Иванов А. А. - Гоголю Н. В., 3(15) мая 1849 г.

А. А. ИВАНОВ — ГОГОЛЮ

3 (15) мая 1849 г. Рим

До сих пор я все был верен моему слову и делу и, в надеждах, что уже недалеко и до конца, с которым бы разрешились очевидно все мнения и надежды общества, усиленно продолжал труд. Но вот уже две недели, как совершенно все остановилось. Рим осажден французскими, неаполитанскими и испанскими войсками, а Болония австрийскими1. Каждый день ожидаешь тревоги. Люди, теперь здесь во главе стоящие, грозятся все зажечь и погребсти себя под пеплом2. При таких условиях, конечно, уже невозможно продолжать дело, требующее глубоко сосредоточенного спокойствия. Я, однако ж, креплюсь в перенесении столь великого несчастия, и только что будет возможно, то опять примусь за окончание моей картины.

Очень жалею, что вы мне ни о чем таки не написали3.

Со знакомством вашим, особливо в последние годы, очень много открылось у меня изумительных осязаний будущей жизни.

Вас истинно и глубоко уважающий Александр Иванов.

Хотел было я вас спросить о Завьялове — упрекнуть и вас, и Москву в бессовестности4, но, так как это все останется без результатов, — все, все отлагаю до окончания моей картины.

Примечания

С, 1858, № 11, с. 169—170. Сверено с черновым автографом (ГБЛ).

1 В результате революции в Италии 9 февраля 1849 г. была провозглашена Римская республика. Весной 1849 г. по призыву папы Пия IX против нее выступили армии католических государств — Франции, Австрии, Испании и Неаполитанского королевства. 3 июля Римская республика пала.

2 Исполнительная власть в Риме была вручена Мадзини, Саффи, Армелини, войсками командовал Гарибальди.

3 Имеется в виду краткое письмо Гоголя от 7 апреля 1849 г. (Акад., XIV, № 87).

4 1849 г. Иванов писал Чижову: «Если б я знал наверное, что Н. В. Гоголь в Москве, я бы послал к нему об этом письмо; может быть, его авторитет пособил бы разбить бессовестность и восстановить Завьялова с еще большею крепостью» (ЛН, т. 58, с. 716).

Раздел сайта: