Капнист И. В. - Гоголю Н. В., 23 июня 1849 г.

И. В. КАПНИСТ — Н. В. ГОГОЛЮ

<23 июня 1849>

Я был у Вас, любезнейший Николай Васильевич, и к сожалению не застал. Прошу Вас усерднейше приехать завтра 24-го числа в Сокольники обедать к сердечно Вас любящему  .

 по описи — 159). Записка не датирована, но ее можно датировать точно: слова „завтра 24-го числа“ и приглашение на именины к Ивану Васильевичу Капнисту указывает на 24 июня; приглашение в Сокольники — на то, что записка писана в Москве; 24 июня Гоголь был в Москве только в 1849 г.

— поэтом Василием Васильевичем (1757—1823) и его детьми — Гоголи-Яновские были знакомы издавна, как соседи по Миргородскому уезду. Это была выдающаяся по культурному уровню и по общественным связям семья: родство и дружба соединяли Капнистов с Муравьевыми-Апостолами; более или менее близко знакомы они были и с другими декабристами — Бестужевым-Рюминым, Лорером, Луниным, Н. М. и А. М. Муравьевыми, Пестелем, а позже — с деятелями украинского национального движения. Гоголь в течение всей жизни поддерживал знакомство с Капнистами, особенно с Софьей Васильевной (1797—1887), вышедшей в 1833 г. замуж за Василия Антоновича Скалона (1805—1882), преподавателя полтавского кадетского корпуса. Упоминаемые здесь дети Скалонов — Александра (р. 1835) и Василий (р. 1841). К числу хороших знакомых Гоголя принадлежал и брат Софьи Васильевны, Алексей Васильевич Капнист (1796—1867), бывший в свое время членом Союза Благоденствия. Софья Васильевна Капнист-Скалон оставила интересные воспоминания, где много данных о деятелях Южного общества. Возможность встречи Гоголя-подростка с будущими декабристами не исключена, но ничем и не подтверждена (см. повесть А. Л. Слонимского „Черниговцы“). С. В. Скалон в своих воспоминаниях отмечает серьезность и постоянную задумчивость мальчика, а затем юноши Гоголя и приводит любопытный эпизод: „Ехавши в Петербург, он заехал к нам и, прощаясь со мною, он удивил меня следующими словами: „Прощайте, София Васильевна! Вы или ничего обо мне не услышите, или услышите что-нибудь очень хорошее“. Слова эти вызвали общее удивление, так как в молодом человеке не видели и не предполагали „ничего особенного“. Впервые воспоминания С. В. Скалон опубликованы (неисправно) в „Историческом Вестнике“ 1891 г., кн. 5—6; новейшая публикация — под редакцией и с комментарием Ю. Г. Оксмана — в книге: „Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820-х годов“, т. I, Изд-во политкаторжан, М., 1931.

—1860), написавшего эту записку, — он тоже был с Гоголем в добрых отношениях в годы их совместной жизни в Москве. Он служил с 1814 по 1820 г. по министерству юстиции, с 1826 по 1842 г. — по выборам (сначала миргородским уездным, затем полтавским губернским предводителем дворянства), с 1842 — смоленским, а с 1844 г. (по 1855) — московским гражданским губернатором. Об умеренности политических взглядов И. В. Капниста даже в молодые годы свидетельствует переданный его сыном, — вероятно со слов отца, разговор с Пестелем, которого Капнист отговаривал от попыток переворота (Соч. П. И. Капниста, т. I, стр. XXXIII, цитирую по названным выше „Воспоминаниям“, с. 417); впрочем, в этом отношении не отличалась от него и сестра-мемуаристка, которая, говоря о декабристах, проявляет личное сочувствие к их судьбе, но не сочувствие их политической деятельности. В дальнейшем И. В. Капнист, повидимому, вполне сливается с реакционными кругами: именно в среде посетителей Капниста слышал Л. И. Арнольди возмущение „революционностью“ Гоголя. Литературные вкусы и взгляды И. В. Капнист исповедывал самые рутинные: по словам Л. И. Арнольди „он остановился на «Водопаде» Державина и дальше не пошел; даже Пушкина не любит“; Гоголя, как писателя, тоже не признавал и не видел в нем „ни на грош таланта“. Это не мешало ему поддерживать с Гоголем приятельские отношения; Гоголь же особенно охотно читал ему свои сочинения, в расчете услышать „строгую и беспощадную“ критику (Лев Арнольди. Мое знакомство с Гоголем. — Русский Вестник, 1862, № 1). Отклик И. В. Капниста на смерть Гоголя см. ниже в письме его к В. А. Скалону (см. приложение к статье А. А. Назаревского „Из архива Головни“).