Чижов Ф. В. - Гоголю Н. В., 1 августа 1844 г.

Ф. В. ЧИЖОВ — Н. В. ГОГОЛЮ

1 августа <1844> Париж.

Сейчас получил я Ваше письмо, после того как я был уже в Останде, надеясь Вас найти там. И погода и занятия мои гонят меня в Италию, поэтому я и поторопился поехать к Печерину и думал, авось либо и Вас найду в Останде. Собствено говоря, у меня нет определенного дела говорить с Вами, но так сильно хотелось видеться, что это хотение еще более усилило надежду. Пожалуйста уведомьте, куда Вы поедете из Останда; здесь я остаюсь никак не дольше 3 августа, много 4, а поэтому еду через Женеву в Милан и Венецию. Едва до 4 августа письмо Ваше придет ко мне. Мой адрес: „Rue de boucheris“ (St. Germain), № 38, à Paris.

«à Venise, poste restante».

PS Чтоб облегчить Вам приискание квартиры в Останде, рекомендую Вам небольшую квартиру с предобрейшею хозяйкою Rue des soeur blanches, № 3: там два года тому назад жил Галаган и я приезжал к нему дня на три. В теперешний проезд мой я заходил туда и еще квартира была незанята.

<На конверте приписка В. А. Жуковского: > Вот вам еще письмо. Я послал уже два на ваше имя в Остенду; позабыл на пакете выставить poste restante. Спросите на почте. Виельгорские отсюда нынче отправились. Уведомьте, поедете ли с ними в Дувр. У нас все здоровы. Будьте здоровы и Вы. Жуковский.

Печатается по копии (ИРЛИ, поступление 1925 г., № 237).

—1877), по образованию математик, адъюнкт петербургского университета (одновременно с Гоголем), в конце 30-х годов заинтересовался историей и историей искусства, с 1840 по 1847 год прожил за границей. Встреча с В. Ганкой сделала его сторонником „славянской идеи“. Чижов совершил ряд путешествий по славянским землям с целью изучения религиозного искусства, но больше всего жил в Италии. Зиму он проводил в Риме, где в 1843 г. жил в одном доме с Гоголем. Поехав в 1845 г. в Москву, Чижов близко сошелся с московскими славянофилами. В 50-х годах, окончательно возвратившись в Россию, Чижов становится крупным предпринимателем, работает по пчеловодству, издает промышленные журналы и в больших масштабах занимается железнодорожным делом.

Несмотря на многолетнее знакомство Гоголя с Чижовым, они не сходились близко. В своих воспоминаниях о жизни в Риме Чижов пишет: „видались мы с Гоголем ежедневно. С Языковым мы жили совершенно по братски, как говорится, душа в душу, и остались истинными братьями до последней минуты его; с Гоголем не сходились. Почему? — я себе определить не мог. Я его глубоко уважал, и как художника, и как человека... Это, пожалуй, могло случиться очень просто: Гоголь мог не полюбить меня, да и всё тут. Так нет же: едва бывало мы разъедемся, не пройдет и двух недель, как Гоголь пишет ко мне и довольно настойчиво просит съехаться, чтобы потолковать со мной о многом“ („Записки о жизни Гоголя“, I, стр. 326—327 и „Материалы“ Шенрока, IV, с. 172).

Опубликованные ранее письма Чижова к Гоголю (Русская Старина, 1889, № 7) носят тот же характер, как и печатаемое нами: то же любовное участие и забота о Гоголе, та же постоянная тема неопределенного стремления видеться и общаться с ним.

 (1807—1885), профессора классической филологии московского университета, который в 1836 году уехал за границу и стал добровольным эмигрантом, завязав связи с утопическими социалистами и революционерами западной Европы. В 1840 г. Печерин неожиданно вступил в католический орден редемптористов, в 1843 — стал священником. Летом 1844 г. он находился в монастыре в Виттеме, в Голландии, где его навестил и раньше встречавшийся с ним за границей Чижов (ср. письмо Чижова их общему товарищу, А. В. Никитенке — Русск. Старина, 1904, IX, с. 681). Об отношениях Чижова с Печериным см. в кн. М. Гершензона „Жизнь В. С. Печерина“, М., 1910.

 Галаган —1888) — общественный деятель, впоследствии много работавший по крестьянскому вопросу и по делам благотворительности и просвещения, основатель известной „Коллегии Павла Галагана“ в Киеве (1871 г.). Характер деятельности Галагана был в значительной степени обязан влиянию Чижова, который подготовлял его в университет С семейством Галаганов Чижов был связан почти родственными отношениями; у них в Киеве, в 1848 г., встречался он с Гоголем (и на этот раз, по словам Чижова), „как с истинным другом“.

— примечания к письмам Гоголя к А. О. Смирновой и С. М. Соллогуб. Гоголь приехал в Остенде (из Франкфурта на Майне, где жил у Жуковского) в конце июля 1844 г.; здесь он рассчитывал встретиться с Вьельгорскими. В Остенде Гоголь и получил письмо Чижова, пересланное Жуковским из Франкфурта. Вьельгорские звали Гоголя с собою в Дувр. С. М. Соллогуб писала ему 4 августа 1844 г. из Франкфурта: „Седьмого мы, вероятно, приедем к обеду в Остенд. Вы, пожалуйста, так себя ведите, чтобы мы были совершенно довольны вашим лицом и выражением. Мы приезжаем с самым удивительным экспромптом. Хотим увезти Вас в Англию, — что вы на это скажете“? (Вестник Европы, 1889, № 10, стр. 488).

В Дувр Гоголь не поехал: „об этом мне и помыслить теперь невозможно, — писал он Жуковскому 8 августа из Остенде, — я уже начал купанье и понемногу как будто бы стал поправляться“. Гоголя страшил самый переезд по морю. Он пробыл в Остенде до половины сентября, а конец года провел снова во Франкфурте.

Раздел сайта: