Степанов Н.Л.: Искусство Гоголя-драматурга
Глава 2. "Течение и ход пьесы". Часть 3

3

Сюжет в комедиях Гоголя обычно основан на "случайности", на путанице, которая разоблачает неразумность, безобразия действительности. Путаница в "Ревизоре" не просто традиционное сплетение случайных и смешных положений, основанных на неузнавании и комических недоразумениях. Вернее было бы сказать, что в "Ревизоре" есть и это, но не как самоцель, не как стремление автора к занимательности, комизму; все эти случайности и смешные положения автор использует для глубокого обобщения "случайностей" самой действительности, "случайностей", разоблачающих истинное содержание жизни, ее "отрицание самой себя". В. Гиппиус в уже цитированной нами статье отметил эту "случайность", являвшуюся важным композиционным принципом комедии Гоголя: "... отталкиваясь от тех "пружин",- писал В. Гиппиус,- какими издавна двигались и сатирическая и веселая комедия, Гоголь должен был найти новые принципы, которые позволяли бы это единство сатиры и комизма осуществить не только в общей направленности пьесы и не только в компоновке отдельных характеров, но и в самом развитии сюжета, в самой комедийной динамике. Плодотворные для своих целей принципы Гоголь нашел в водевиле и "водевильной комедии". Это была динамика недоразумений и разоблачений, основанных на ложном аспекте"1.

Следует внести существенную поправку в это утверждение Гиппиуса. Гоголь обращался не к современному ему водевилю, а к традициям классической народной комедиа дель арте, Мольера, Гольдони, украинских пьес Гоголя-отца и Котляревского. Смешная и неожиданная путаница, принимание одних действующих лиц за других, неожиданные повороты действия - все это характерно для таких комедий, как "Мнимый больной", "Проделки Скалена", "Женитьба Фигаро", "Слуга двух господ" и т. д. Но там это чаще всего носило характер веселой буффонады. Гоголь же отбрасывает этот внешний комизм и делает комедию недоразумений и смешных ситуаций комедией глубокого социального смысла, широкого жизненного обобщения.

Гоголь стремился к наибольшей концентрации, цельности действия, к тому, чтобы не было ничего лишнего, мешающего "ходу пьесы" или замедляющего его. Все события в "Ревизоре" развертываются вокруг одного центра - приезда "ревизора". Отдельные эпизоды и судьбы персонажей органически связаны с этим главным событием - основным сюжетным стержнем пьесы. Сюжетные линии Хлестакова и городничего переплетаются, не теряя каждая своего значения. Сюжетное выражение конфликта в этой комедии в "столкновении" интересов городничего и его чиновников с Хлестаковым. Но ведь и Хлестаков отнюдь не положительный герой: он не противостоит городничему и его присным. Это "столкновение" способствует лишь саморазоблачению Хлестакова и городничего, раскрывает лицемерие и фальшь всей той общественной среды, которая выведена в комедии.

Принцип единства действия в комедиях Гоголя перекликается, казалось бы, с требованием единства действия в античной и классицистской драматургии. "Единство действия, - замечает Лессинг, - было у древних первым законом драмы; единство времени и места были, так сказать, только следствиями его..."2 конфликту, завязке, Гоголь не стремился к перенесению в современную драматургию принципов поэтики классицизма, не требовал соблюдения установившихся драматургических канонов.

Жизненная правда, естественность и реализм его комедий исключали всякую возможность какой-либо заранее определенной композиционной схемы. Но в то же время очень характерно, что действие его комедий протекает в максимально сжатые сроки, собрано в один узел, чаще всего ограничено и территориально.

Действие "Ревизора" сосредоточено вокруг Хлестакова и развивается с математической стройностью. Необычность основной сюжетной ситуации - уверенность всех действующих лиц в том, что перед ними "значительное лицо", ревизор, который может оказать решающее влияние на судьбу каждого из них, - мотивирует самые разнообразные поступки персонажей и повороты ситуации сюжета. "Не нужно только позабывать того,- писал Гоголь в своем "Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть как следует "Ревизора", - что в голове всех сидит ревизор. Все заняты ревизором. Около ревизора кружатся страхи и надежды всех действующих лиц. У одних - надежда на избавление от дурных городничих и всякого рода хапуг. У других панический страх при виде того, что главнейшие сановники и передовые люди общества в страхе" (IV, 116). Таким образом, страх, охвативший все провинциальное общество, боязнь наказания и возмездия, страх перед "чином" и карающей рукой власти определяет движение всех "пружин" пьесы. В этом, как в микрокосме, отражается вся система полицейского режима, основанного на угнетении и страхе.

Это чувство страха определяет психологию и поступки действующих лиц, их ослепление перед лицом самозванного "ревизора", вовсе даже и не пытавшегося их обманывать. Но и Хлестаков, увидев то раболепное "почтение", которое оказывалось ему чиновниками города, уже сам стремится нагнать на них страху, ошеломить своим дутым величием. "Страх, отуманивши глаза всех, - замечает Гоголь, - дал ему поприще для комической роли".

Так идейный замысел комедии Гоголя, основанный на разоблачении неправды, фальши, злоупотреблений властью господствующими классами, нашел свое художественное выражение в самой структуре комедии, в ее композиционном построении, основном ее сюжетном мотиве - страхе. Тем самым многие комические, буффонадно-водевильные ситуации приобрели почти трагический, гротескный характер.

"Ревизора" в том, что параллельно с основным сюжетом, который зрителями воспринимается как истинный, намечается другой, внутренний, "ложный" сюжет, цепь событий, ошибочно представляющихся персонажам комедии истинными. Ведь для действующих лиц в этой комедии путаница с ревизором не является путаницей, так как они-то уверены в том, что Хлестаков и есть ревизор. Мечты городничего о своем будущем величии также воспринимаются действующими лицами и зрителями по-разному: первыми всерьез, вторыми как трагикомическое недоразумение.

При всей неожиданности и гротескности отдельных комических положений реализм комедий Гоголя в том, что все сюжетные ситуации и перипетии вытекают из общего идейного замысла, из глубокого проникновения в характеры действующих лиц. "Он находит эти толчки (то есть сценические положения. - Н. С.) не в событиях, приходящих извне, - подчеркивает Немирович-Данченко,- прием всех драматургов мира, - откуда эта бедная событиями жизнь небольшого русского городка может давать интересные внешние события? - Гоголь находит сценическое движение в неожиданностях, которые проявляются в самих характерах, в многогранности человеческой души, как бы примитивна она ни была". Именно потому, что в основе комедии Гоголя лежит подлинная правда жизни, "никакие преувеличения, никакая сгущенность красок, никакая быстрота в смене настроений не изменят высшей, художественной правде"3, - указывает Немирович-Данченко, а лишь углубляют ее, подчеркивают основное, типическое, наиболее полно выражающее сущность данного явления. "Да, в этой комедии, - писал Белинский, - нет ни одного слова, строгой и непреложной необходимости которого нельзя б было доказать из самой сущности идеи и действительности характеров"4. Выражение "идеи" произведения в характерах персонажей придает им типическую силу. Новаторство и гениальное совершенство комедий Гоголя и заключались в том, что он подчинил развитие действия раскрытию характеров, показав их в столкновениях и конфликтах, заостряющих существенные жизненные ситуации.

Гоголь отрицал самодовлеющую роль сюжета, не принимая пьес, в которых "сюжет берет сам за себя", видя в сюжете выражение "общих элементов общества". В своих пьесах он делает сюжетом обыкновенное, встречающееся в действительности, в обычной жизни, в то же время гиперболически заостряя его. Искусство драматурга для Гоголя состоит в том, чтобы это обычное, повседневное суметь показать как типическое, заставить зрителя поверить в жизненность положений пьесы, передать с наибольшей правдивостью конфликт, основанный на глубоком понимании противоречий самой действительности. Эту особенность драматургии Гоголя верно отметил Вл. И. Немирович-Данченко, говоря о "Ревизоре": "... вся фабула, развивающаяся в такой простоте и последовательности, как будто бы это была сама жизнь, сами житейские будни, под напряженным напором чувства сцены получает сжатость, сочность и компактность"5.

"тиной мелочей", на первый взгляд ничтожными, малозначительными происшествиями. Гоголю все это нужно для того, чтобы с помощью этих бытовых деталей достовернее раскрыть характеры персонажей, показать их во всей "уродливой пошлости" и духовном ничтожестве. И это одна из особенностей драматургического мастерства автора "Ревизора". Через повседневное, казалось бы, совсем незначительное событие раскрывать общее, социальное. Поэтому даже традиционно комедийные ситуации - мотивы неузнавания, ошибочного истолкования поступков персонажа, которые можно найти в комедийной традиции, - приобретают у Гоголя иной смысл. Сюжетные ситуации у него не условны, они как бы "утоплены" в бытовой повседневности. Действие в его пьесах развертывается не по заранее заданной и ощутимой зрителем канве, оно не поражает эффектно занимательными ситуациями, а подчинено движению самой жизни, представляет собой сцепление жизненно мотивированных "сцен". Сюжет строится не на конфликте между отдельными лицами, а на конфликте, определяемом общими социальными условиями общества. Комедия вяжется одним "узлом", как говорил сам Гоголь. Саморазоблачение чиновничьего мирка, его антинародной природы в "Ревизоре", в сущности, и является основным сюжетным стержнем комедии.

Примечания

1 (В. В. Гиппиус, Проблематика и композиция "Ревизора". - Сб. "Н. В. Гоголь. Материалы и исследования", стр. 187.)

2 (Г. Лессинг, Гамбургская драматургия, М., "Academia", 1936, стр. 70.)

3 ("Ежегодник императорских театров", вып. 2, 1909, стр. 32-33.)

4 (В. Г. Белинский, т. III, стр. 459.)

5 ("Ежегодник императорских театров", вып. 2, 1909, стр. 31.)