Будьдобрый Н. Г. - Языкову Н. М., 16 сентября 1846 г.

138. Н. Г. БУДЬДОБРЫЙ — Н. М. ЯЗЫКОВУ

<Тверь.> Сентября 16 дня 1846 г.

...На-днях я прочитал в московских газетах отрывок из письма Гоголя к Вам об «Одиссее», переведенной Жуковским1 и чистоту и прелесть «Одиссеи», легко поверить и тому, что появление ее у нас породит много действительного добра. Судорожно-вычурные писатели наши поучатся по «Одиссее» правдоподобию и нравственной цели вымысла и любезной простоте повествования. Впрочем, скорей будущих, нежели настоящих поэтов урезонит «Одиссея». Настоящие певцы слишком горды, слишком уверены в своих (часто сомнительных) силах, и старика Гомера они не послушают <...>

«Одиссея» может заставить покраснеть (еще способного краснеть) гражданина, обвинительно уличив его во множестве отступлений от прямых обязанностей своих, — может даже поворотить его на должную дорогу; словом, «Одиссея» произведет у нас благотворное влияние, но частное, а не всеобщее, не такое, какого ожидает Гоголь. Целой массы, всего народа нашего не обвеет ее чистое и нежное дыхание: он не прочитает ее. Где у нас грамотные мещане, солдаты, портные и мужики?2 Да и довольно ли только прочитать или услышать? <...> Видно у нас в чем-то глубоко гнездится великая помеха всеобщему улучшению, и «Одиссее» не снять ее3.

— надежды сердца благородного, сильно желающего нам спасительного обновления жизни. Читая его письмо, так и кажется, что он готов бы был, ценою собственного злополучия, укоренить правду во все сердца и влить счастие во все души, и во всяком возвышенном явлении уже думает видеть средство к исполнению этих заветных и святых стремлений, которым в этом мире чуть ли не вечно суждено оставаться лишь стремлениями...

Примечания

— Яз. II. 4).

Николай Григорьевич — учитель русской грамматики в Тверской гимназии, бывший студент Московского университета, где учился одновременно с Белинским (см. упоминание о нем в «Лит. наследстве», т. 56, стр. 421).

1 См. письма №№ 133 и 134.

2 «Выбранные места из переписки с друзьями» Белинский писал по поводу этой статьи: «Как будет простой народ читать „Одиссею“? Положим, „Одиссея“ не принадлежит к числу книжонок, издаваемых для народа европейскими человеколюбцами, но как будет читать ее наш народ, которому автор так положительно и строго запрещает знать грамоте?» (Соч., т. VII, стр. 448).

3 «великой помехой всеобщему улучшению» Будьдобрый не мог не иметь в виду общественного строя николаевской России, при котором рассчитывать на улучшение благосостояния и культурное развитие народа было невозможно.

Раздел сайта: