Шенрок В. И.: Материалы для биографии Гоголя (старая орфография)
Том 3. Приложения. Заметка о сношениях Гоголя с змартвыхвстанцами

ЗАМЕТКА О СНОШЕНІЯХЪ ГОГОЛЯ СЪ ЗМАРТВЫХВСТАНЦАМИ.

Книга наша была уже отпечатана, когда мы получили возможность просмотреть только-что полученный Московскимъ Публичнымъ и Румянцовскимъ музеемъ экземпляръ сочиненiя Смоликовскаго: „Historya Zgromadzenia Zmartwychwstania Pańskiego“. Изъ этого сочиненiя видно, что Гоголь въ 1838 г. встречался съ змартвыхвстанцами у кн. Зинаиды Волконской, сильно желавшей способствовать этому сближенiю. Гоголь, увлекавшiйся тогда „Паномъ Тадеушемъ“, а также „Небожественной Комедiей“ Красинскаго, выказывалъ большое сочувствiе полякамъ и, какъ казалось змартвыхвстанцу Койсевичу, — также и католицизму. Койсевичъ писалъ о Гоголе въ Pamiętniku: „Poznaliśmy Gogola, Małorusina, zdolnego pisarza wielkorosyjskiego, który zrazu się do katolicyzmu (?) i Polski mocno skłaniał, odbył nawet szczęsliwie podróź do Paryźa, dla poznania Mickiewicza i Bohdana Zaleskiego; potem zyskany przez rząd, wszedł do Towarzystwa propagandy schizmatyckiej, załoźonego w Petersburgu“. Койсевичъ, несомненно, ошибается, полагая, будто Гоголь ездилъ въ Парижъ собственно для свиданiя съ Мицкевичемъ и Богданомъ Залесскимъ; но что Парижъ могъ привлекать его и этимъ знакомствомъ— более, нежели вероятно, особенно принимая въ соображенiе разсказъ Данилевскаго объ отношенiяхъ Гоголя къ обоимъ названнымъ польскимъ поэтамъ. О наклонности же Гоголя къ католицизму слухи ходили Гоголю Николаемъ Павловичемъ подарку нельзя, такъ какъ подарокъ былъ раньше знакомства Гоголя съ змартвыхвстанцами. Слова Гоголя: „źe Moskwa jest rózgą, którą ojciec karze dziecko, a potem łamie“, безъ сомненiя, более, нежели сомнительны (см. Смоликовскаго, т. II, стр. 89—101, 103, 114, 115, 127 и проч.).

Раздел сайта: