Шенрок В. И.: Материалы для биографии Гоголя (старая орфография)
Н. В. Гоголь. Последние годы жизни. 1842 - 1852 гг.
Глава LI

Глава LI.

Заботясь о нравственномъ самовоспитанiи, Гоголь вовсе не устремлялъ своихъ попеченiй о ближнемъ исключительно на личность Смирновой, но распространялъ ихъ по возможности и на многихъ другихъ, только его сношенiя съ нею были деятельнее, постояннее, искреннее и откровеннее. Въ сущности главный принципъ всей нравственной науки Гоголя заключался въ поддержанiи въ близкихъ людяхъ душевной бодрости и благодарности Богу за самыя несчастья, которыя посылаются для блага самихъ страждущихъ. Все остальные советы и наставленiя Гоголя являются уже выводами изъ этого общаго положенiя применительно къ многочисленнымъ частнымъ случаямъ, встречающимся въ жизни. Всего ярче высказывалась задушевная мысль Гоголя въ письмахъ къ темъ выдающимся людямъ, которые были наиболее чемъ-нибудь удручены. Иванову напр. онъ однажды прямо писалъ, что считаетъ его нервное раздраженiе спасительнымъ: „Прежде всего нужно благодарить за это Бога: оно не даромъ; оно посылается избранникамъ затемъ, чтобы умели они выше почувствовать многiя вещи, чемъ оне есть, — затемъ, чтобы быть въ силахъ потомъ и другихъ возвести на высоту, высшую той, на которой пребываютъ люди“. То же самое повторяется въ каждомъ письме къ Языкову.

Продолжая свои поученiя Смирновой, Гоголь усиленно налегалъ на неустойчивость ея характера. По мненiю Гоголя, Смирновой недостаетъ терпенiя и выдержанности и она легко можетъ съ хорошей дороги склониться на иную. „Смотрите“ — говорилъ онъ, „вы все бы хотели поворотить круто, все взять приступомъ, а не сдается — вы тотъ же часъ назадъ, да и сами даже иногда давай подплясывать подъ дудку того, котораго вы прежде хотели заставить плясать. У васъ терпенiя и въ маковое зернышко нетъ: все скачками да прыжками“. Вотъ почему Гоголь, недавно вооружавшiйся противъ увлеченiя iезуитами, осуждаетъ теперь въ Смирновой резкое порицанiе ихъ, вотъ почему онъ подвергаетъ анализу каждое ея слово и критикуетъ каждое выраженiе съ точки зренiя нравственно-религiозной. Темъ более необходимымъ ему кажется близкое свиданiе и онъ многаго ожидаетъ отъ него: „по крайней мере“ — говорилъ онъ — „страхи ваши насчетъ многаго исчезнутъ“. Но желанное свиданiе не состоялось вследствiе тяжкой болезни няньки детей Смирновой, задержавшей последнюю въ Париже. „Въ Баденъ я не могу быть“ — писала Смирнова на приглашенiе прiехать въ этотъ городъ для свиданiя съ Гоголемъ и Вiельгорскими: — „мы свидимся въ Голландiи“. Но почему-то и это предположенiе также не состоялось.

„Совершеннаго небеснаго безстрастiя требуетъ отъ насъ Богъ“), прiобретать христiанскую любовь къ людямъ и побеждать гневъ. Онъ возлагалъ на нее обязанность заботиться о ближнемъ, начиная съ царской фамилiи, огорченной кончиной великой княгини Александры Николаевны („Прежде всего васъ должно теперь привлечь семейство, погруженное въ трауръ: тамъ слишкомъ нужны ваши утешенiя. Не думайте о томъ, чтобы помощь ваша была безсильна и что голосъ вашъ не найдетъ доступа къ самому сердцу“ и проч.). Въ целомъ ряде писемъ Гоголь высказываетъ Смирновой свои взгляды на отношенiя ея къ мужу, въ которомъ „есть много истинно добраго“, къ ея родственникамъ (къ одной изъ сестеръ — въ томъ же письме отъ 24 окт.) и вообще относится къ ней, какъ истинный, задушевный другъ. Но еще и еще повторяемъ, что, по нашему мненiю, въ его отношенiяхъ къ ней не было и тени романическаго и сентиментальнаго.

радостей жизни, пренебречь личнымъ счастьемъ и посвятить себя спасенiю ближняго. Такъ Иванову Гоголь ставилъ на видъ, что для него непозволительны мечты о женитьбе. „Вы нищiй“ — говорилъ онъ, „и не иметь вамъ такъ же угла, где приклонить голову, какъ не имелъ его и Тотъ, Котораго пришествiе дерзаете вы изобразить кистью! А потому евангелистъ правъ, сказавши, что иные уже не свяжутся никакими земными узами“.

Отъ людей обыкновенныхъ аскетическiя требованiя Гоголя были умереннее; имъ напротивъ предлагалось преимущественно успокоенiе. Такъ графине Вiельгорской, по поводу рожденiя ея внука, Гоголь писалъ: „видите, какъ неожиданно посылаются намъ радости и даже съ такой стороны, откуда и не думали получить“. Смыслъ утешенiя заключался въ томъ, что женщине, посвятившей себя семье и болевшей ея невзгодами, указывалось противодействiе горестямъ, за невозможностью отстранить ихъ, въ новомъ и неожиданномъ событiи изъ того же круга семейныхъ интересовъ, почему Гоголь и заключаетъ свою речь на данную тему словами: „Даянiя мы чувствуемъ слабо, а лишенiя — сильно“. Балабиной Гоголь также написалъ не сохранившееся письмо, въ которомъ утешалъ ее въ разлуке съ женихомъ. Все лето онъ находился въ сношенiяхъ съ гр. Толстымъ, съ Балабиной или, позднее — г-жей Вагнеръ, такъ какъ въ этотъ промежутокъ состоялась ожидаемая свадьба, и посвящалъ имъ также свои заботы, о которыхъ мы можемъ пока судить только по отрывочнымъ даннымъ.

Раздел сайта: