Гоголь Н. В. - Шевыреву С. П., 20 ноября н. ст. 1845 г.

307. С. П. ШЕВЫРЕВУ.

Рим. Ноябрь 20 <н. ст. 1845>.

Письмо твое от четвертого октября я получил уже в Риме, где теперь нахожусь. Бог еще раз спас меня, когда я уже думал, что приближается конец мой. Теперь мне несравненно лучше, хотя слабость и изнуренье сил еще не прошли. Письмо твое было мне приятно и с тем вместе грустно. Киреевский болен также. Ты говоришь: «Неужели нет молитвы, которая бы могла вас спасти?» и отвечаешь: «Она есть, но вы плохо ее призываете». Один бог может знать,1 кто как молится. Но если определено его святой волей кому-нибудь из нас страдать, то да будет его святая воля! И если его святой воле угодно, чтобы моя жизнь или жизнь кого другого, которому бы следовало принести много добра на Руси, была снесена с лица земли, то,2 верно, это лучше, чем если бы она длилась, и не нашим малым умом судить об уме великом. Меня смутило также известие твое о Константине Аксакове. Борода, зипун и проч... Он просто дурачится, а между тем дурачество это неминуемо должно было случиться. Этот человек болен избытком сил3 физических и нравственных; те и другие в нем накоплялись, не имея проходов извергаться. И в физическом и в нравственном отношении он остался девственник. Как в физическом, если человек, достигнув 30 лет, не женился, то делается болен, так и в нравст<венном>. Для него даже лучше <бы> было, если бы он в молодости своей, по примеру молодежи, ходил раз, другой в месяц к девкам. Но воздержанье во всех рассеяниях жизни и плоти устремило все силы у него к духу. Он должен был неминуемо сделаться фанатиком, так я думал с самого начала. Благодарю тебя за теперешнее известие о нем. Я напишу к нему: он от меня иногда выслушивал те горькие истины, которые от других не хотел выслушивать. Может быть, бог вразумит и меня дать совет ему, и его — извлечь из моего совета для себя полезное. Что же касается до диссертации его, то, еще не читая ее, советовал ему не подавать ее, даже уничтожить ее вовсе, напечатав из нее одни только отрывки, как отдельные статьи.4Известие твое о таланте Ив<ана> Аксакова меня порадовало, и я пожалел, что ты не прислал мне его стихов.

Наконец я тебе сделаю упрек: ты заговорил о том предмете, о котором я просил во всю жизнь мою никогда мне не говорить. Ты позабыл содержание моего письма, говоря, что я требовал решительного да на мое предложение. Не предложение я послал к вам на решение.5 Я просил только во имя дружбы выполненья моего решенья, моего обета, данного богу. Именем дружбы и всего святого просил я одного только да.6 И не ожидал такого ответа. Нужно было хотя каплю веры или хотя тень доверия иметь ко мне. Без них не может существовать никаких отношений. Зачем же спешить так скоро заключеньем и называть мою просьбу нелепой и несправедливой, когда я слишком ясно, как здесь, так и в других местах, сказал, что половины причин моих я не могу сказать. Зачем же думать, что я лгу? Зачем, потому только, что уму твоему показалось7 глупым, называть глупым дело того человека, который всё же не признан тобою за глупого человека? Зачем такая гордость и такая уверенность в уме своем, будто бы он обнял уже все стороны? Мне было горько, слишком горько всё это. Знаю только то, что я бы не поступил так, и если бы у меня потребовал кто святым именем дружбы выполнить то, чего выполнить требует сама душа его, и молил бы <об> этой просьбе, как молит умирающий о последнем своем желании, я бы выполнил ее, молясь только богу о том, как лучше и умней ее выполнить, и если бы еще при этом потребовал он от меня веры к себе,8 и ради самого Христа потребовал бы веры к себе, никаким бы я не предавался тогда рассуждениям, и хотя бы ум мой и признавал кое-что неблагоразумным, я бы выполнил эту просьбу и выполнил бы ее честно, как святыню, моля бога только о том, чтобы помог он мне ее выполнить.

И к чему эти толки о том, что тому и тому нужно прежде уплачивать? Будто я уже ребенок и не взвесил ничего прежде! Во-первых, Аксаков (которому за уплаче<нными> тобою 5605 р. осталась безделица) не возьмет ни копейки из этих денег, если бы даже оставалась и не безделица, и если бы он сам находился в несравненно затруднительнейшем состоянии, чем теперь, во-вторых... Но зачем об этом толковать, когда тут можно сказать еще в-третьих, четвертых, в-пятых и даже в-шестых? Довольно, если совесть меня не упрекает в моем поступке и если внутренний голос требует, чтобы я так поступил. Если ж тебе тяжело выполнить мою просьбу,9 сдай всё дело Аксакову. Бог ему поможет выполнить ее. Но ради самого Христа, с этих пор мне ни слова об этом деле. Ответит мне Аксаков. Я еще не совсем освободился от моей болезни, а ответ твой сокрушил меня; а чтобы тебе сколько-нибудь было это понятно, скажу тебе только, что причиной самой болезни моей было отчасти душевное10 потрясенье и сокрушенье, в котором сыграл также роль и бедный Погодин,11 которому судьба наносить неумышленно горчайшие оскорбления всем тем, которые имеют или слишком нежную и чувствительную душу, или которых бог еще не укрепил достаточно для подобных битв. Но это да останется втайне между нами; об этом ни слова Аксакову и никогда — Погодину.

Теперь о тебе. Я прочел отрывок из нынешних твоих лекций, напечатанный в 1-м номере нынешнего «Москвитянина», отрывок, служивший как бы проспектом и указанием на то, чем12 и разумом и душой, и сам дух божественный, изгоняющий всё лишнее, неуместное и пристрастное, в нем слышится. Скажу тебе, что после него становишься13 14 кого-нибудь из тех, который бы мог сказать. В другой, может быть, форме, но возвестятся те же истины. Затем прощай!

Твой Г.

Я еще устаю и не могу писать15 писем так обстоятельных и длинных, как бы хотел, а между тем ко многим писать даже необходимо. Передай здесь прилагаемые Аксакову и напиши мне обстоятельно его адрес. Мой же адрес: Via de la Croce, № 81, palazzo Poniatowsky, 3 piano.

1 знать то

2 то не нашим

3 Далее начато: и телесными

4

5 Далее начато: Во глубине души моей был

6 В подлиннике курсива нет.

7 не увид<елось>

8 я бы не стал

9 выполнить всё

10 сильное душевное

11 сыграл важную роль бедный Погодин

12 что

13

14 и унесла из нас того, который уже возгорелся

15 много писать

Печатается по подлиннику (ПД).

— в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 222—224 (часть пропущенного текста опубликована в «Русской Старине» 1875, № 10, стр. 325—326); с небольшим пропуском и без подписи — в «Письмах», III, стр. 116—120.

Датируется 1845 годом по содержанию.

Письмо твое от четвертого октября... — см. «Отчет ПБЛ» за 1893 г., Прилож., стр. 20—23.

Киреевский — Иван Васильевич.

Меня смутило также известие твое о Константине Аксакове. Шевырев писал Гоголю о К. С. Аксакове: «Ты знаешь, что он решительно бородой и зипуном отгородил себя от общества и решился всем пожертвовать народу» («Отчет ПБЛ» за 1893 г., Прилож., стр. 23).

Я напишу к нему... — см. № 310.

Речь идет о диссертации К. С. Аксакова на тему: «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка», представленной для получения степени магистра русской словесности и защищенной в 1847 г. Гоголь говорил о ней в письме к С. Т. Аксакову от 21 декабря 1844 г. (№ 234).

Известие твое о таланте Ив<ана> Аксакова... Шевырев сообщал Гоголю: «Иван Аксак<ов> развивает талант поэтический необыкновенный. Его „Зимняя дорога“ прекрасна и стихом, и мыслию» (там же, стр. 23).

... Ты заговорил о том предмете, о котором я просил... не говорить — то есть о пожертвовании Гоголем денег, выручаемых от продажи его сочинений, в пользу нуждающихся талантливых студентов Московского университета.

Этому пожертвованию воспротивился Шевырев, которому Гоголь в письме от 14 декабря 1844 г. поручал распоряжение благотворительными суммами. Шевырев, считая необходимым в первую очередь расплатиться с должниками Гоголя, оставил это письмо без ответа и молчал почти 10 месяцев. Свое молчание он объяснял в уже цитированном письме от 4 октября 1845 г.: «Ты сковал меня этим предложением, требованием да в том случае, когда я не мог дать его, и вот единственная причина, почему я не отвечал...» (там же, стр. 23).

... сдай всё дело Аксакову — Сергею Тимофеевичу.

Гоголь напоминает о самоуправстве Погодина, поместившего в ноябрьской книжке «Москвитянина» за 1843 г. портрет Гоголя без разрешения последнего.

Эта приписка к письму сделана Гоголем, очевидно, несколькими днями позднее, так как в ней идет речь о передаче писем №№ 308 и 309.

Раздел сайта: