Иванов А. А. - Гоголю Н. В., февраль 1842 г.

А. А. ИВАНОВ — Н. В. ГОГОЛЮ

<февраль 1842>

... ибо дерево должно быть выветренно, а после и грунт очень крепко высушен. — Теперь я во Флоренции и чрез 12 дней надеюсь ехать в Рим и начать работать уже сурьезно. —

Болезнь моя как не горька однако ж имеет и свое доброе напр. — мне во первых посоветывали не жить в студии, а взять комнатку на солнце. — Только у Моллера мог я найти ее в Риме, ту самую где он сам страдал прошлого году. — Живя вместе с ним я невольно узнал весьма подробно его домашний образ жизни и совершенно уверился, что он его совсем уничтожает как в искусстве так и в характере. — Мало-помалу я успел склонить его на разрыв с подлым семейством [и что удивительнее всего] [Но мы убежали тайно во Флоренцию полубольными] и успел. Хотя это стоило временной утраты здоровья и его и моего. — Мы спаслись тайным бегством во Флоренцию где теперь отдыхаем от понесенных напастей, он отправляется скоро в Россию, а я в Рим где может быть ждут меня новые неприятности по сему случаю. Я бы желал рассказать всё подробно, но отлагаю до другого разу, ибо мы и без того заставили Вас дожидаться лишний месяц.

Надеюсь, что Вы ничего ему не скажете ни в каком случае, а примете мое слово как за отчет моральных моих действий в жизни, которые мне приятно поверять только Вам.

Копия [с] групп женщин Еллеодора еще не начата — если начнет Шаповалов для Вас головки с Христов то это по прорисам с оригиналов, это будет всего лучше и для его легче и вернее — кипарисные доски будут или паралелограмы или квадраты — сообразно с красотою помещения сих частей картин Рафаеля, может быть третья голова Христа будет с Диспута Рафаеля, но я бы прежде желал знать что Вы тут скажете. — Разумеется что с тайной вечери Леонардо де Винчи всего бы лучше было сделать. — Но для этого нужен Милан — если мои обстоятельства улучшатся то я, копируя всю ее для себя, сделаю и для Вас одну головку Спасителя. — Я еще не добрался до окончания фигуры Спасителя в моей картине, по причине моей болезни, но только что это место пройду, то и Вас удовлетворю.

Прощайте. Благодарю за укрепительное наставление в конце письма Вами мне написанное, я его буду читать каждый день по возвращении в Рим. Буду вспоминать Вас и таким образом продолжать мое дело, доколе достанет сил и средств.

Примечания

Печатается по подлиннику из материалов архива Государственного Русского Музея в Ленинграде, № 24—37. Подлинник представляет собою черновик без начала.

творческих переживаниях. Последующее отношение Гоголя к Иванову отражено в его статье „Исторический живописец Иванов“. Письма А. А. Иванова к Гоголю напечатаны в книге М. Боткина „Александр Андреевич Иванов, его жизнь и переписка“, СПб., 1880 (23 письма), в статье Е. С. Некрасовой — „Н. В. Гоголь и А. А. Иванов. Их взаимные отношения, Вестник Европы, 1883, кн. 12 (приведены отрывки из писем Иванова, хранящиеся в б. Румянцевском музее), и в статье В. М. Зуммера „Неизданные письма Ал. Иванова к Гоголю“, „Известия Азербайджанского Гос. университета им. В. И. Ленина. Общественные науки“, т. 4—5, 1925 (4 письма). См. также Собко „Словарь русских художников“.

В числе других русских художников, работавших в Риме, Гоголь познакомился с учеником Иванова, еще молодым художником И. С. Шаповаловым (он же Шаповаленко, 1817—1890), впоследствии довольно известным мозаичистом, основателем мозаичной мастерской в России и автором ряда мозаик в б. Исаакиевском соборе в Ленинграде. Биография Шаповалова — в „Русском биографическом словаре“. Некрологи — в „Новостях“, 1890, № 311 и во „Всемирной иллюстрации“, 1890, № 1139.

Случайно Гоголю довелось сыграть немаловажную роль в жизни Шаповалова, организовав в его пользу публичное чтение „Ревизора“. Дело, по словам А. А. Иванова, произошло так: „Шаповалов получал от Общества поощрения художников пенсион в 80 рублей в месяц; обращаясь к банкиру 1 февраля для капли сей живой воды, он получил отказ, увидев предписание от общества. Таким образом он остался без куска хлеба. В отчаянии он был ни на что не способен. Гоголь, видя общее сострадание, несмотря на свое нездоровье, решается прочесть свое произведение „Ревизор“ в пользу Шаповалова. Билет стоил не менее скудо, и вот в зале княгини Зинаиды Волконской собрались все русские... было превосходно, вследствие чего собрано 500 руб. и Шаповалов с ними начинает важную копию с картины Перуджино, в Ватикане“ (Письмо 1841 г. к отцу; М. Боткин, назв. соч., 137). Об этом чтении упоминает и Ф. Иордан (известный гравер, ректор Академии художеств) в воспоминаниях, приложенных к книге Боткина (см. также отд. изд. 1918 г.). Но он говорит, что собравшиеся были сильно разочарованы вялым чтением Гоголя и что к концу чтения зала почти опустела.

„Изгнание сирийского полководца Элиодора из иерусалимского храма“. Картина эта находится в Ватикане, в „зал Элиодора“ (написана Рафаэлем в 1511—1514 гг.) Об этом заказе говорится в письме Гоголя к Иванову от 20 октября 1841 г. (Письма, II, с. 125 и 126).

По приезде в Москву, Гоголь, через того же Иванова, дает Шаповалову еще работу, а именно „сделать копии головок Спасителя с Рафаэлева Преображения и с Рафаэлева Положения во гроб... Еще бы я хотел третью головку Спасителя молящегося, или, просто, беседующего, или, еще лучше, в совершенно покойном положении“ (Письмо от 25 декабря 1841 г., Письма, II, с. 130 и сл. Одна из головок впоследствии подарена была Гоголем архиепископу харьковскому Иннокентию Борисову. Об этом — в письме к А. О. Смирновой, от 2 апреля 1845 г.). В этом же письме Гоголь просит Иванова прислать головку „вашего Спасителя“. Заканчивается письмо несколькими ободряющими фразами. Ответом на это письмо, а также и на письмо, помещенное Шенроком непосредственно за ним, и является, повидимому, публикуемый черновик. Упоминаемое в письме Иванова событие из жизни художника Моллера, вызвавшее бегство его во Флоренцию, в подробностях неизвестно. Дело заключалось, повидимому, в крупных неприятностях, доставленных Моллеру одной старухой-римлянкой, дочь которой, Амалия, позировала ему для его картин „Поцелуй“, „Невеста с обручальным кольцом“ и была с ним в связи. В 1843 г. Амалия умерла. Обо всей этой истории довольно глухо говорится в письмах Иванова (Боткин, назв. книга, с. 148, 160, 161, 359 и 360). См. примечание В. Шенрока к письму Гоголя Моллеру (Письма, II, с. 126—127).

Раздел сайта: