Гоголь Н. В. (биография, вариант 5)
Премьера "Ревизора"

Премьера "Ревизора"

Приближается день первого представления «Ревизора». Гоголь самолично просматривает все декорации и просит заменить мебель для дома городничего на более простую. Кроме того, он считает необходимым добавить в интерьер клетку с канарейкой и бутылку водки. Он спорит с режиссером и просит роскошную ливрею Осипа с галунами на костюм, весь запачканный маслом. Он категорически против париков, которые многие актеры желают использовать для большего комического эффекта. Гоголь испытывает постоянные проблемы в общении с актерами, потому что в этой роли он дебютант.

Известие о новом спектакле появляется в пушкинском «Современнике», а также в «Новостях Санкт-Петербурга»: «Сегодня 19 апреля в Александринском театре состоится премьера «Ревизора», оригинальной комедии в пяти актах».

В день премьеры Гоголь приходит в театр, страдая от спазма в желудке и ужасно нервничая. Напряжение нарастает, когда в ложе появляется Николай I с наследником. Писатель из-за занавеса осматривает зал. Неожиданно он понимает, что большинство присутствующих не смогут понять и оценить спектакль. Так мало друзей и так много недоброжелателей.

Он скрывается в директорской ложе и оттуда тайком наблюдает за происходящим в зале и на сцене.

Занавес поднимается и…Гоголь приходит в ужас. Актеры, наряженные, загримированные, появляются на сцене в париках, говорят громче, чем обычно, ошибаются. Его пожелания и рекомендации забыты начисто, и он уже не узнает своей комедии. Бобчинский и Добчинский кривляются, Хлестаков гримасничает и порхает как бабочка, Осип похож на водевильного лакея, а городничий имеет вид старого вояки. В партере и ложах царит оцепенение. Только в райке веселятся. Однако император пока на месте, смеется, аплодирует. Впрочем, он хороший актер. Однако после пьесы, по свидетельству очевидцев, он сказал свою знаменитую фразу: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!»

После спектакля друзья разыскивают Гоголя, но он сбегает. Писатель бродит по городу и заходит к своему другу Н. Прокоповичу. Тот преподносит ему только что изданный экземпляр «Ревизора», но Гоголь швыряет книгу на пол и произносит свое не менее знаменитое: «Господи боже! Ну, если бы один два ругали, ну и бог с ними, а то все, все…»

Гоголь опасается последующих сеансов. Но публика рвется в театр. Билеты раскупаются молниеносно у перекупщиков, а пьеса становится все более спорной. Консерваторы считают автора чуть ли не революционером, подрывающим устои существующего порядка. Либералы, напротив, восхваляют отвагу Гоголя, с которой он обнажает сущность царского режима. Но самого писателя подобные хвалебные отклики пугают. Ведь ничего похожего он не имел в виду. Монархическую систему он считает единственно возможной. И единственное, чем он недоволен, так это людьми, занимающими высокие посты. Цель его пьесы – мораль, а не политика.

Ежедневно до Гоголя доходят разного рода оценки его произведения. Граф Федор Иванович Толстой объявляет его «врагом России» и предлагает отправить в кандалах в Сибирь. Ф. Ф. Вигель считает Гоголя лицом молодой России, циничной и наглой. И. И. Лажечников делится с Белинским своей точкой зрения: «Я бы не дал и копейки за написание «Ревизора», этот фарс в точности соответствует базарному русскому люду».

Критики тоже набрасываются на Гоголя. Ф. Булгарин в «Северной пчеле» обвиняет писателя в «создании своей комедии на невероятности и несбыточности». О. И. Сенковский заявляет, что «в комедии нет ни интриги, ни развязки». Белинский отвечает всем этим критикам анонимно.

Гоголь бесконечно страдает от этой молвы и от непонимания. Он боится потерять приятное расположение императора. Писатель устает и уже не может думать о предстоящей постановке комедии в Москве с Щепкиным в роли городничего. Гоголь пишет актеру: «Мочи нет. Делайте что хотите с моей пьесой, но я не стану хлопотать о ней. Мне сама она надоела так же, как хлопоты о ней». Щепкин пытается уговорить его приехать в Москву, где Гоголя любят и ждут. Но он мечтает уже о путешествии: Германия, Швейцария, Италия… Маршрут выглядит соблазнительно. Но главное – возможность убежать ото всех, забыть весь этот кошмар, «исцелиться».

В Москве премьера «Ревизора» проходит 25 мая 1836 года в Малом театре. Щепкин исполняет роль городничего, Ленский – Хлестакова, и оба имеют успех. Но сама пьеса по-прежнему находится в центре споров.

Молодежь восторженно принимает пьесу, цитирует целые сцены, спорит со старшим поколением и обожает Гоголя.

А сам Гоголь готовится к отъезду. Ему срочно нужны деньги: он продает «Ревизора» дирекции Императорского театра за 2500 рублей ассигнациями. Заблаговременно со значительной скидкой уступает издателям все издание своей пьесы, чтобы поскорее только получить деньги.

его с собой слишком дорого.

«Мертвых душ». По воспоминаниям Якима, чтение продолжалось всю ночь. Пушкин был мрачен. Когда чтение кончилось, он произнес: «Боже, как грустна наша Россия!» О чем они говорили дальше, никто не знает. Это была их последняя встреча.

6 июня 1836 года Вяземский сажает Гоголя и сопровождающего его Данилевского на пароход. И они покидают Россию.

Раздел сайта: