Гоголь Н. В. (биография, вариант 5)
Профессор-ассистент

Профессор-ассистент

Гоголь Н. В. (биография, вариант 5) Профессор-ассистент

И вот Гоголь на кафедре. Средневековая история и море студентов. Приходят не только будущие филологи, но и студенты других факультетов. Слушает писателя и ректор.

Первую свою лекцию Гоголь выучивает наизусть. Для надежности. Он с упоением рассказывает о смутных временах средневековья. Масса идей, но ни одной даты, ни одного имени.

Через 45 минут он заканчивает свой рассказ и зал рукоплещет.

«…поговорил немного о великом переселении народов, но так вяло, безжизненно и сбивчиво, что скучно было слушать, и мы не верили самим себе, тот ли это Гоголь, который на прошлой неделе прочел такую блестящую лекцию?» Через полчаса писатель заканчивает свой рассказ, сославшись на то, что его родители приехали из путешествия и ему нужно быть дома. Подробности же всегда можно посмотреть в книге, которую он в следующий раз им назовет.

На третьей лекции его просят назвать какие-то даты, и он не может ответить на вопросы.

И так от раза к разу энтузиазм Гоголя угасает, аудитория редеет, лекции писателем сокращаются или вообще отменяются под предлогом болезни.

Один единственный раз он вновь проявляет рвение, когда Пушкин и Жуковский собираются прийти к нему на лекцию. Для них он составляет блестящий обзор по халифу Ал-Мамуну и его времени. Лекция проходит успешно, но дальше все возвращается на круги своя.

Преподаватели не питают к нему никакой симпатии и даже считают его самозванцем. Для студентов он посмешище, хотя многие относятся к нему с сочувствием.

«бесцветным отродьем».

А среди этого «бесцветного отродья», между прочим, люди со временем прославившиеся. Например, историк Т. Н. Грановский или И. С. Тургенев, который оставил воспоминания о Гоголе-профессоре. Он пишет: «Преподавание происходило оригинальным образом. Во-первых, Гоголь из трех лекций непременно пропускал две; во-вторых, <…> он не говорил, а шептал что-то весьма несвязное. <…> Мы все были убеждены (и едва ли мы ошибались), что он ничего не смыслит в истории и что г. Гоголь-Яновский, наш профессор (он так именовался в расписании наших лекций), не имеет ничего общего с писателем Гоголем».

Зато литература начинает все больше занимать писателя. В свободное время он работает для себя. С января 1835 года он занимается публикацией «Арабесок» - двух томов, включающих в себя «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего», фрагменты украинских повестей, статьи, тексты его лекций. Спустя две недели книготорговцы выставляют в витринах другое его произведение «Миргород» (в двух томах), где помещены «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть том, как поссорились Иван Иванович и Иваном Никифоровичем». Сборники эти имеют умеренный успех, но раскупаются мало. Примерно в это же время Гоголь перерабатывает «Нос» и мечется, не зная, где бы его опубликовать.

Неудавшееся преподавание, неудача с «Арабесками» подкашивают писателя. И он бежит из Петербурга. Собирается на Кавказ, но попадает в Васильевку.

Мать Гоголя обожает сына и на каждом шагу говорит о том, что он гений. Это бесконечно злит Гоголя.

«Провинциального жениха» (в 1841 году эта комедия получает название «Женитьба»). Гоголь делает это мастерски, и никакая игра актеров не может сравниться с его чтением.

В сентябре он возвращается в Петербург. Место в Смольном институте писатель теряет, в университете работает с неохотой. Становится ясно, чем все это кончится. И Гоголь решается: «Я расплевался с университетом, - пишет он Погодину. - <…> Неузнанный я взошел на кафедру и неузнанный схожу с нее».

Теперь он свободен и без денег.

Гоголь в это время много пишет. В частности принимается за «Мертвые души». Сюжет, имевший под собой реальную основу, он слышит у Пушкина, загорается им и немедленно выпрашивает, пообещав написать нечто значительное. Начинает писать легко и быстро, но уже к третьей главе работа замедляется, и писатель понимает, что это будет большой роман.

А денег тем временем становится все меньше и меньше. И он снова пишет Пушкину с просьбой прислать какой-нибудь сюжет. «Рука дрожит написать тем временем комедию».

– это похвала Белинского на страницах «Телескопа»: «Гоголь сделал в русской романтической прозе такой же переворот, как Пушкин в поэзии».

Гоголь оказывается в сложной ситуации. С одной стороны, ему нужны деньги, а для этого нужен сюжет, который он и просит у Пушкина. С другой стороны, тот факт, что его ставят выше «учителя», смущает его. Но он верит в великодушие Пушкина, а для себя решает: сохранять хладнокровие. Ведь главное – конечная цель.

Раздел сайта: