее; я не знаю, как назвать это чувство, но катящиеся в эту минуту слезы, но взволнованное до глубины сердце говорят, что оно одно из тех чувств, которые редко достаются в удел жителю земли. -- Мне ли не благодарить пославшего меня на землю! каких высоких, каких торжественных ощущений, невидимых, незаметных для света, исполнена жизнь моя! Клянусь, я что-то сделаю, чего не делает обыкновенный человек. Львиную силу чувствую в душе своей и заметно слышу переход свой из детства, проведенного в школьных занятиях, в юношеский возраст. В самом деле, если рассмотреть строго и справедливо, что такое все написанное мною до сих пор? Мне кажется, как будто я разворачиваю давнюю тетрадь ученика, и которой на одной странице видно нерадение и лень, на другой нетерпение и поспешность, робкая и дрожащая рука начинающего и смелая замашка шалуна, вместо букв выводящая крючки, за которую бьют по рукам. Изредка, может быть, выберется страница, за которую похвалит разве только учитель, провидящий в них зародыш будущего. Пора, пора наконец заняться делом. О, какой непостижимо-изумительный смысл имели все случаи и обстоятельства моей жизни. Как спасительны для меня были все неприятности и огорчения. Они имели в себе что-то...