Мезенцев П. А.: История русской литературы XIX века
Раздел пятый. Вступление

Гением Пушкина и его неутомимыми трудами заложены основы новой русской литературы, выработан могучий и прекрасный литературный язык, намечены главные направления дальнейшего прогресса во всех жанрах литературно-художественного творчества. Совершив переход от романтизма к реализму, Пушкин надолго определил пути развития многих выдающихся писателей России. Лермонтов, Гоголь, Тургенев как бы повторяют пережитую их учителем творческую эволюцию. В последние годы в реализме Пушкина стремительно нарастало критическое отношение к действительности, и его поэтическому воображению представлялись сюжеты "Ревизора" и "Мертвых душ". Страницы последних глав "Евгения Онегина" напоминают едкие характеристики грибоедовского "Горя от ума". Великий поэт все больше ощущал потребность в "ювеналове биче", а его "История села Горюхина" уже предрекала возможность русской художественной сатиры большого социального диапазона.

Новая русская литература в лице своего основоположника, развивая принципы реалистического отражения действительности, переходила на путь отрицания социально-политических основ существующего строя. Намеченная гением величайшего поэта линия реализма встретила ожесточенное сопротивление отсталых и реакционных сил в самой литературе и в том политическом курсе, который проводило царское правительство после 14 декабря 1825 года. Деятельность самого Пушкина оказалась до крайности сложной. Еще больше трудностей пришлось преодолеть его преемникам - Лермонтову и Гоголю. Социально-политическая атмосфера препятствовала расцвету дарований, замедляла переход писателей к реализму, оживляла настроения, способствовавшие развитию различных форм романтического творчества. Господствовавшие в обществе силы поощряли и насаждали так называемую охранительную литературу, извращавшую картину жизни в интересах реакции.

Утверждение и развитие реализма потребовало неимоверных усилий, самоотверженной борьбы передовых писателей, поэтов, критиков и журналистов за дальнейшие судьбы великой национальной литературы.