Бельчиков Н.: Гоголь и Белинский

"Смена" № 595, Март 1952

Гоголь и Белинский

Гоголь и Белинский - два гиганта великой русской культуры, литературы, искусства и общественной мысли XIX века.

В. И. Ленин в статье «Ещё один поход на демократию» (1912) писал:

«Некрасов восклицал в давно-давно прошедшие времена:

... Придёт ли времячко (Приди, приди, желанное!), Когда народ не Блюхера И не милорда глупого, Белинского и Гоголя С базара понесёт?

Желанное для одного из старых русских демократов «времячко» пришло. Купцы бросали торговать овсом и начинали более выгодную торговлю - демократической дешевой брошюрой. Демократическая книжка стала базарным продуктом. Теми идеями Белинского и Гоголя, которые делали этих писателей дорогими Некрасову - как и всякому порядочному человеку на Руси - была пропитана сплошь эта новая базарная литература...

- Какое «беспокойство»! - воскликнула мнящая себя образованной, а на самом деле грязная, отвратительная, ожиревшая, самодовольная либеральная свинья, когда она увидала на деле этот «народ», несущий с базара... письмо Белинского к Гоголю».

Ленин, опровергая либерала Щепетева, отметил широкое распространение демократической литературы в 1905 году в процессе революционной борьбы и указал на подлинную народность идей Белинского и Гоголя. Эта высокая оценка Ленина наглядно показывает, как близко стоят в истории русской литературы и в истории общественного движения XIX века имена гениального писателя-сатирика Гоголя и гениального русского критика, революционера-демократа Белинского.

Гоголь - творец бессмертных «Ревизора» и «Мёртвых душ», чарующих «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Миргорода» и других замечательных произведений, пронизанных горячей любовью к родине, к народу.

Чувством безграничной любви к родине наполнена и повесть «Тарас Бульба», где воспеты народные герои и их подвиги; эта же любовь к родине воодушевляла Гоголя на беспощадное обличение существовавшего тогда общественно-политического строя, который делал уродами людей, угнетал народные массы, подавлял и порабощал человеческую личность.

«Я живу весь... в своем народе и земле, которые носятся неразлучно со мною, и всё, что там ни есть и ни заключено, блике и ближе становится ежеминутно душе моей» - писал Гоголь.

Патриотическое служение родине объединяло с Гоголем и Белинского, который выступал непримиримым борцом против феодально-крепостнического строя.

Общей почвой, питательной средой, вдохновлявшей Гоголя на то, чтобы «собрать в кучу все дурное в России... все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше требуется от человека справедливости и за один раз посмеяться надо всем», и Белинского - на борьбу против крепостничества, были освободительное крестьянское движение, связь с народом.

Для Гоголя этот вопрос решался сложнее, чем для Белинского. Последний под воздействием могучих порывов народных масс к свободе в 40-е годы пережил стремительно быстрое созревание революционно-демократических взглядов, стал «предшественником полного вытеснения дворян разночинцами в нашем освободительном движении... еще при крепостном праве» (Ленин). Белинский в силу высоты своих воззрений явился предшественником русской социал-демократии.

Гоголь, по словам Добролюбова, в своих бессмертных творениях «очень близко подошел к народной точке зрения, но подошел бессознательно, просто художнической ощупью».

Добролюбов разумел под «народной точкой зрения» свержение феодально-крепостнического строя. Великий критик, без сомнения, признавал большое революционизирующее значение произведений Гоголя, который, однако, сознательно, глубоко убеждённо революционных позиций разделять не мог.

Для нас, однако, несомненно, что критический пафос Гоголя был прямым отражением его ненависти к крепостнической действительности тогдашней России. Образы, созданные в своё время Гоголем, сослужили великую службу делу борьбы революционной демократии. Могучим смехом «Ревизора» Гоголь пригвоздил к позорному столбу николаевскую Россию. «Мёртвые души» были также сокрушительным ударом по миру бездельников, взяточников, пошляков, вообще «небокоптителей».

что разрешение важнейших социальных вопросов может быть достигнуто путём нравственного самоусовершенствования человека.

Но Гоголь был великим реалистом. Белинский высоко ценит бессмертные образы, созданные Гоголем. Писатель в своих гениальных художественных произведениях с большой силой и правдивостью отразил существенные стороны жизни старой, крепостной России. Эти творения занимают выдающееся место в русской и мировой литературе, они вошли в золотой её фонд. Реалистические произведения Гоголя имеют большое идейное и художественное значение и в настоящее время.

Белинский написал около двадцати статей и рецензий, посвященных разбору сочинений и писем Гоголя. Гоголь был самым дорогим и близким ему писателем. «Вы у нас теперь один, - писал он Гоголю в 1842 году, - и мое нравственное существование, моя любовь к творчеству тесно связаны с вашею судьбою; не будь вас - и прощай для меня настоящее и будущее в художественной жизни нашего отечества».

На основе художественных творений Пушкина, Лермонтова и Гоголя Белинский развил учение о реализме, представляющее собой не только выдающееся достижение самостоятельной русской эстетической мысли, но и вклад в развитие мирового искусства.

Белинский первый провозгласил величие Гоголя как писателя-реалиста. В ранней статье «О русской повести и повестях Гоголя» (1835) Белинский установил факт, что Гоголь «пошел искать поэзию в нравах среднего сословия в России», что Гоголь - поэт, «поэт жизни действительной». Величайшей задачей художника, по Белинскому, должно быть изображение «обыкновенной» жизни.

«Отличительный характер повести г. Гоголя составляют - простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния».

Особенно значительны выступления критика в защиту «Мёртвых душ». Белинский полемизировал со славянофилами, пытавшимися исказить смысл гениальной поэмы, полемизировал с реакционной прессой. Белинский отстоял реализм творения Гоголя, показал глубокое проникновение автора «Мёртвых душ» в суть социальных противоречий жизни, раскрыл смысл огромной обобщающей силы образов поэмы. Белинский указал и на богатство языка Гоголя.

В духе замыслов Гоголя Белинский осмыслил образы «Мёртвых душ», их мировое значение. Чичиков и другие были собирательными образами, обобщениями исторического опыта, который прошла буржуазно-капиталистическая Европа к 30 - 40-м годам XIX века. Белинский писал: «И в России и на Западе Чичиков как приобретатель не меньше, если не больше, чем Печерин - герой нашего времени. Во Франции и в Англии Чичиковы не скупают мертвых душ, а покупают живые души на свободных парламентских выбоpax. Вся разница в цивилизации, а не в сущности. Парламентский мерзавец образованнее какого-нибудь мерзавца земского суда, но в сущности они оба не лучше один другого».

Гоголь знал отзывы Белинского о своих произведениях; он внимательно читал их, находя в них себе поддержку..

Белинский вместе с Пушкиным положительно воздействовали на формирование антикрепостнических, демократических воззрений Гоголя.

«Ревизора» и «Мёртвых душ» - и Гоголем периода «Выбранных мест из переписки с друзьями» (1846). В своём письме к Гоголю в 1847 году великий критик отметил коренное различие идейных позиций Гоголя в эти два периода.

В 40-е годы Гоголь утратил связь с демократическим движением в стране. Он оторвался от России, от прогрессивных её сил, испытал давление крепостнического лагеря, и реакция задушила в нём художника-реалиста. Белинский рассматривал отход Гоголя от прежних взглядов как общественное явление, сближая его с гибелью Пушкина и Лермонтова. Пути Гоголя и Белинского в те годы разошлись. Великий критик, отделяя бессмертные художественные произведения Гоголя от реакционных «Выбранных мест», вызвавших возмущенно передовых деятелей того времени, выступил со смелым протестом против защиты Гоголем крепостничества. Это знаменитое письмо Белинского, представляя собой итог деятельности, его политическое завещание, явилось «одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати, сохранивших громадное, живое значение и по сию пору» (Ленин). В нём Белинский не отказался от своих прежних оценок Гоголя, ибо в глазах его «отступление» Гоголя не могло отнять у русского народа его гениальных творений. Белинский призывал Гоголя искупить свой «грех».

Белинский вёл борьбу за Гоголя и отстаивал вместе с ним плодотворные пути развития будущей литературы.

Опираясь на Гоголя, Белинский создал и упрочил теорию реализма. Вместе с Гоголем знаменитый критик утвердил мысль об общественном служении литературы, взгляд на писателя как на гражданина земли русской.

Гоголь и Белинский объявили решительную борьбу подражанию космополитов, Западу и боролись за создание глубоко национальной литературы и национального театра.

идеи, и они с честью выполнили этот принятый на себя подвиг.

Гоголь и Белинский верили в светлое будущее своей родины и той реалистической литературы, краеугольные камни которой они заложили в 40-х годах. Гоголь провидел завидное будущее своего народа, когда писал: «Еще пройдет десяток лет и вы увидите, что Европа приедет к нам не за покупкой пеньки и сала, но за покупкой мудрости, которой не продают больше на европейских рынках».

«Завидуем внукам и правнукам нашим, которым суждено видеть Россию в 1940 году, стоящую во главе образованного мира, дающею законы и науке и искусству, и принимающею благоговейную дань уважения от всего просвещенного человечества».

Гениальный писатель в вопросе о будущности родины находил себе сподвижника в лице Белинского.

Раздел сайта: